Урок русского языка по теме: Не с глаголами. УМК Школа России Т.Г. Рамзаева 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Махусаева Людмила Викторовна

Методическая разработка урока.

Презентация к уроку.

Таблицы и карточки для индивидуальной работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель: Махусаева Л.В.,

учитель II категории МАОУ СОШ №1 п. Серышево имени Сергея Бондарева
Предмет: русский язык
(учебник русского языка УМК Школа России Т.Г. Рамзаева ООО «Дрофа»2010.).
Продолжительность: 45 мин.
Класс: 3 Г класс.

Тема:  Не  с глаголами.

Цель:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  1. положительная мотивация и познавательный интерес к изучению глаголов;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  1. желания переосмыслить собственные знания по изученной теме и их применение на практике.

Предметные:

У учащихся будут сформированы:

- умения распознавать глаголы в тексте;

- умения устанавливать связь глаголов с именами существительными,

- умения определять время, род и число глаголов, правильно писать частицу не с  глаголами;

Учащиеся получат возможность для формирования:

- умения разбирать глаголы по составу;

- умение видеть орфограммы в глаголах  и находить способы проверки их написания.

Метапредметные:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  1. осознавать цели и задачи данной темы;
  2. следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритму  (памятке);
  3. осуществлять само- и взаимопроверку.

 Учащиеся получат возможность научиться:

  1. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  2. вносить необходимые коррективы в процессе работы;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  1. находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать глаголы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. самостоятельно определять свои знания и незнания по теме: Не с глаголами;
  2. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  3. приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  2. договариваться и приходить к общему решению;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;
  4. задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Тип урока – комбинированный

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, учебник для 3 класса,2 часть УМК Школа России Т.Г. Рамзаева ООО «Дрофа»2010, презентация к уроку, индивидуальные карточки.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

(Приветствие)

- Если хмуришься с утра,

То  поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь!                                        

Ребята, я рада вас видеть, и хочу посмотреть на ваше настроение.

Пред вами на столах лежат цветные полоски «Светофорики»:

  1. Красный (волнение перед новым материалом),
  2. Желтый (пока не понятно),
  3. Зеленый (уверен в своих силах).

Посмотрите на них внимательно и выберите тот цвет, который соответствует вашему эмоциональному настроение именно сейчас. Спасибо.

  1. Минутка чистописания:  

С чего мы начали урок. (С улыбок друг другу)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.(Выделить орфограммы)

 

Уу – написать три раза и продолжить   ул уг ус ув ур ум ую уд

  1. Стадия вызова.

Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Замечательный дружище:

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Да каленый гребешок.

Он у плотника в почете,

Каждый день с ним на работе.  (топор) (слайд – картинка)

- Что такое топор?

- Найдите определение в  толковом словаре:   «Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки».

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Составим синквейн с этим словом, запишем.

Топор.

Железный, крепкий.

Рубить, нести, колоть.

Топор очень тяжелый инструмент.

Орудие труда.

Определение темы урока и целей.

- Вспомним пословицу с этим словом.

Крепкую дружбу и топором (не) разрубишь. (Слайд)

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Настоящая дружба навсегда).

- Как надо написать не? (Раздельно)

- Запишите пословицу в тетрадь. Сделайте разбор по частям речи.

- С какой проблемой встретились?

- Что такое не?

- К какой группе относится? (К служебной т.к. она не называет предмета, ни признака, ни действия, не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос.)

- Предлог, союз или частица?

- Итак, назовите тему нашего урока. (Частица не с глаголами) (Слайд)

- Запишите в таблицу, в графу знаю: не – частица.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что еще хочу узнать

Не - частица

1. Как  частица не пишется с глаголами?

раздельно

Слова -исключения

2. Для чего употребляется в речи?

 отрицательный смысл

- Подумайте, что бы вы хотели узнать про частицу не с глаголом?

- Запишите в таблицу ( в графу хочу узнать)

III. Осмысление.

Знакомство с новым материалом.

- Для того, чтобы  вспомнить о глаголе предлагаю прочитать текст на листочках. Рядом с каждым предложением делайте пометы: (инсент)  V – эту информацию знал, знаю, вспомнил. + - эта информация для меня новая. ? – эта информация мне непонятна, у меня есть вопросы.

Если информация знакома, то рядом записывайте пример.

Глагол

V

+

?

Примеры

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Глагол отвечает на вопросы: что делать?,

что сделать?

3. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

4. Глаголы изменяются по числам.

5. Глаголы изменяются по временам.

6. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.

7.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

- По примеру сформулируйте правило.

Для вас это новое или вы это знали?

Почему частица не пишется с глаголами раздельно?

- Ваши предположения?

- Слова могут употребляться без не.

- Послушайте стихотворение:

Кто-то ночью в темноте
Меж глаголами и
не
Яму выкопать решил
Чтоб глагол с
не  не дружил
Их теперь не соединяют
Пробел меж ними оставляют.

- Запишите правило в таблицу:

Не  с глаголами пишется раздельно.

- Глаголы терпеть не могут частицу не.

- Почему глаголы оттолкнули ее от себя?

- Ваши предположения?

- Посмотрите на картинку. Составьте предложение. (Слайды)

Мальчик пишет буквы.

Девочка не пишет буквы.

Запишите: пишет – не пишет

- Как изменился смысл слова и всего предложения?  (наоборот, глагол отрицается)

- Почему это произошло? (появилась частица не)

Птицы летят на юг.

Птицы не летят на юг.

Запишите: летят – не летят

- Как изменился смысл слова и предложения? Почему?

Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает.

- Сделайте вывод: Какую роль играет частица не  в нашей речи?  (Отрицает)

- Запишите в таблицу: Придает отрицательный смысл.

Работа по учебнику. Наблюдение за глаголами без и с частицей не.

Упражнение 589

- Прочитайте правило в учебнике на с. 99

Физминутка.

Закрепление.

- Хотите посмотреть, как ведет себя частица не в предложении?

1) Дополни пословицы, подходящими по смыслу глаголами с частице не . Упр. 592 с. 100 (Слайд)

Карточки для самостоятельной деятельности тех, кто справился с заданием быстро.

Прочитай и напиши пропущенные глаголы с частицей не

Листья поблекнуть ещё ________

Жёлты и свежи лежат как ковёр.

(Н.А. Некрасов)

На утренней заре пастух

_____________ уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их ______________ его рожок.  

(А.С. Пушкин)

Вставь глаголы с частицей не: гонит, успели, зовёт.

2) Составление предложения. (Слайд)

Тема:  Петя заболел. ( У Пети высокая температура. Он не пошёл в школу. Мальчик не приготовил уроки. Не стал учить стихотворение.)

- Составьте  предложение, где встретится глагол с частицей не.

- Запишите, проверьте друг у друга, похвалите, если все записано правильно.

Я составила предложение:

Пете нездоровится, поэтому не пойдет в школу.

- Найдите глаголы.

- Что значит: недомогает? (недомогает, болеет)

- Что заметили?

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

- Как вы думаете, есть ли еще слова – исключения?

 Есть  глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:

НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.

Запишем в таблицу и узнаем дома ещё глаголы-исключения.

  1. Домашнее задание. Упр. 593, с.100 правило. Найти ещё глаголы исключения. (недоговорить, недогрузить, недоплатить, недосчитать, недоспать, недоплатить )
  2. Рефлексия. Итог урока, проверка знаний.

- Что нового на уроке узнали?

Выберите цвет, обозначающий ваше отношение к полученным знаниям.

  1. Красный – ничего не понял
  2. Жёлтый – понял, но остались вопросы.
  3. Зелёный – всё понятно, могу идти дальше

Урок окончен. Спасибо.

МАОУ СОШ №1 п. Серышево имени Сергея Бондарева

Урок открытия новых знаний по теме: Глагол.

3 класс

Разработал урок:

учитель II категории

Махусаева Л.В.

2013 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Урок подготовила Махусаева Л.В., учитель II категории МАОУ СОШ №1 п. Серышево имени Сергея Бондарева

Слайд 2

Светофор Пред вами на столах лежат цветные полоски « Светофорики »: Красный (волнение перед новым материалом), Желтый (пока не понятно), Зеленый (уверен в своих силах).

Слайд 3

Двадцать девятое апреля Классная работа Уу ул уг ус ув ур ум ую уд

Слайд 4

топор

Слайд 5

Синквейн Топор Железный, крепкий Рубить, колоть, нести. Топор очень тяжёлый инструмент. Орудие труда.

Слайд 6

Крепкую дружбу и топором (не) разрубишь. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Прил. Сущ. Союз. Сущ. Глаг. Частица .

