Рабочая учебная программа по русскому языку 3 класс (Школа 2100)
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Макеева Юлия Александровна

 

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rya_3_klass_2100.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа


по русскому языку


(наименование учебного предмета \ курса)

начальные классы  

(ступень образования  \3 класс «Б»)

2012-2013 г.г

 (срок реализации программы)

Составлена на основе: Программы образовательной системы «Школа 2100».

Программу составила: Макеева Юлия Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100».

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующий учебно-методический комплект:

  1. «Русский язык»  Учебник для 3 класса.  Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева,   О.В. Пронина.  (Москва  «Баласс» 2012 г.)
  2. Рабочая тетрадь.  Автор Н.А. Исаева (Москва  «Баласс» 2012г.)
  3. Тетрадь по чистописанию. Автор М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2012 г.)
  4. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1 (2) Автор Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2012г.)
  5. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс. Автор Л.Ю. Комиссарова.  (Москва «Баласс» 2012г.)
  6. «Русский язык. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2012 г.)

Общая характеристика учебного предмета

        Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.


        Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе


Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык»,  а именно:

—формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

—формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).  

В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций.

В 3 классе личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  1. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  2. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  3. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи; стремиться к совершенствованию собственной речи;
  4. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  5. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;
  6. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  7. интерес к изучению языка;
  8. осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  2. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  4. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  5. пользоваться словарями, справочниками;
  6. осуществлять анализ и синтез;
  7. устанавливать причинно-следственные связи;
  8. строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;
  2. адекватно использовать речевые средства для  решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;
  3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  5. договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;
  6. задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3 классе является сформированность следующих умений:

  1. воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;
  2. осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  3. самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  4. производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  5. видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без  введения этого понятия);  правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  6. правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  7. находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  8. распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;
  9. определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  10. разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения сочетания слов,  связанных  между собой;
  11. видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами  (без союзов, c  одиночным союзом  и);
  12. составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  13. осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  14. читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  15. читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество  частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  16. письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

В процессе работы создаются условия для того, чтобы учащиеся осмысленно относились к изучению родного языка, сознательно наблюдали за своей речью, стремились к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи.

Рабочая программа направлена на реализацию технологии проблемно-деятельностного обучения и  обеспечения интеграции предметов, предотвращая предметную разобщённость и перегрузку учащихся.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся уже познакомились с явлениями и понятиями в области фонетики, словообразования, морфологии, постоянно вели наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, особенностями словоупотребления, овладели начальными навыками письма и чтения на разных уровнях. Кроме того, в классе есть ученики с интеллектуальными способностями повышенного уровня. Которые вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Характеристика 3 класса «Б»

Исходя из анализа результатов диагностических и итоговых работ предыдущего учебного года,  качество знаний по русскому языку составляет 100%. Большинство учеников в классе (7 чел.) имеют итоговую оценку «4», а 5 учеников (Гордиенко, Кольцов, Тамакчи, Татаринцев, Торова) оценку «5».

В течение года предусматриваются задания разного уровня сложности в зависимости от результатов прохождения программы.

Организация учебного процесса по предмету

Сроки реализации рабочей учебной программы по русскому языку:         1 (один) учебный год

Количество часов на изучение программы           136

Количество часов в неделю                                      4

Типы уроков:

Урок объяснения нового материала, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, урок повторения, обобщения и систематизации материала, урок проверки и коррекции знаний и умений, контроль и мониторинг знаний учащихся.

          Формы проведения уроков:

Урок практических  работ, урок-презентация, урок-конкурс, интегрированный урок, урок-игра, урок-сказка, урок взаимного обучения.

Используемые технологии:

Технология проблемного диалога

Технология продуктивного чтения

Технология оценивания учебных успехов

Групповая работа

В качестве учебного оборудования на уроках русского языка планируется использование:

  1. дидактического материала (Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс. Автор Л.Ю. Комиссарова; Слова с непроверяемыми написаниями. Пособие к учебнику «Русский язык». 3 класс / Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; индивидуальный раздаточный материал);
  2. наглядных пособий (схемы и таблицы по основным темам курса, иллюстрации);
  3. справочных средств (словари: толковые, орфографические, орфоэпические, антонимов, синонимов);
  4. электронных ресурсов (ПО «Уроки Кирилла и Мефодия», ЦОР)

Требования к уровню подготовки по данной программе


       Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Учащиеся должны
знать:

  1. правила правописания слов с изученными орфограммами;
  2. определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;
  3. название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.

