Методическая разработка по русскому языку в 4 классе.Тема: Имя существительное (повторение)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Чистова Римма Николаевна

Урок построен в форме заочного увлекательного путешествия по частям речи.Они побывают на

остановках: " Разминка", " Имя существительное", "Преобразование", "Загадки", "Имя прилагательное", "Глагол", "Когда так говорят?", "Проблемная ситуация", "Местоимение","Творчество" и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx126.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Части речи» (повторение)

Цели урока:

1.Определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками по пройденной  теме.

2.Формировать интеллектуальные умения, умение анализировать.

3.Закреплять умения применять приобретенные знания на практике.

4.Воспитывать навыки культуры общения в группах, парах, коллективе.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, веера с цифрами,

1. Организационный момент. Показ слайда.
- Дорогие, ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. У нас сегодня гости. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать свои знания и умения. На уроке вы будете путешествовать по частям речи, внимательно слушать вопросы учителя и ответы своих друзей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
У.Кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия?

Д.Нужные вещи, еда, хорошее настроение, необходимые знания.

У.Наше путешествие по частям речи мы совершим с хорошим товарищем, нашим «знайкой» Изумрудиком. Показ слайда.

Он прилетел к нам на урок с планеты и хочет узнать о нашем языке подробно. Давайте не только покажем ему свои знания, но и сделаем так, чтобы ему это было интересно и надолго запомнилось. А так как наш Изумрудик по натуре путешественник, то мы с Вами сейчас совершим путешествие.

2. Актуализация знаний.

У.Итак, приготовились, собрались мыслями, в путь. Остановка, от которой мы начнем свое путешествие, называется «Разминка». Показ слайда.

3.Работа с деформированным предложением. Показ слайда.

У.Перед вами деформированное предложение. Составьте из данных слов предложение и запишите.

(На доске деформированное предложение)

За, раскаты, далеко, молодым, грома, послышались, лесом.

(Далеко за молодым лесом послышались раскаты грома)

(Запись в тетрадях, комментирует ученик.)

У. Изумрудик просит назвать части речи, какие встретили в этом предложении? 

Д. Наречие, предлог, имя прилагательное, имя существительное, глагол, имя существительное, имя существительное. Показ слайда.

У. Каких частей речи здесь больше всех?

Д. Имен существительных.

 4.Закрепление изученного материала.

У.Следующая наша остановка называется «Имя существительное». Показ слайда.

У. Изумрудик спрашивает вас, что такое имя существительное? Показ слайда

Д.Существительное - это часть речи.

Д.Оно отвечает на вопросы: Кто? Что?

Д. Обозначает предмет. Показ слайда.

У. Ребята, что вы еще знаете об имени существительном?

Д. Имя существительное изменяется по родам, числам, падежам.

Д. У имени существительного есть 3 склонения: Показ слайда.

 к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а,-я. Показ слайда.

 Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с  окончаниями -о, -е. Показ слайда.

К 3 склонению относятся существительные с мягким знаком на конце. Показ слайда.

У.Найдите в предложении существительное в И.п. и просклоняйте устно.

И.п. что? - раскаты

Р.п. нет чего? - раскатов

Д.п. дать чему?- раскатам

В.п. вижу что? – раскаты

Т.п. доволен чем?- раскатами

П.п. думаю о чем? о раскатах.

5.Самостоятельная работа. Тест «Имя существительное».

У.Откройте свои папки и выполните тест.

(Cамопроверка. Проверяются варианты ответов).

Показ слайда

1. Предмет

2. Кто? Что ?

3. Гриб

4. Ворона

5. Дерево

6. Льды, поля.

7. Тарелка

8. Посуда

9. Человек, картофель.

10.Какое.

У.За 1-2 ошибки «4»,3- 4-«3», больше 5- «2».

5.Вот мы подъехали к остановке «Преобразование».

Показ слайда.

Ребята, образуйте от существительных: природа, рыба, пух, день, ветер- прилагательные в мужском роде и запишите их. Показ слайда.

Д. Природный газ, рыбный суп, тополиный пух, солнечный день.

У. Ребята, а вы любите загадки?

 А наша следующая остановка именно так и называется «Загадки» Показ слайда.

6.Работа в группах.

У. Подберите по смыслу  имена прилагательные.

Д. Собака- добрая, злая, большая, маленькая, породистая, охотничья, сторожевая и т.д.

     Дом- деревянный, каменный, многоэтажный, большой, кирпичный, уютный, светлый, просторный и т.д.

     Яблоко- круглое, сладкое, кислое, зеленое, сочное, вкусное, вкусное и т.д.

