Урок русского языка "Закрепление знаний о глаголе" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Овдиенко Лариса Николаевна

Закрепляем знание о глаголе в 3 - м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zakreplenie_znaniy_o_glagolekak_chasti_rechi.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Закрепление знаний о глаголе, как о части речи».

УМК «Школа России», 3 класс

Цели урока:

  1. Закрепить знания о глаголе, как о части речи.
  2. Совершенствовать умения в определении времени и числа глаголов.
  3. Развитие речи, умение составлять рассказ по опорным словам, обогащение словарного запаса.
  4. Совершенствование каллиграфических навыков.
  5. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

Орг. момент.

Сяду ровно, не согнусь

За работу я возьмусь.

Я тетрадочку открою,

уголочком положу.

Я от вас друзья не скрою-

Ручку правильно держу.

Запишите пожалуйста число, классная работа( с комментированием)

.

Постановка цели урока:

    Сегодня на уроке вас ждёт встреча с хорошо знакомым вам и очень вами любимым героем. А имя этого героя вы найдёте среди наших друзей, букв русского алфавита. Будьте внимательны!

На доске:    воаинпдорбпрьдвлоьбрплдядюшкабьрюкегеараптдпад

Валоирлглаголмибььбмитклдвдлпдрпроджююбпьадпрл

Молодцы! Нам действительно сегодня на уроке предстоит встреча с ГЛАГОЛОМ.

На наших уроках мы многое узнали об этой части речи, подружились с неутомимым тружеником – дядюшкой Глаголом. Давайте повторим всё, что мы о нём узнали.

Актуализация полученных знаний.

Он даже прислал нам письмо в каком–то странном конверте. Здесь записаны буквы.

                                         Назовите правильно эти буквы.

                                         На какие две группы можно их разделить?

                                         Назовите признаки гласных звуков

                                         Назовите признаки согласных звуков.

                                         Попробуйте из записанных букв составить слово

                                         Молодцы! Это действительно слово ФУТБОЛ.

                                          ( объяснить значение и происхождение слова)

А теперь давайте попробуем сравнить два слова  

              ГЛАГОЛ                    ФУТБОЛ

Что общего у этих двух слов?

Чистописание.

НА нашей сегодняшней минутке чистописания мы запишем букву, которая обозначает согласный звук и которая встречается в обоих словах.

Назовите эту букву. Вспомните, как правильно и красиво она пишется

( образец на доске) .

Ребята мы неслучайно заговорили о футболе. В конверте есть письмо от дядюшки Глагола.

Сегодня в городе Глаголов состоится футбольный матч.

Я приглашаю Вас на стадион. Высылаю план, по которому вы          

               очень быстро найдёте спортивную арену.

Дядюшка Глагол.

( на доске появляется план – карта города Глаголов)

Ребята , примем ли мы предложение Глагола?

Мы обязательно отправимся в город Глаголов. Посмотрите, стадион находится  на самой окраине  города. Проходя по улицам города, нам необходимо будет применить все свои знания.

Работа по теме урока.

Мы находимся у ворот города, который охраняют стражники. В город мы можем попасть лишь в том случае, если отгадаем секретный шифр замка. Для этого необходимо найти и записать из каждой группы слов глагол.

( группы слов записаны на отдельных листочках)

бег                         рослый                  старик                      варит

бегал                     рост                       стареть                     варёный

беглый                  рос                         старый                     варенье

  • Что общего во всех словах группы ? ( родственные слова)
  • Выделите корень.
  • Найдите глагол, докажите, что это действительно глагол.
  • Назовите, какими частями речи являются остальные слова. Докажите.

А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на глаголы и постарайтесь запомнить их. А сейчас я закрою доску, а вы должны записать глаголы в тетрадь.

Молодцы! Итак, перед нами полянка, которую глаголы называют числовой, потому, что оказавшись здесь , глаголы постоянно изменяются по числам. Посмотрите, что общего у всех глаголов, находящихся на правой полянке.

                                                                                     Все глаголы стоят в ед.ч.

лает                  кусает

охраняет      сторожит

скулит            играет

прыгает

                                                                             т. к. они обозначают действие      

                                                                                      одного предмета.

                                                                             Как вы думаете, о ком нам    

                                                                             рассказывают эти глаголы?

                                                                             Какие ещё действия может          

                                                                             совершать собака?

                                                                           Как будут звучать эти глаголы,

                                                                             если они попадут на полянку

мн.ч.?

 А сейчас мы с вами поиграем в игру , которая называется « Определи число».

ФИЗМИНУТКА

Я называю глагол ед. числа – вы приседаете , а если множественного – разводите руки в стороны.

Определение времён глаголов.

     Молодцы! Мы оказались с вами на улице времён глаголов.

