Урок русского языка "Одушевленные и неодушевленные предметы"
методическая разработка по русскому языку по теме

Орехова Татьяна Анатольевна

Конспект урока - Одушевленные и неодушевленные предметы

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ ОДУШЕВЛЕННЫЕ

И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Цели и задачи: воспитывать интерес к родному языку; развивать связную устную и письменную речь; развивать умение ставить вопросы кто? что? к словам; продолжить знакомство с группой слов, которые отвечают на вопросы кто? что?; ввести понятия одушевленный и неодушевленный предметы и слова, их называющие, развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Наблюдение над словами, отвечающими на вопросы кто? и что?, разграничение понятий живая и неживая природа и одушевленные и неодушевленные предметы.

На доске развешаны фотографии или картинки с объектами живой и неживой природы.

Например: кошка, дерево, река, гора, девочка, ромашка, ворона, бабочка, ведро, камень ...

Учитель. Можем ли мы назвать то, что изображено на фотографиях (картинках) с помощью слов?

Ученики по одному выходят к доске, подписывают слова под фотографиями (картинками).

Учитель. Какие из них относятся к живой, а какие к неживой природе?

Дети группируют картинки на доске.

1-й ученик. Кошка, дерево, девочка, ромашка, ворона, бабочка – это живая природа.

2-й ученик. Река, гора, ведро, камень – неживая природа.

Учитель. На какой вопрос отвечают слова, называющие объекты неживой природы?

Дети. На вопрос что?.

Учитель. Значит, слова: кошка, дерево, девочка, ромашка, ворона, бабочка, будут отвечать на вопрос кто? – они ведь называют объекты живой природы…

Мнения детей расходятся.

Дети обсуждают, ищут правильное решение. Учитель помогает сформулировать вывод.

Учитель. Не все слова, называющие объекты живой природы, отвечают на вопрос кто?, только те, которые называют одушевленные предметы.

Подумайте, какие предметы из тех, которые мы отнесли к живой природе, одушевленные?

Дети размышляют, высказывают свое мнение.

Дети. Одушевленные предметы – это кошка, девочка, ворона, бабочка, а остальные неодушевленные.

Ученики перегруппировывают фотографии (картинки).

Учитель. Какой мы сделали вывод?

Дети. Слова, которые обозначают одушевленные предметы, отвечают на вопрос кто?. Слова, которые обозначают неодушевленные предметы, отвечают на вопрос что?.

Учитель. Запишите самостоятельно слова в 2 столбика. Кто хочет, может дополнить столбики своими словами.

Учитель может вызвать 2 учеников к доске (они пишут на обратной стороне доски).

На доске:

        кто?        что?

        кошка        дерево

        девочка        река

        ворона        гора

        бабочка        ромашка

                ведро

                камень

III. Знакомство с новыми словарными словами.

Учитель. Откройте учебник на странице 35, внизу страницы написаны два слова. Что это за слова?

Дети. Это словарные слова.

Учитель. Что такое Москва?

Дети. Москва – это город, столица России.

Учитель. Какие «опасные места» подчеркнуты? Почему?

1-й ученик.В слове  подчеркнута буква о, которая обозначает безударный гласный звук.

2-й ученик. В слове буквы е и о, которые обозначают безударные гласные звуки.

Учитель. Какое из этих слов называет одушевленный предмет, а какое неодушевленный? На какой вопрос отвечают?

1-й ученик. Слово Москва называет неодушевленный предмет, отвечает на вопрос что?.

2-й ученик. Слово человек называет одушевленный предмет, отвечает на вопрос кто?.

Учитель. Допишите слова в нужный столбик. Подчеркните «опасные места», запомните правописание этих слов.

Дети работают в тетради.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. С какими словами мы знакомимся? На какие вопросы они отвечают?

Дети. Со словами, которые обозначают предметы одушевленные и неодушевленные, отвечающие на вопросы кто?, что?.

Учитель. Будем продолжать учиться ставить к ним вопросы.

V. Найди ошибки.

Учитель. Вове Колесникову дали задание записать слова в два столбика. Посмотрите упражнение 51 на странице 36. Проверьте, правильно ли он сделал, исправьте ошибки, если они есть.

Дети работают по учебнику.

Учитель. Спишите без ошибок.

Самостоятельная работа.

При проверке дети повторяют понятия одушевленные и неодушевленные предметы.

Учитель. А почему слово Пушок, написанное с заглавной буквы, вы записали в столбик с вопросом кто?, а слово пушок, написанное с маленькой буквы – в столбик с вопросом что? Объясните.

Дети высказывают свое мнение.

Дети. Пушок – это кличка кота, то есть слово называет одушевленный предмет, а пушок – неодушевленный предмет.

Учитель. Значит, какой вывод мы можем сделать об именах собственных?

Дети пробуют сформулировать вывод. Учитель им помогает.

Вывод: Имена собственные, называющие имена, фамилии людей, клички животных отвечают на вопрос кто?.

А имена собственные, которые называют страны, города, реки, озера и так далее – отвечают на вопрос что?.

VI. Первичное закрепление.

Учитель. Запишите в тетради вопросы кто? и что? (два столбика). Я буду диктовать имена собственные, а вы будете записывать их в первый или во второй столбик.

Москва, Пушкин, Инна, Волга. Кирилл, Байкал, Буренка, Ростов.

Дети выполняют занятие самостоятельно. Учитель может вызвать двух учеников для работы на обратной стороне доски.

Учитель. Допишите свои слова.

VII. Итог урока.

Учитель. Какую группу слов мы изучаем?

· Какие слова отвечают на вопрос кто?

· Какие слова отвечают на вопрос что?

· Какое задание интереснее было выполнять?

Домашнее задание: упр. 35, с. 19 (дидактический материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Предмет и слово"

урок русского языка по теме "Предмет и слово"...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Одушевленные и неодушевленные предметы"

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Одушевленные и неодушевленные предметы". 2 класс Учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой...

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Системно - деятельностный подход на уроке русского языка "Слова-названия предметов, у которых нет окончаний". УМК ПНШ, 2 класс.

В творческую разработку включено: введение ( обоснование необходимости использования деятельностного подхода на уроках в услосвия работы по ФГОС), прект урока по теме " Слова - названия предметов, у к...

Урок русского языка Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы".

Урок русского языка "Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы"....

Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: Слова предметов и явлений.

Технологическая карта урокаУчитель: Волкова Оксана Азамовна.Предмет: Русский язык 1 «б» доп.Тип урока: повторение и диагностика оствоенного материала.Тема: Слова предметов и явлений.Задачи...

Урок русского языка "Слова обозначающие предмет и действие предмета"

Тема:  «Слова, обозначающие предмет, действие предмета»Цели: 1. Отрабатывать умения распознавать существительные и глаголы по вопросам, правильно употреблять их в речи.2. Коррек...