разработка урока русского языка по теме "Что такое родственные слова?" 2 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

урок по программе "Школа России" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chto_takoe_rodstvennye_slova.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

- учебник русского языка для 2 класса

- рабочая тетрадь;

- презентация

- карточки для рефлексии.

Ход урока.

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся.

1. организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Откройте , пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний. Орфографическая минутка.

У каждого на столе лежат карточки с текстом.

Прочитаем стихотворение.

Выпишите из стихотворения слова-антонимы.

Написание, какого словарного слова из стихотворения вы знаете?

Составьте предложение со словом яблоко.

Запишем предложение, подчеркнем основу.

Какие еще словарные слова вам встретились в стихотворении?

Читает хорошо читающий ученик

низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое.

(у доски работает ученик, затем сверка, самооценка с помощью светофора)

Яблоко

Воробей, цыпленок.

3. самоопределение к деятельности.

Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

- О! Здравствуйте! Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово».

Ребята, кого мы называем родственниками?

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?

Кого же здесь можно назвать родственниками?

Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию. Ребята ж доказывают.

Гусь, гусяню, гусят.

4.  работа по теме урока.

Откройте учебники на стр.58.

На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

Прочитайте текст упр. 77

Чем похожи выделенные слова?

Что их объединяет?

Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

Назовите два признака родственных слов?

А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.

Какая общая часть в этих словах?

Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью Гус- можно подобрать?

Вывод: какие слова вы записали? Почему?

В упр.78 на стр.59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)

Спишите: 1 ряд – 1 группу, 2 ряд – 2 группу, 3 ряд – 3 группу.

Выделите общую часть родственных слов так:

Что такое родственные слова?

Читает ученик с хорошим навыком чтения. Предположения учащихся.

Общая часть и близкое значение.

Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусята, гусыня.( у доски ученик)

- Гус.

Гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина.

Родственные слова, так как есть общая часть и близкое значение.

Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Общая часть – брат, барабан, рыб

5. физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – наместо тихо сесть.

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем.

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

6. закрепление изученного материала.

Прослушав сказку, назовите родственные слова.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивали Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишечки.

- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?

Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком

Какая общая часть у всех этих слов?

Ель, Елка, Ель, ельник, еловые.

Ел-

7. рефлексия.

Вам даны карточки.

  1. жарко, жарится, печется.
  2. дерево, деревянный, сосна, деревцо.
  3. чайка, чайник, чайный.
  4. лес, лестница, лесничий.

В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

Проверьте работу у соседа по парте оцените с помощью знаком +, =, !.

Учащиеся зачеркивают слова: печется, сосна, чайка, лестница.

8. подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными?

Что такео родственные слова.

Есть общая часть и близкое значение.

9. домашнее задание.

Упр.79 стр.59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: Не с глаголами. УМК Школа России Т.Г. Рамзаева 3 класс

Методическая разработка урока.Презентация к уроку.Таблицы и карточки для индивидуальной работы учащихся....

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России....

Разработка урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения". Программа "Школа России". 4 класс.

Урок  "Главные и второстепенные члены предложения" проводится в теме "Синтаксис и пунктуация. Предложение."...

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...

Конспект урока по русскому языку Обучающее сочинение «Зимние забавы» 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Обучающее сочинение «Зимние забавы»Цели урока:•  формировать умение связно излагать свои мысли на письме;•  способствовать развитию речи и мышления у...

Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов". 3 класс. Школа России.

Данный урок был разработан и проведен в рамках методического дня "школа -центр патриотического воспитания учащихся школ района"....

Урок русского языка по теме:"Однокоренные слова" 3 класс Школа России

План-конспект урока русского языка по теме ""Однокоренные слова" 3 класс Школа России...