Учащиеся должны уметь: 

  1. производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  2. видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительными гласными о и е; частицу не с глаголами; безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  3. правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объемом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  4. находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  5. распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
  6. определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  7. разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  8. видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  9. составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  10. осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  11. читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  12. читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  13. письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения                                                                        

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по русскому языку используется таблица предметных требований.                        

Таблица предметных требований

 к умениям учащихся 3 класса по русскому языку

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

  1. овладение функциональной грамотностью;
  2. развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
  3. развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
  1. приобретение и систематизация знаний о языке;
  2. развитие чувства языка
  1. овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

  1. правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
  2. писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
  3. читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
  4. составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
  5. читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  6. писать подробное изложение доступного текста;
  7. определять тему текста;
  8. читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
  1. выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
  2. находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
  3. выделять два корня в сложных словах;
  4. конструировать сложные слова;
  5. подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
  6. различать однокоренные слова и формы слова;
  7. распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
  8. выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
  9. образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
  10. подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
  11. определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  12. выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
  13. выделять из предложения словосочетания;
  14. видеть в предложении однородные члены;
  15. различать простое и сложное предложение;
  16. выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
  1. находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
  2. писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
  3. обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
  4. писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
  5. писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
  6. писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
  7. писать раздельно частицу не с глаголом;
  8. писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
  9. писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
  10. самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
  11. графически объяснять выбор написания;
  12. находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  13. правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
  14. пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
  15. ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака

                                        

В течение учебного года проводятся контрольные и тестовые работы по итогам изучения основных тем  курса русского языка, в том числе:

—контрольное списывание – 2 (Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.);

—контрольное изложение – 1 (Бунеева Е.В., Яковлева М.А. «Русский язык. 3 класс». Методические рекомендации для учителя.);

—контрольный словарный диктант – 1.

        Текущий контроль осуществляется в виде двухуровневых проверочных работ, тексты которых находятся в специальной тетради (Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.), а также словарных диктантов (1 раз в 7-8 уроков объёмом  - 10 слов).

        1 раз в 10-12 уроков проводятся уроки развития речи.

  Критерии оценки

                                                                     Диктанты 

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.  

Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

    предложения  записано с заглавной буквы;

    •     единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

   За одну ошибку в диктанте считаются:

    •     два исправления;

    •     две пунктуационные ошибки;

    •     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

     •     повторение одной и той же буквы в слове;

     •     недописанное слово;

     •    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

     •    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-         нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1 --2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-         две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-         3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

 Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-         более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

-         нет ошибок и исправлений;

-         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

 Оценка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

 Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

 Оценка "2" ставится:

-  имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

                                        Словарные диктанты

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3 и более ошибок.

Содержание учебного материала по русскому языку

Раздел программы

Содержание

Кол-во часов

Повторение

Повторение о слове, предложении, тексте, написании слов с орфограммами, изученными во 2-м классе.

8

Слово

  1. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.
  2. Проверяемые буквы согласных в корне слова.
  3. Удвоенные согласные в корне слова.
  4. Непроизносимые согласные в корне слова.
  5. Безударные гласные в корне слова.
  6. Сложные слова.
  7. Части слова.
  8. Разделительные ъ и ь.
  9. Части речи.

    Закрепление умений производить звуко-буквенный анализ слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных,  переносить слова с ь и ъ. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове; слова с ь и ъ разделительными.
Написание слов с двойными согласными в корне, перенос этих слов. Правописание безударной гласной в корне, с двумя безударными гласными в корне. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Правописание слов с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова». Выведение общего правила правописания проверяемых согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

    Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс». Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с безударными гласными в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

    Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Практическое знакомство с антонимами.
    Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род, число имен существительных. Образование имен существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределенной формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

103

Предложение.

  1. Предложения с однородными членами.
  2. Простые и сложные предложения.

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания: запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование правильного типа читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

25

Учебно-тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Содержание раздела

 (темы)

Кол-во часов

Выполнение практической части программы

Формы контроля

Практические работы

Тест

К/работы

1.

Повторение.

8

Проверочное списывание.

1

2.

Слово.  

  1. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.
  2. Проверяемые буквы согласных в корне слова.
  3. Удвоенные согласные в корне слова.
  4. Непроизносимые согласные в корне слова.
  5. Безударные гласные в корне слова.
  6. Сложные слова.
  7. Части слова.
  8. Разделительные ъ и ь.

