"Что такое родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Парахина Ирина Юрьевна

Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_rodstvennye_slova.docx986.82 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку «Что такое родственные слова» (2 класс, УМК «Школа России»)

ГБОУ школа № 537 Московского района г. Санкт-Петербург

Открытый урок по русскому языку

2 класс

(УМК «Школа России»)

Разработала: учитель начальных классов

Парахина  Ирина Юрьевна


Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научаться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

  1. учебник  русского языка для 2 класса (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий);
  2. рабочая тетрадь;
  3. презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,
  4. карточки для рефлексии  

Ход урока:

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

I.Организационный момент

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

II.Актуализация знаний. Орфографическая минутка.

Слайд № 2-3

- Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

Л

Е

С

Г

О

Р

Е

М

О

Р

О

З

Х

О

Т

Е

Т

Ь

Т

Е

М

Н

О

Т

А

- Итак, какие слова мы называем синонимами?

Учащиеся записывают следующие слова:

Бор, беда, стужа, желать, потемки.

Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.

III.Самоопределение к деятельности.

- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»             (Слайд № 4)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница     

– О! Здравствуйте! Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.                  

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.

- Ребята, кого мы называем родственниками?

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

– Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?

- Кого же можно здесь назвать родственниками?

- Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

Тех. Кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.

Ребята доказывают.

Гуся, гусыню, гусят.

VI.Работа по теме урока.

- Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

- Прочитайте текст упражнения 77.

-Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите два признака родственных слов.

- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.

- Какая общая часть в этих словах?

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать? (слайд № 5)

Вывод: какие слова записали? Почему?

- В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)

- Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так:

Что такое родственные слова?

Читает ученик с хорошим навыком чтения.

Предположения учащихся

Общая часть и близкое значение.

Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята

-гус

Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина

Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение.

Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.

Общая часть – брат, барабан, рыб.

V.Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

VI.Закрепление изученного материала

- Прослушав сказку, назовите родственные слова. (слайд № 6)

В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

- Почему,  - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

- Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?

- Запишите эти слова в тетрадь  и выделите общую часть знаком

- Какая общая часть у всех этих слов?

Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.

Ел-

VII.Рефлексия.

- Вам даны карточки: (слайд №7)

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

- В каждой группе  зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

- Проверьте работу  у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -.

Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница.

VIII.Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?

- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно  было назвать родственными?

- Что общее у синонимов и родственных слов?

Что такое родственные слова.

Есть общая часть и близкое значение.

Общее значение.

IX.Домашнее задание

Выполнить упражнение 79 страница 59

Программный уровень: записать 4-5 родственных слов (слайд №8)

Примечание №1:

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Примечание №2

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

Парахина Ирина Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое родственные слова?»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе....

Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС

Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...

Что такое родственные слова?

Методическая разработка урока по русскому языку для второго класса...

Что такое родственные слова?

Конспект  урока по русскому языку "Что такое родственные слова?"...

Технологическая карта урока русского языка «Однокоренные слова. Что такое родственные слова»? (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: Научить учащихся находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: что такое корень слова;2. Уметь: находит...