Открытый урок "Падежи имён существительных. Обобщение"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Никитина Елена Васильевна

Открытый урок русского языка в 4 классе. Учебник Т.Г.Рамзаева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Обобщить знания о падежах имён существительных;
  2. Совершенствовать умения определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;  
  3. Развивать коммуникативные умения учащихся (работа в парах, в группах).
  4. Применять на уроке здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:

  1. Мяч;
  2. Листки самооценки;
  3. Сигнальные карточки;
  4. Карточки для заданий по выбору;
  5. Карточки-памятки;
  6. Карточки «домашнее задание»

Ход урока

1. Организационный момент.

                       Я сегодня молодец.

                       На уроке удалец.

                       Всё я знаю, расскажу,

                       Всё красиво напишу.

- Ребята, сегодня  во время урока вы должны будете заполнить таблицу самоконтроля.

-Определим этапы урока.

             

Проверка д/з

Определение темы и цели урока

Словарная работа

Обобщение изученного.

Работа в группах.

Подведение итогов.

Задание на дом.

2. Проверка д/з.

- Сейчас мы немного поиграем и заодно повторим домашнее задания. Я буду бросать мяч одному из вас и задавать вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.

  1. Что такое имя существительное?
  2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
  3. Что обозначает имя существительное?
  4. Как изменяется имя существительное?
  5. Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
  6. Как определить падеж имени существительного?

3. Введение в тему.

- В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском -22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.

- Давайте определим тему и цели урока.

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(Карточка-памятка у каждого ученика)

4. Словарная работа.




 

 





[т]                вдоль  гря . ки                  

[и]                на  оз . ро                      

[т]                к    ло . ке                      

[а]               без  в . ды                        

[а]                в  . кно                            

[а]               по  тр . пинке                    

[ш]              про  фла . ки                            

[и]               у  бер . га

[ш]               к   доро . ке                        

[с]               на берё . ку

 -Что записано на доске?  

- Какую работу со словами можно выполнить?

 Сгруппируем слова по орфограммам. Записываем по вариантам, вставляя пропущенные орфограммы:

            І вариант            ІІ вариант

                 озеро                грядки

                 воды                лодке      

                 окно                флажки        

                тропинка         дорожка

                берега              берёзку                    

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга(работа в парах).

-Какую ещё группировку можно выполнить?    (по падежам)

Р. п.

Д. п.

В. п.

вдоль грядки

к лодке

на озеро

без воды

по тропинке

в окно

у берега

к дорожке

про флажки

на берёзку

-Как определяли падеж у имён существительных?

           -по вопросу

           - по предлогу        

5.  Обобщение изученного.

а) Прочитаем вопрос Почемучки на странице 79.

-Кто  может на него ответить?

Упр.149 выполняем по вариантам: одно слово склоняет І вариант,  другое – ІІ вариант.

Обмен тетрадями, взаимопроверка.

 Физкультминутка.

            Мы немножко отдохнём.                                Дружно хлопаем руками,

        Встанем глубоко вздохнём.                            Дружно топаем ногами,

        Руки в стороны, вперёд                                  Тихо сядем мы за стол

        Вправо, влево поворот.                                   И продолжим разговор.

б) Самостоятельная работа

упр. 150 стр. 79

в). Работа в группах. Задание по выбору.

1 задание






Составьте из слов предложение. У выделенных существительных определите падеж.


Со

   ( Т.п.)

строительством


железной

 ( Р.п.)

дороги

  ( И. п.)

   город


становится


крупным


торговым

  (Т. п.)

центром.

2 задание















Прочитайте стихотворение. Найдите строчки, в которых выражена главная мысль. Объясните её. Приведите примеры. У выделенных существительных определите падеж.

Л. Татьяничева.

Не для себя

                                                      (И.п.)

Деревья плодоносят.

                                                      (И.п.)           (Р.п.)

И реки чистых вод своих

Не пьют.

(Р.п.)

Не просят хлеба для себя

(И.п.)

Колосья.

                                                (И.п.)                                  (В.п.)

Дома не для себя хранят уют

Себя мы с ними

Сравнивать не будем, не каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаёшь

     (Д.п.)

