Главные вкладки

    Памятка правил по русскому языку 3 класс
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Никишова Екатерина Сергеевна

    Здесь собраны правила русского языка 3 класса. В пустых линеечках мы с детьми записываем примеры при изучении нового материала. Лучше помогает усвоить учебный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pamyatka_po_russkomu_yazyku.doc69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речь. Текст. Предложение. Слово.

    Текст состоит из предложений, а предложения- из слов.

    Текст___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

    Предложение_________________________________________________________________________________________________________________________

    Каждое предложение произносится с какой-либо целью. 

    Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)__________________________________________________________________________________________________________________________________

    Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.

    Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

    Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы._____________________________________________________________

    Тема текста- это то, о чем говорится в тексте.

    Текст- повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.

    В тексте- описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

    Текст- рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

    Главные члены предложения:

    Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

    Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

    __________________________________________________________________

    В предложении есть главные члены и второстепенные. Главные члены- подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

    Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Однокоренные слова.

    Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.______________________________________________________________________________________________________________________

    Звуки и буквы.

    Звуки мы произносим и слышим. Букву пишем и видим. Звук на письме обозначается буквой. Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

    Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

    Гласных букв десять:  а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

    Гласные буквы е, ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ,ь.

    Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

    При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Перенос слов:

    Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

    Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мягкий знак

    В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

    Ударные и безударные гласные.

    Безударные гласные в корне слова нужно проверять. Для проверки измените слово так,  чтобы безударный гласный стал ударным.____________________________________________________________________________________________________________________________

    Словосочетание

    Словосочетание- два слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.______________________________________________________________________________________________________________________


    Состав слова.

    Корень- это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.___________________________

    Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. ____________________________________________________

    Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.__________________________________________

    Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов._________________________________________

    Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

    Парные звонкие: б б’    в в‘   г г‘   д д‘    ж    з з’

    Парные глухие:   п п‘   ф ф‘   к к‘  т т’    ш    с с’

    Непарные звонкие : л л’   м м’   н н’   р р’

    Непарные глухие: х х’    ц    ч’    щ’

    Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим. Слова с парными согласными на конце нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.___________________________________________________

    Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.__________________________________________________

    Правописание безударных гласных в корне слова.

    Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать,  в какой части слова она находится. Если в приставке или суффиксе- запомни, как пишется эта приставка или суффикс : по-, пере-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-. Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

    Слова с двумя безударными  гласными в корне проверяют двумя проверочными словами._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Слова с непроизносимыми согласными в корне.

    В корнях некоторых слов звуки в,д,л,т не произносятся, а буквы в,д,л,т пишутся.

    Правописание приставок.

    Приставка- это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-)

    , вы-, пере-  пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Предлог и приставка.

    В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Разделительный твердый знак (Ъ)

    Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е,ё,я.____________________________________________________________

    Части речи.

    Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения. 

    Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.____________________________

    Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.__________________________

    Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.________________________________________________

    Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).

    Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.

    Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.______________________________________________________

    Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.________________________________________________________

    Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. -женского рода._________________________________________________

    Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.___________________________________________________

    Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.  Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.___________________________________________________________________________________________________________________________

    Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:

    Именительный падеж кто? Что?______________________________________________________________

    Родительный кого? Чего?_____________________________________________________________

    Дательный кому? Чему?____________________________________________________________

    Винительный кого? Что?_____________________________________________________________

    Творительного кем? Чем?______________________________________________________________

    Предложный о ком? О чем?______________________________________________________________

    Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

    Имя прилагательное

    Падеж

    Предлоги

    Вопросы

    Именительный

    Родительный


    Дательный

    Винительный

    Творительный


    Предложный


    от, до, из, без, у, для, около, с

    к, по

    в, во, на, за, про, через

    с, со, за, под, над, между, перед

    о, об, в, на, при

    Кто? Что?

    Кого? Чего?


    Кому? Чему?

    Кого? Что?

    Кем? Чем?


    О ком? О чем?

    Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

    На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется__________________________________________________________

    Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной. Один предмет можно противопоставить другому по какому- либо признаку: температуре, цвету, размеру. Имена прилагательные в единственном  числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду  имени существительного, с которым оно связано. Мужской род- какой? Женский род- какая? Средний род- какое?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.

    Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. __________________________________________________________________Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении и в тексте. __________________________________________________________________Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол изменяется по временам.

    Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род- что делал?   Женский род- что делала? Средний род- что делало?     Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Не придает глаголу  отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно_________________________________________________________

    Как изменяются слова

    Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам (единственное число, множественное число).

    Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.

    Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

    Памятка при работе над ошибками по русскому языку. 3 класс.

    Памятка включает в себя все виды орфограмм, изучаемых в 3 классе. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками....

    Памятка правил по русскому языку

    Памятка основных правил по русскому языку для начальной школы...

    Памятки по русскому языку 3 класс

    Памятки использую по учебнику Бунеева...

    Памятка "Правила по русскому языку".

    В памятке перечислены правила, изучаемые в 1 классе образовательной школы по УМК Начальная школа 21 века"....

    Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

    Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

    Правила и упражнения по русскому языку 3 класс

    Работая с карточками на разных этапах урока учащиеся расширяют и углубляют знания основных правил по русскому языку. Такой дидактический материал по русскому языку может иметь широкое применение ...