Турнир знатоков русского языка, 3 кл.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Соловьева Татьяна Васильевна

Внеклассная работа по предмету, включающая разнообразные задания, виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 21

Учитель начальных классов Соловьева Т.В.

Внеклассная работа по предмету. 

3 класс

Турнир знатоков русского языка

Цель: формировать устойчивый интерес к изучению русского языка; развивать творческие способности и логическое мышление детей; воспитывать любовь к родному языку.

Задачи: 

-развитие у детей устной речи, повышение уровня их языкового развития,                           - повторение звукового состава слова,                                                                                  -закрепление знаний о частях речи, членах предложения. 

Оборудование:

- конверты с заданиями на карточках,                                                                                                                     -«сердцевинки» и «лепестки» цветов,                                                                                             - листочки для работы детей,                                                                                                               -костюмы для инсценировки;                                                                                                          - портреты М.В.Ломоносова и А.С.Пушкина,                                                                                   - картинки с изображениями: «Ежовые рукавицы», «Ноги в руках», «Не в своей тарелке». 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Разыгрывается двумя учащимися сценка «Поговорили...».

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!

– Как живешь?
– 
Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– 
Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю –
нормально.
– Странно ты говоришь...                                                                                                                               – Почему?
Нормально.
– Ты считаешь –
нормально? 
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне
нормальный человек!
Важно не только говорить по-русски, но и
владеть своим языком!


Учитель: Чему будет посвящен наш сегодняшний турнир?

Учащиеся: Культуре вести беседу, умению общаться.

Учитель: На каких уроках мы с вами учимся культуре общения?

Учащиеся: На уроках русского языка и литературного чтения.

Учитель: Согласна. Но культуре общения мы учимся на всех уроках, и не только в стенах шолы! А на уроках русского языка и литературного чтения это умение мы постоянно совершенствуем.

 

  1. Вступительная часть.

Учитель: 

Наш родной язык – русский. Когда-то первый русский учёный-естествоиспыта-тель мирового значения, энциклопедистхимик,  физик, поэт, утвердивший основания современного русского литературного языка, Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что нашему языку присущи «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского». 

Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

Учитель: Знать свой язык обязан каждый человек! Сегодня мы вместе с вашими родителями, которые являются нашим почетным жюри, посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете. Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?

Учащиеся: Высказывают свое мнение, отвечая на вопрос о необходимости изучать русский язык, уметь владеть им, правильно пользоваться в современной жизни.

  1. Представление команд

Учитель: Сегодня мы будем работать в четырех группах, вам дается 1 минута на представление своей команды: название, девиз.

IV. Конкурсная часть

  1. Конкурс «Разминка»

Учитель: Каждая команда получает карточку с заданиями. За правильно выполненное задание – 1 балл. Максимально можно заработать 6 баллов, время работы с карточкой 3 минуты.

Карточка 1

1.Найдите «лишнее» слово: строка, земля, гряда, походка.

2.Дополните: группа, аллея, Анна.

3.Найдите «лишнее» слово: поезд, подоконник, пересадка, сельский.

4.Что общего в словах: печка, свечка, сочный, елочный.

5.Прочитайте: [й’ож]. Верна ли эта звуковая запись слова?

6.Дополните: дочь, мышь, рожь.

Учитель: Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Карточка 2

Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободи-ли, в его темнице, в углу, оказалось много костей.

Откуда взялись кости?

/Учащиеся указывают на допущенную ошибку в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой./

  1. Конкурс «Помогите!»

Учитель: У двери нашего класса я нашла пакет, а в нем записка:

К вам, ребята, мы спешили, 
Познакомиться решили. 
Но вчера упали с кочки 
И распались на кусочки. 
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.

В конверте «сердцевинки» цветов: звук, слово, части речи, члены предложения – и «лепестки»: звонкий, дополнение, сказуемое, глухой, твердый, прилагательное, согласный, окончание, приставка, корень, суффикс, подлежащее, основа, предлог, обстоятельство, глагол, существительное, глагол, определение, мягкий, предлог.

/Каждая команда собирает свой цветок./

  1. Конкурс «Тарабарский язык»

Учитель:Благодаря тому, что все слова в русском языке относятся к какой-нибудь части речи, появляются такие веселые стихи:

На доске: 

Варкалось. Хливкие шорьки 
Пырялись по наве: 
И хрюкотали зелюки, 
Как мюмзики в мове.

– Определите части речи во втором предложении.

/Учащиеся записывают на листочках предложение, сверху надписывают части речи./

  1. Конкурс «Собери словечко»

Учитель:

– Ах! Какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

- «Соберите» слова. Осторожно, возможны ловушки!

Карточка 3

пере, нос, нас, и, ть
по, па, ход, к, а
угол, оч, ек, ик

  1. Конкурс «Родственники»

Учитель: Вы знаете, что в нашем языке есть слова-родственники. Сценка, которую мы сейчас посмотрим, так и называется – «Родственники».

– Вы кто такие?
– Я – гусь, это – гусыня, а это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетя – гусеница.

Учитель: Слова гусьгусятагусынягусеница – родственные?

Учащиеся: Нет.

Ведущий. Интересно, что слово гусеница раньше произносили «усеница», происходило оно от «ус», так как гусеница была волосатой. Теперь корень – гусениц. Наш язык меняется, развивается. А эти слова родственные?

На доске: 

Вода, водитель, водяной.
Лес, лестница, лесничий.
Левый, лев, налево.

  1. Конкурс «Угадай слово»

Корень мой находится в цене,
В
описи найди приставку мне,
Суффикс мой в
тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.                                    /Оценка. За угаданное слово 3 балла/

  1. Конкурс «Угадай пословицу»

Учитель: Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: легкий – тяжелый, веселый – грустный. Перед вами пословицы-перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова не изменены.

На доске: 

Новый враг хуже старых двух.
Плохая 
слава дешевле бедности.
Всё плохо, что плохо начинается.

/За каждую правильно составленную пословицу дается 1 балл./

Учитель: Как вы их понимаете?

Учащиеся объясняют.

  1. Конкурс «Исправьте ошибки»

Команды получают карточки с текстами, в которых надо найти и исправить ошибки.

/За каждую найденную ошибку засчитывается один балл./

Карточка 4

Зимние каникулы я правел у дяди сережи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок.

  1. Конкурс «Крылатые выражения»

Учитель: Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка – крылатые выражения, которые вы должны записать и объяснить:

Объясните, когда так говорят:
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых ... . (
рукавицах).
Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги ... (
в руки)!
За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря.
А потом сказал:
– Друзья, 
Не в своей ... (
тарелке) я!

Учащиеся заканчивают четверостишия и объясняют смысл выражений.

V. Итог конкурса

Учитель: Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка. Итоги нашего конкурса подведет жюри.

Награждение победителей.

Приложения

        

 


        

с л о в о

з  в  у  к

члены предложения

части речи

з в о н к и й

дополнение

суффикс

глагол

основа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"

Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Викторина по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятие способствует развитию интереса к изучению русского языка, развитию логического мышления школьников....

Турнир знатоков русского языка "Мой верный друг, язык мой русский"

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выра...

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 2 класс

Класс делится на 3 команды, каждой команде даются задания в различной форме:загадки, ребусы, кроссворды. На каждое задание отводится определённое время. После каждой номинации подводится итог и выстав...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-4 классах «Турнир знатоков русского языка»

Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка» направлено на сохранение культуры русского языка.  Проводится в форме словесного турнира по предмету в рамках ФГОС НОО. Предла...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"...