Ты людям,

Тем радостней живёшь

Ты для себя!

3 задание

Соедините начало и конец пословицы. Объясните их смысл.

У выделенных слов определите падеж.


                         (Т.п.)

Красна птица пером, а






(В.п.)      (Р.п.)

рыбку из пруда.

                          (В.п.)

Не сиди, сложа руки -


               (Р.п.)

не будет скуки.

                              (В.п.)

Не место красит человека, а


               (Т.п.)

человек умом.

      (Р.п.)

Без труда не выловишь и


              (В.п.)

человек место.

4 задание

Отгадайте загадки. Напишите отгадки. У выделенных существительных определите падеж.


Рогатая, хвостатая

 (Т.п.)

Рогом проткнёт,

  (Т.п.)

Хвостом починит.

                                        (………………………………………………………..)


                       (Т.п.)       (И.п.)                  

Шевельнул бородкой гном,

                             (В.п.)

и вошёл хозяин в дом.

                                                         (…………..)

г) Отчёт по группам.

6. Подведение итогов.

Вспомните цель урока.

-Как вы думаете, достигли мы цели?

-Какая работа понравилась на уроке?

-Какая работа вызвала затруднение?

Анализ листков самооценки, выставление оценок.

7. Задание на дом.

Упр. 140. стр.76

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Задание по учебнику.

Написать рассказ об одной из этих профессий по выбору.

Написать рассказ о профессии агроном.

Литература.

1.Рамзаева Т.Г. Учебник. Русский язык. 4 класс. ДРОФА-Москва.• 2009.

2.Я.Ш.Гараева. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс- Москва•ВАКО• 2008.

3.Демонстрационные таблицы. Русский язык. Издательство «Учитель» (диск).

4.В.В.Волина. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург. ТОО «Издательство АРГО» 1996

Приложения.

 Таблица самооценки.              

Проверка д/з

Определение темы и цели урока

Словарная работа

Обобщение изученного.

Работа в группах.

Подведение итогов.

Задание на дом.



                 

                   

Карточка-памятка.

Падежи

Вспомогательное

слово

Вопросы

Предлоги

И.п.

существует

Кто? Что?

-

Р.п.

косвенные   падежи

нет

Кого? Чего?

Чей? Где? Откуда?

без, для, до, из, от, с, у, около,

Д.п.

дать

Кому? Чему?

Куда? Где?

к, по

В.п.

вижу

Кого? Что?

Куда?

в, на, за, под, про, через

Т.п.

доволен

Кем? Чем?

Где?

за, над, перед, с, под

П.п.

думаю

О ком? О чём?

Где?

о, в, на, при

Светлана пошла в кино.

Пошла (кто?) Светлана – И.п.

Пошла (в кого? во что? куда?) в кино – В.п.

Карточки для заданий по выбору.


Составьте из слов предложение. У выделенных существительных определите падеж.


Со

   

строительством


железной

 

дороги

 

город


становится


крупным


торговым

 

центром.


Прочитайте стихотворение. Найдите строчки, в которых выражена главная мысль. Объясните её. Приведите примеры. У выделенных существительных определите падеж.

Л. Татьяничева.

Не для себя

Деревья плодоносят.

И реки чистых вод своих

Не пьют.

Не просят хлеба для себя

Колосья.

Дома не для себя хранят уют

Себя мы с ними

Сравнивать не будем, не каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаёшь

Ты людям,

Тем радостней живёшь

Ты для себя!




Соедините начало и конец пословицы. Объясните их смысл.

У выделенных существительных определите падеж.

Красна птица пером, а






рыбку из пруда.

Не сиди, сложа руки-


не будет скуки.

Не место красит человека, а


человек умом.

Без труда не выловишь


человек место.

Отгадайте загадки. Напишите отгадки. У выделенных существительных определите падеж.


Рогатая, хвостатая

Рогом проткнёт,

Хвостом починит.

                                         (………………………………….)


Шевельнул бородкой гном,

и вошёл хозяин в дом.

                                                         (….....)

Домашнее задание.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Задание по учебнику.

Написать рассказ об одной из этих профессий по выбору.

Написать рассказ о профессии агроном.