Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Оськина Татьяна Владимировна

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka._2_klass._koren._odnokorennye_slova.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  русского  языка.  2  класс.

     Тема: Корень слова. Однокоренные  слова.

Методическая разработка учителя начальных       классов   ГБОУ  СОШ № 495  Оськиной  Т. В.

 Тема урока:  Корень слова. Однокоренные слова.

Цели  урока:

 - Обеспечить усвоение определения однокоренных слов.

 - Формировать умение находить корень слова, подбирать однокоренные слова с учётом двух признаков однокоренных слов.

 - Развивать речь учащихся.

 - Развивать внимание, память, логическое мышление учащихся.

 - Воспитывать познавательный интерес у учащихся.

 - Воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока:

1) Определение темы урока. Знакомство с понятиями «корень слова», «однокоренные слова».

Запись на доске: Маленькое дело лучше большого безделья.

 - Прочитайте записи на доске. Что записано?

 - Предложение, пословица.

 - Как вы её понимаете?

 - Лучше хоть небольшое дело сделать, чем просто бездельничать.

 - Какие известные вам орфограммы вы видите в словах этого предложения?

Учитель подчёркивает названные детьми орфограммы.

 - Приготовьтесь записать эту пословицу в тетрадь. О чём нужно вспомнить, прежде, чем начать писать?

 - Правило о предложении.

 - В словах много орфограмм, которые вы ещё не изучали, поэтому списывайте очень внимательно. Старайтесь писать красиво и аккуратно.

 - Прочитайте пословицу ещё раз. Что вы заметили?

 - Здесь есть родственные слова «дело» и «безделье».

 - Докажите, что это родственные слова.

 - У них есть общая часть «дел».

 - Давайте обозначим дугой общую часть в этих словах.

Запись слов на доске и в тетрадях учащихся:  дело

                                                                              безделье

 - Эти слова сходны по смыслу.

 - Сравните: «дело» и «безделье». Сходны ли слова по смыслу?

 - Противоположны.

 - Но тем не менее эти слова действительно являются родственными. Как же это объяснить? ( Безделье – без дела, отсутствие дела. Общее значение заключено в общей части родственных слов. А часть слова «без»-  придаёт слову противоположное значение. )

 - Подберите и запишите ещё 1-2 родственных слова к данным. Выделите дугой общую часть.

Дети выполняют задание.

Проверка:

 - Какие слова записали? Какую общую часть выделили?

Вывод:  Общая часть родственных слов называется корнем.

 - Какой корень в родственных «дело», «безделье», «деловой», «делать» и т. п.? Как мы его выделяли? Кто догадался о теме урока?

Тема: Корень слова.

 

 - Как вы думаете, почему учёные использовали именно это слово для названия одной из частей слова?

Учащиеся высказывают предположения.

 - В каком основном значении употребляется в нашей речи слово «корень»?

 ( Корень – подземная часть растения, которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду и питательные вещества. Корень – это главная часть растения. )

 - И в слове корень – главная часть, она есть во всех родственных словах, в ней заключено общее значение родственных слов.

 - Корень – это сердцевина слова, его смысловой центр. От него ( корня ) растут слова, как ветки на дереве.

 - Какие слова могли бы вырасти на этом дереве, от этого корня? Запишите их. Кто больше? Выделяйте корень в словах.

Учитель оказывает помощь тем, кому она необходима.

Проверка:

 - Какие слова вы «вырастили» от корня  лес-? ( Лесок, лесочек. Лесной, лесник, перелесок, лесовик, лесничий, лесовоз, лесопилка и т. п. )

Учитель помещает карточки со словами на ветки дерева, хвалит детей.

 - Что же объединяет все эти слова?

 - Они образованы от одного корня лес-, сходны по значению.

 - Как одним словом можно назвать эти слова, слова, образованные от одного корня?

 - Однокоренные, родственные.

 - Дайте определение однокоренных слов.

 - Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными.

2) Выделение признаков однокоренных слов.

 - Откройте учебники на странице 146. Посмотрите, правильно ли мы вывели правила о корне слова и однокоренных словах.

 - А сейчас мы выведем ещё одно правило об однокоренных словах. Для этого надо внимательно понаблюдать за парами слов:

парта – парк

пень – пенёк

коза – коса

коза – козлёнок

азбука – алфавит

город – городской

лимон – апельсин

лимон – лимонный

 - Сравните слова в каждой паре.

 - Здесь есть пары однокоренных слов и неоднокоренных.

 - Выпишите пары слов, которые являются однокоренными. Выделите корни.

Проверка:

 - Прочитайте пары слов. Почему вы считаете, что это однокоренные слова?

 - У них один корень.

 - Но ведь в словах «парта» и «парк» тоже есть общая часть пар-.

 - Эти слова различны по смыслу.

 - Но ведь слова «азбука» и «алфавит» очень близки по смыслу, могут заменять друг друга.

 - У этих слов нет общей части – корня.

 - Какой вывод можно сделать? Какие признаки у однокоренных слов?

Вывод:  Однокоренные слова имеют два признака:

1. Они сходны, близки по смыслу.

2. У них есть общая часть (корень).

 - Откройте учебник на стр. 148. Верно ли мы определили признаки однокоренных слов? (Да)

3) Закрепление:

- Пользуясь новыми знаниями, выполним  упражнение 401. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Кому нужна помощь?

Проверка:

 - Верно ли я выполнила задание:  холод – мороз?

 - Нет.

 - Почему?

 - Эти слова не являются однокоренными, т. к. у них нет общей части – корня.

 - Какие вы нашли однокоренные слова? Докажите, что эти слова являются однокоренными.

 - Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.

Проверка.

4) Контрольный срез:

 - А сейчас вы выполните трудное задание. Вы хорошо работали на уроке, поэтому все справитесь с ним.

Запись:  гора, горелка, горка, горный, горение, гористый, горит.

- Разделите слова на две группы. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.

5) Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное сопровождение к уроку русского языка по теме "Однокоренные слова" во 2 классе

Презентация для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа России"....

Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова." 2 класс

Урок русского языка «Повторение понятий корень, однокоренные слова» проводится во втором классе при изучении раздела «Части слова. Корень.»  на завершающем этапе обучения. Урок построен с ис...

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова.

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....