Части речи.

103

Контрольный диктант №1 «Правописание слов с изученными орфограммами».

1

Контрольный словарный диктант.

1

Контрольный диктант №2 «Непроизносимые согласные буквы в корне слова».

1

Контрольный диктант №3 «Безударные гласные буквы в корне слова».

1

Контрольный словарный диктант.

1

Контрольный диктант №4 «Части слова.Приставка.Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь».

1

Контрольный словарный диктант.

1

Контрольное списывание

1

Контрольный словарный диктант.

1

Контрольный диктант №5 «Имя прилагательное».

1

Контрольное изложение «Перелетные птицы»

1

Контрольный диктант №6 «Глагол».

1

Контрольный словарный диктант.

1

3.

Предложение и текст.

  1. Предложения с однородными членами.
  2. Простые и сложные предложения.

18

Контрольное списывание.

1

Итоговый диктант.

1

Контрольный словарный диктант.

1

Итоговый тест.

1

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во
часов

Форма
урока

Дата

Раздел 1: Повторение - 8 ч

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове, тексте

 

 

2

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

 

 

3

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

 

 

4

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.

 

 

5

Развитие умения писать слова с изученными орфограмамми.

 

 

6

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание.

 

 

7

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита.

 

 

8

Р/р. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений.

1

Раздел 2: Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне - 3 ч

9

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

 

 

10

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.

 

 

11

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученных орфограмм»

1

Раздел 3.Правописание проверяемых букв согласных в корне слова – 4 ч

12

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)

 

 

13

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орф-мы

 

 

14

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орф-мы

 

 

15

 Проверочная работа №1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»

1

Раздел 4: Правописание удвоенных согласных в корне слова – 4 ч

16

Понятие об удвоенных согласных буквах.

 

 

17

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.

 

 

18

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.

1

19

Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова».

1

Раздел 5: Непроизносимые согласные в корне слова – 8 ч

20

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. Контрольный словарный диктант

 

 

21

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

 

 

22

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

 

 

23

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

 

 

24

Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова.

 

 

25

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. Р/р. Творческая работа (сочинение по опорным словам)

 

 

26

Проверочная работа №3  по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

 

 

27

Контрольный диктант № 2 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

 

 

Раздел 6: Безударные гласные в корне слова – 6 ч

28

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

 

 

29

Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. Р/р Свободный диктант

 

 

30

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.

 

 

31

Р/р Творческая работа. Обучающее сочинение по опорным словам

 

 

32

Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова».

 

 

33

Контрольный диктант № 3 по теме «Безударные гласные в корне слова».

 

 

Раздел 7: Сложные слова и их правописание – 6 ч

34

Знакомство с понятием «сложные слова»

 

 

35

Соединительные о и е в сложных словах

 

 

36

Образование сложных слов

 

 

37

Сложные слова – имена существительные и имена прилаг., их использование в речи для характер-ки людей

 

 

38

Употребление в речи и правописание сложных слов.

 Р/р Свободный диктант

 

 

39

Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова и их правописание».

 

 

Раздел 8: Части слова. Приставка – 6 ч

40

Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов. Развитие уме-я находить приставки

 

 

41

Безударные гласные в приставках. Контрольный словарный диктант.

1

42

Правописание букв безударных гласных в приставках

 

 

43

Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание

 

 

44

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня

 

 

45

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

 

 

Раздел 9: Разделительные ъ и ь - 5 ч

46

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь

 

 

47

Правописание слов с разделительными ъ и ь

 

 

48

Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь

1

49

Проверочная работа №6 по теме «Части слова. Приставка. Удвоенные согласные. Разделительные ъ и ь ».

 

 

50

Контрольный диктант № 4 по теме ««Части слова. Приставка. Удвоенные согласные. Разделительные ъ и ь ».

 

 

Раздел 10: Части слова.  Основа, суффикс и окончание- 10 ч

51

Понятие об окончании и основе слова

 

 

52

Развитие умения находить в слове окончание

 

 

53

Как найти в слове основу

 

 

54

Развитие умения находить в слове окончание и основу

 

 

55

Суффикс и его роль в слове

 

 

56

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

 

 

57

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. Контрольный словарный диктант

 

 

58

Упражнения в разборе слов по составу.

 

 

59

Проверочная работа №7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу»

 

 

60

Контрольное списывание

 

 

Раздел11: Части речи в русском языке - 1 ч

61

Части речи в русском языке

 

 

Раздел 12: Имя существительное как часть речи - 11 ч

62

Определение имени существительного

 

 

63

Роль имён существительных в речи.

Р/р Творческая работа: составление текста

 

 

64

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах

существительных

 

 

65

Обобщение. Что мы знаем об именах существительных

1

66

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

 

 

67

Род – постоянный признак имён существительных

 

 

68

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода

 

 

69

Изменение имён существительных по числам

 

 

70

Образование множественного числа имён существительных

 

 

71

Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе.

 

 

72

Разбор имени существительного как части речи

 

 

Раздел 13: Словообразование имен существительных - 7 ч

73

Образование имён сущ. с уменьшит.-ласкат. значением. Уменьшит.-ласкат. формы мужских и женских имён

 

 

74

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

 

 

75

Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами

 

 

76

Разбор имен существительных по составу

1

77

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»

 

 

78

Употребление имён существительных в речи

 

 

79

Проверочная работа №8 по теме «Имя существительное как часть речи»

 

 

Раздел 14: Местоимение как часть речи - 6 ч

80

Понятие о местоимении. Личные местоимения

 

 

81

Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

 

 

82

Разбор местоимения как части речи. Контрольный словарный диктант.

 

 

83

Роль личных местоимений в речи.

Р/р Обучающее сочинение «О себе»

 

 

84

Закрепление знаний о местоимении.

Р/р Свободный диктант «Паучок»

 

 

85

Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи»

 

 

Раздел 15: Имя прилагательное как часть речи - 11 ч

86

Определение имени прилагательного

 

 

87

Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных

 

 

88

Разбор имени прилагательного как части речи

 

 

89

Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем

 

 

90

Как проверить правописание буквы безударных гласных в окончаниях

 

 

91

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях

 

 

92

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.  Р/р Сочинение по опорным словам

 

 

93

Словообразование имён прилагательных.

 

 

94

Проверочная работа №10 по теме «Имя прилагательное».

 

 

95

Разбор имён прилагательных по составу

 

 

96

Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное».

Раздел 16: Глагол как часть речи - 13 ч

97

Определение глагола как части речи

 

 

98

Изменение глаголов по временам

 

 

99

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов

 

 

100

Изменение глаголов по числам.

 Контрольный словарный диктант.

 

 

101

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания

 

 

102

Развитие умения писать частицу не с глаголами.

 

 

103

Понятие о неопределённой форме глагола

 

 

104

Р/р Контрольное изложение «Перелётные птицы»

 

 

105

Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы.

 

 

106

Образование форм времени от неопределённой формы глагола

 

 

107

Разбор глагола как части речи

 

 

108

Проверочная работа №11 по теме «Правописание не с глаголами».

 

 

109

Контрольный диктант №6 по теме «Глагол».

 

 

Раздел 17: Наречие как часть речи - 2 ч

110

Знакомство с наречием

 

 

111

Знакомство с наречием

 

 

Раздел 18: Предложение - 7 ч

112

Виды предложений по цели высказывания

 

 

113

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.

 

 

114

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

 

 

115

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

 

 

116

Понятие о второстепенных членах предложения

 

 

117

Составление схем предложений и предложений по схемам.

 

 

118

Разбор предложений. Контрольный словарный диктант

 

 

Раздел 19: Предложения с однородными членами - 8 ч

119

Однородные подлежащие и сказуемые.

 

 

120

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

 

 

121

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

 

 

122

Контрольное списывание

 

 

123

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

 

 

124

Главные и второстепенные однородные члены предложения.

 

 

125

Запятая в предложениях с однородными членами.

Р/р . Свободный диктант  «Еж»

 

 

126

Итоговый диктант.

 

 

Раздел 20: Простые и сложные предложения. Повторение - 10 ч

127

Понятие о простом и сложном предложении

 

 

128

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.

 

 

129

Развитие умения различать сложные предл. и простые предл. с однород. членами. и ставить в них запятые.

 

 

130

Разбор простого и сложного предложений.

Контрольный словарный диктант.

 

 

131

Проверочная работа №12 по теме «Предложение».

 

 

132

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.

 

 

133

Итоговый тест.

 

 

134

Повторение изученных орфограмм и состава слова.

 

 

135

Повторение изученных орфограмм и состава слова.

1

136

Повторение пройденного.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс

Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....

Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...

Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....