Слайд 7

Знаю Хочу узнать Узнал Что еще хочу узнать Не - частица Как частица не пишется с глаголами? 2. Для чего употребляется в речи?

Слайд 8

Инсент V + ? Примеры 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? 3. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. 4. Глаголы изменяются по числам. 5. Глаголы изменяются по временам. 6. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. 7. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. + + + + пишет читает Что делать? писать Что сделать? написать Девочка (что делает?) пишет письмо. пишет(ед.ч.) – пишут(мн.ч.) пишет(н.в.), писал(п.в.), напишет (будет писать)(б.в.) + писал (м.р.), писала( ж.р ), писало(ср.р.) + ? Глагол

Слайд 9

Инсент V + ? Примеры 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? 3. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. 4. Глаголы изменяются по числам. 5. Глаголы изменяются по временам. 6. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. 7. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. + + + + пишет читает Что делать? писать Что сделать? написать Девочка (что делает?) пишет письмо. пишет(ед.ч.) – пишут(мн.ч.) пишет(н.в.), писал(п.в.), напишет (будет писать)(б.в.) + писал (м.р.), писала( ж.р ), писало(ср.р.) + + Частица не с глаголами пишется раздельно.

Слайд 10

Девочка читает. Мальчик не читает.

Слайд 11

Птицы летят на юг. Птицы не летят на юг.

Слайд 12

Знаю Хочу узнать Узнал Что еще хочу узнать Не - частица Как частица не пишется с глаголами? 2. Для чего употребляется в речи? раздельно отрицательный смысл Слова – исключения

Слайд 13

Физминутка

Слайд 14

Упражнение 589 Правило с. 99 Упражнение 592

Слайд 15

Петя заболел У Пети высокая температура. Ученик не пошёл в школу. Он не приготовил уроки. Больной мальчик не гуляет на улице. Пете нездоровится, поэтому он не ходит в школу. Нездоровится – глагол исключения

Слайд 16

Нездоровится, недомогает – глаголы исключения. Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ. Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ: НЕДОлюбливать , НЕДОоценить , НЕДОпонимать , НЕДОслышать .

Слайд 17

Знаю Хочу узнать Узнал Что еще хочу узнать Не - частица Как частица не пишется с глаголами? 2. Для чего употребляется в речи? раздельно отрицательный смысл Слова – исключения

Слайд 18

Инсент V + ? Примеры 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? 3. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. 4. Глаголы изменяются по числам. 5. Глаголы изменяются по временам. 6. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. 7. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. + + + + пишет читает Что делать? писать Что сделать? написать Девочка (что делает?) пишет письмо. пишет(ед.ч.) – пишут(мн.ч.) пишет(н.в.), писал(п.в.), напишет (будет писать)(б.в.) + писал (м.р.), писала( ж.р ), писало(ср.р.) + + Частица не с глаголами пишется раздельно.

Слайд 19

Домашнее задание Упражнение 593, с. 99 правило.

Слайд 20

Рефлексия Выберите цвет, обозначающий ваше отношение к полученным знаниям. Красный – ничего не понял Жёлтый – понял, но остались вопросы. Зелёный – всё понятно, могу идти дальше



Предварительный просмотр:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что еще хочу узнать

Не - частица

1. Как  частица не пишется с глаголами?

раздельно

Слова -исключения

2. Для чего употребляется в речи?

 отрицательный смысл

Инсент

V

+

?

Примеры

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Глагол отвечает на вопросы: что делать?,

что сделать?

3. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

4. Глаголы изменяются по числам.

5. Глаголы изменяются по временам.

6. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.

7.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Прочитай и напиши пропущенные глаголы с частицей не

Листья поблекнуть ещё ________

Жёлты и свежи лежат как ковёр.

(Н.А. Некрасов)

На утренней заре пастух

_____________ уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их ______________ его рожок.  

(А.С. Пушкин)

Вставь глаголы с частицей не: гонит, успели, зовёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

Конспект урока русского языка «Что такое возвратные глаголы?» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о возвратных глаголах и их правописании в неопределённой форме; умения распознавать и правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме, ...

Конспект урока русского языка "Время и число глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Время и число глаголовЦели деятельности учителя: совершенствование умений определять время и число глаголов, изменять глаголы по временам и числам.Планируемые резуль...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...

Конспекта урока русского языка "Значение и употребление глагола" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Значение и употребление глагола» Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие уме...

Конспект урока по русскому языку по теме «Спряжение глаголов». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: формирование понятия «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «спряжение глагола»...