     Книга- интересная, новая, старая, увлекательная, историческая, сказочная, красивая, прямоугольная, красочная и т.д.

У.Какая группа написала больше всех? (Дети читают)

У.Вот мы приехали до остановки, которая называется «Имя прилагательное». Показ слайда.

 Что такое имя прилагательное? - спрашивает Изумрудик. Показ слайда.

Д. Это часть речи.

Д.Обозначает признак предмета.

Д.Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

У.Что вы еще знаете об имени прилагательном?

Д.Прилагательные изменяются по родам, числам, и падежам.

Д. В предложении являются второстепенным членом предложения.

Д.Согласуются с существительным в роде, числе, и падеже.

У. Молодцы. Движемся дальше.

У.Составьте предложение с одним из выражений.

Д.Девочка съела сочное яблоко.

У.Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет следующей нашей остановкой. Показ слайда.

У.Что такое глагол? Показ слайда.

Д.Это часть речи.

Д.Он обозначает действие предмета.

Д.Отвечает на вопросы: Что делал? Что делаю? Что буду делать?

Д.Изменяется по числам и родам.

Д.В предложении является сказуемым.

Д.Имеют 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее.

Д.Также бывает неопределенной формы и есть возвратные глаголы.

У. Даны существительные на экране. Показ слайда.

Задание: от данных существительных составьте глаголы неопределенной формы.

  (На экране взаимопроверка в парах) 

 Забивать, лететь, колоть, пилить, подметать, копать, ехать, плыть). 

(Проверка. Веерами указать спряжение)

У.Ребята, у нас в пути препятствие, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется «Когда так говорят?» Показ слайда.

Подберите и запишите подходящий глагол и разберите по составу.

1) «Живут как кошка с собакой» (Ссорятся).

2) «Как в воду канул» (Исчез).

3) «Упасть лицом в грязь» (Опозориться). Показ слайда.

У. Вы преодолели препятствие, и мы немножко отдохнем.

8.Физминутка. Показ слайда.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) – 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

У. Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ.

У. Дальше, ребята мы должны решить проблему. Мы с вами на остановке «Проблемная ситуация». Показ слайда.

Послушайте диалог.  Найдите в этом диалоге местоимения. Показ слайда.

Д. - Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

    - Да, хорошо.

    - Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?

    - Нет, ее нет.

    - А Сережа? Он дома?

У. Как называет себя Катя?

Д. Я.

У. Как обращается к Сереже?

Д. Ты.

У.Я и ты какая часть речи?

Д. Местоимение.

У. Какие еще местоимения встретили в диалоге?

Д. Я, ты, меня, мне, она, её, он - личное местоимение. Это – указательное местоимение.

У.Вот и остановка «Местоимение». Показ слайда.

9. Задание на внимание "Четвёртое - лишнее".

У. А теперь задание на внимание "Четвёртое - лишнее".

Показ слайда.

У. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно лишнее.

Я, они, на, ты (предлог). Показ слайда.

Но, оно, она, они (союз). Показ слайда.

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя). Показ слайда.

Он, она, они, оно (мн.ч.). Показ слайда.

Мы, я, вы, они (ед.ч.). Показ слайда.

Он, она, они, мы (1-е лицо). Показ слайда.

У.Молодцы! Справились с заданием.

10.Творческая работа учащихся.

У. Вот мы на остановке «Творчество». Показ слайда.  Изумрудик  просит вас написать СИНКВЕЙН, Показ слайда стихотворение, состоящее из пяти строк. На первой строке- предмет, на второй -два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета, на третьей -три глагола, раскрывающие действия предмета, на четвертой- суть предмета, усиливающая две строки, на пятой- существительное, выступающее как итог.

11.Проверка творческих работ.

Чтение вслух(2-3 работы).

12.Итог урока.

Вот и мы на остановке «Заключительная». Показ слайда. Изумрудик очень доволен, что вы, ребята, познакомили его с частями речи. Он улетает к себе, на свою планету. Показ слайда.

У.Выскажите свое мнение о нашем сегодняшнем путешествии. Показ слайда.

У. На уроке сегодня хорошо отвечали: Даша…, Вадим, Катя, Никита и другие. Всем я сегодня поставлю оценки, проверив тест, стихотворение.

Урок подошёл к концу. Все встали! Идите на перемену.

Цветок

Красивый, душистый

Растёт, цветёт, радует

Цветы украшают жизнь человека.

Растение, приносящее пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

Методическая разработка по русскому языку (4 класс). Тема: "Повторяем, закрепляем, систематизируем".

Материал получен в ходе исследовательской работы, посвящен травянистым лекарственным растениям нашей местности. Имеет краеведческую направленность. Статья представляет собой методические рекомендации ...

Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...