Посмотрите, нам навстречу бежит дядюшка Глагол. Он как всегда очень занят и очень спешит. Он уже сделал огромное количество дел, сейчас он тоже что-то делает, а сделать ему предстоит ещё очень многое.

На ходу он попытался рассказать, чем он сегодня занимался. Но я , честно говоря, ничего не поняла. В своём рассказе он использовал только глаголы.

сходил

купил

спешит

будет болеть

будет радоваться

поедет

- Прочитайте внимательно глаголы и подумайте: что Глагол уже успел сделать?

  • На какой вопрос отвечают эти глаголы?
  • Какое действие они обозначают?
  • Как называются эти глаголы?
  • Запишите в тетрадь глаголы прошедшего времени.
  • Приведите свои примеры глаголов прошедшего времени.

Аналогичная работа проводится с глаголами настоящего и прошедшего времени.

- Ребята, неужели наш глагол решил заболеть? ( переносное значение слова)

Работа по развитию речи.

Давайте попробуем составить небольшой рассказ о Глаголе, используя данные слова. Не забывайте, в городе важный футбольный матч, и все действия связаны с этим событием.

( дети составляют устный рассказ)

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Совсем немного времени осталось до футбольного матча. И нам с вами осталось приобрести билеты в кассе. Для этого вам необходимо продемонстрировать хорошие знания глаголов

Каждому из вас предлагается небольшой текст, который вы должны будете списать, найти все глаголы, указать их число и время .

День был жаркий. Вдруг набежали синие тучи. Начинается дождь. Футбольный матч состоится в любую погоду.

( первый, выполнивший задание, определяет число и время глаголов на доске)

Поднимите руки , кто без ошибок справился с этим заданием.

Молодцы! Наши друзья глаголы предлагают вам сыграть в этом футбольном матче. Вы согласны?

Против вас играет команда глаголов неопределённой формы. Что вы о них знаете? Назовите этих игроков.

На доске:   бежать            думает                принёс             ловить          

                              ходит             прыгать                 забивать          летает

                   носить          пропускать            плакал                 свистеть

Команда учеников готова к матчу…Напоминаю вам правила игры:

Не заметили глагол – значит, пропустили гол.

  Учитель читает стихотворение, ученики, услышав глагол должны подпрыгнуть, как вратари.

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой –

Не угнаться за тобой.

Покатился в огород,

Докатился до ворот….

Молодцы, ребята ни одного гола мы с вами не пропустили. А сейчас мы приглашены на конференцию , где журналист будет задавать вам вопросы. Вы готовы?

  • Что обозначает глагол?
  • На какие вопросы он отвечает?
  • Каким членом предложения является глагол.
  • Когда глагол стоит в единственном числе?
  • Когда глагол стоит во множественном числе?
  • На какие вопросы отвечают глаголы п.в. ,н.в. , б.в.
  • На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
  • Как пишется частица не с глаголами?

Молодцы, ребята вы показали прекрасные знания по теме глагол, а теперь давайте расскажем всем присутствующим, каким образом мы достигли таких результатов.

Инсценировка стихотворения. Подведение итогов.

Я пришел из школы,

Я учу глаголы…..

Мне их выучить пустяк!

У меня свой метод!

Применяется от так,

Новый метод этот:

« Кричать» - кричу,

« Вертеть» - верчу,

« Двигать» - двигаю

« Прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!…

Открываю: наш сосед….

( Он живет под нами).

Не причёсан, не одет –

В тапках и в пижаме.

Он кричит:

  • Прошу прощенья!

Это что – землетрясенье?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

  • Уважаемый сосед,

      никого в квартире нет,

    Я пришёл из школы

   И учу глаголы….

    Вот каким тяжёлым трудом достаются знания. Наш урок подходит к концу. Понравился он вам? Мне тоже очень понравилось, как вы работали.

И в заключении давайте подведём итог .

Рефлексия

Чем же мы занимались сегодня на уроке. Отвечать можно только, используя глаголы.

 Дети : думали, играли , смеялись, трудились….

Учитель: хвалю, благодарю, отдыхайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: обучение грамоте (обучение письму) 1 класс по УМК « Школа России» Тема"Строчная и заглавная буквы Л, л."

Данный урок был проведён мною в первом классе как открытый. На нём присутствовали представители учреждений дошкольного образования с целью осуществления преемственности дошкольного и начального школьн...

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

урок русского языка "Общее понятие о предлоге" 2 класс УМК "Школа России"

урок русского языка "Общее понятие о предлоге" 2 класс УМК "Школа России"...

Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости" 1 класс программа "Планета знаний"

Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости" 1 класс программа "Планета знаний"...

Конспект урока. Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном" 3 класс...

Актуализация знаний и создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы в 1-4 классах

Актуализация знаний - актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.Создание проблемной ситуации - создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового...