Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2100». Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно – тематического планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx136.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на МО                                                                         «Утверждаю»

Протокол от___  №___                                                                  Приказ  от__№__      

Рук. МО _____________                                                              Директор школы

Утверждено на педсовете                                                              _Т. З. Абоносимова

Протокол от_____ №_____

Рабочая программа

                                           по русскому языку

                                          для учащихся 4 класса

((УМК Образовательная система «Школа 2100»)

Составитель:

Белоносова Т. В. ,

учитель начальных классов

1.    Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего  образования,                                    основной образовательной программы начального общего образования МБОУ                               «Средняя общеобразовательная школа г. Юрга Кемеровской области», программы                         «Русский язык» (авторы  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Образовательная система                           «Школа 2100    Образовательная  система   «Школа 2100».    Федеральный                                 государственный   образовательный   стандарт.   Примерная основная                                             образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных                                               предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна                                                         – М.: Баласс, 2011г.  и ориентирована на работу по УМК «Школа 2100».)

  Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое  и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Язык по  своей  специфике и социальной значимости –  явление уникальное: он является  средством общения и воздействия, средством  хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры   народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания  и,  наконец,  первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу  этого обстоятельства язык  имеет только ему  присущий статус среди  других школьных предметов.

Цель:  определяется как  развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составля ющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель);

–  формирование коммуникативной  компетенции (социокультурная  цель).

Задачи:

1) развитие у детей  патриотического чувства по отношению к род- ному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей  чувства языка;

 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

        5)         сообщение        необходимых         знаний         и         формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

2. Общая характеристика  учебного предмета.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов,  изучаемых   в   каждом  классе,  –   разделы «Предложение» и «Текст».

Третьим важнейшим  разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения,  лексической сочетаемости и  слово- употребления.

3. Место данного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 классы. В 4 классе отведено 170 часов в год из расчёта 5 часов в неделю, что соответствует количеству часов, отведённых программой. Такое же количество часов отведено в ООП НОО, разработанной в ОУ.

4. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык».

Одним  из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в  суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе  социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого  познания как ценности.

Ценность  семьи.  Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих   корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду  в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее своего  языка;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  человечества – осознание себя  не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса   которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5.   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык»

являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопрос

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является сформированность следующих умений:

произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова  с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

–  находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух  частей (с союзами и, а, но или  без союзов);


ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без  союзов, с союзами и,  а, но),  в сложных предложениях из двух  частей (без  союзов, с союзами и,  а,  но),  оформлять на  письме предложения с прямой речью  (слова  автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть  правильным  типом читательской  деятельности:  самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

–  воспринимать на  слух  высказывания, выделять на  слух  тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную  тему.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • осознание  роли языка и речи в жизни людей;
  • понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание;
  • обращение  внимания на особенности устных и письменных высказываний других людей

Метапредметными результатами  является формирование УУД:

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функцио- нальной         грамотностью; понимание и анализ текстов;

–  развитие умений и навыков         различных видов  устной и пись- менной речи;

–  развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систе- матизация  знаний         о языке;

– дальнейшее овладение родным языком;

– развитие чувства языка

–  овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально- речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

4-й класс

•  владеть типом правильной читательской деятельности;

• читать  учебно-научный текст изучающим чтением;

• читать и  составлять схемы словосочетаний, простых и сложных  предложений (в рамках изученного); составлять предложения  по схемам;

• читать и  составлять простые таблицы;

• писать подробное изложение доступного текста-повествования;

•  писать сочинение с языковым   заданием по личным впечатлениям с соответствующей  подготовкой;

• использовать в речи предложения с однородными         членами, сложные         предложения;

подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать         их         в речи

• подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать         их         в речи

•  выполнять фонетический разбор доступных слов;

• выполнять разбор по составу  доступных слов;

•  различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

• выполнять морфологический  разбор слов  изученных частей речи;

• выполнять  синтаксический   разбор  простого и сложного предложений (в рамках изученного);

• видеть в тексте синонимы,  антонимы, многозначные слова

• писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3-го склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения;

• писать ь после  шипящих на  конце имён   существительных 3-го склонения; не писать ь после шипящих на конце имён  существительных м.р. 2-го склонения;

• писать частицу не  с глаголами;

•  писать буквосочетание

-тся–-ться в глаголах;

• писать ь после  шипящих в глаголах ед.ч.;

• ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);

• ставить запятую в сложном  предложении без союзов,  с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;

•  графически объяснять выбор  написаний, знаков препинания;

• находить и  исправлять орфографические и пун- ктуационные ошибки на изученные правила

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

1. Нормативно-правовой базой  системы оценивания является    Устав МБОУ «СОШ№6г.Юрги», Образовательная программа НОО и Положение о системе оценок, порядке, формах и периодичности промежуточной аттестации в  МБОУ «СОШ№6г.Юрги»

2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООО НОО предполагает оценку достижений личностных результатов, метапредметных результатов и предметных результатов:

- система оценивания предметных результатов включает в себя:

1. Стартовый.

  1. Текущий.
  •  Устный опрос
  • Тестирование
  • Творческие работы
  • Самостоятельная работа
  • Проверочная работа
  1. Итоговый .
  • Контрольные диктанты
  • Комплексная контрольная работа

   Для проведения тематического и итогового контроля подготовлены специальные  тетради на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 4 класс, варианты 1 и 2 (автор Е. В. Бунеева)

Контроль УУД

                  Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Контрольно-измерительные материалы. 3-4 класс.- М.: Баласс, 2013.-48 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

6. Содержание учебного предмета.

Повторение. (15ч)

Предложение. Текст. (35 ч)

Простое и сложное  предложение. Союз  и в сложном предложении, состоящем из двух  частей. Различение простого предложения с однородными членами и  сложного предложения  (с  союзом  и,  с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью  (конструкция «Слова автора плюс  прямая речь» и «Прямая речь  плюс слова  автора»), показ роли  таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь  следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух  частей). Развитие умения производить  синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и  по-разному читать эти  тексты.  Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

 Слово. (102  ч)

1. Части речи  и члены предложения.

Имя существительное. (45  ч)

Имя существительное в роли  подлежащего, в роли  второстепенных  членов предложения.

Падеж имён  существительных. Три  склонения имён  существительных. Наблюдение над ролью  имён  существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные  окончания  имён  существительных 1,  2 и 3-го  склонения, ь после  шипящих на  конце  существительных женского рода  3-го  склонения;  правописание существительных мужского рода  с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (20 ч)

Имена прилагательные в роли  второстепенных членов предложения.  Наблюдение над   ролью   имён   прилагательных  в  тексте. Тематические группы имён  прилагательных. Изменение имён  прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма  –  безударные  гласные  в  падежных  окончаниях имён  прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий  и ц).

Глагол.  (37 ч)

Глагол в роли  сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по  лицам и  числам в  настоящем и  будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го  и 2-го спряжения по неопределённой форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го  и 2-го  спряжения; ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа; окончания -о–-а в  глаголах среднего и женского рода  в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове  его части, разбирать  по  составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён  существительных и  имён  прилагательных  с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные  буквы   согласных  на   стыке  корня  и   суффикса

(длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов   различных  частей  речи.  Дальнейшее  формирование  навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (8 ч)

Развитие речи.  Уроки  развития речи перемещаются внутри раздела или в начале изучения следующего разела.

 Работа по обогащению словарного запаса учащихся,  грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических  навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов  их соединения при  написании слов, работа над  ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Резерв. (10 ч)     Резервные часы распределены дополнительными часами к изучению тем.


                                                                                    7.   Тематическое  планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Повторение

15

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке

1

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и  букв  в слове, объяснять  причины  расхождения  количества звуков и букв.

Группировать слова  с изученными орфограмма ми,  графически объяснять выбор  написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

2

Повторение фонетики и графики.  Слог и ударение

1

3

Что такое графика

1

4

Фонетический разбор слова

1

5

Повторение орфографии

1

6

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

1

7

Развитие умения писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать выбор  написания

1

8

Повторение состава слова

1

9

Повторение изученного о частях речи

1

10

Повторение изученного по синтаксису

1

11-12

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»

2

13

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

1

14

Контрольный диктант по теме «Повторение».

1

15

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Предложение. Текст.

35

16

Как отличить простое предложение от сложного

1

Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти  параметры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с одно- родными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).

17

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов  и с союзом  и

1

18

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но

1

19

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородны- ми членами

1

20-21

Р/р Обучающее сочинение «Что  я люблю»

2

Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать  опыт    разграничения  сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное  высказывание на грамматическую  тему   по   предварительно  составленному плану.

Готовиться  и  писать  свободный диктант  по тексту с изученными синтаксическими

конструкциями.

Продуцировать текст  с  использованием  сложных  предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер  у нас дома»). Выделять на слух  и в тексте предложения с пря- мой речью  (слова  автора плюс  прямая речь). (П) Приобретать опыт  конструирования предложений   с  прямой  речью   и   их   пунктуационного оформления. (П)

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью  (сочинение «Что  сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью  (после  предварительной подготовки). Выделять при  обсуждении текста его значимые части,  формулировать  заголовки,  составлять план (в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии

 оценки текста изложения  (сочинения),

 применять их  при  самоанализе и  взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

22

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородны- ми членами

1

23

Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме «Предложение с однородными членами».

1

24

Развитие пунктуационных умений

1

25

Контрольный диктант по теме «Предложение с однородными членами».

1

26

Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения

1

27

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

1

28-29

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

2

30-31

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но

2

32

Запятая в сложном предложении

1

33

Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер  у нас дома»

1

34

Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме

 «Сложные предложения с союзами и, а , но»

1

35

Обобщение, подготовка к диктанту

1

36

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с союзами и,

а, но».

1

37

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

 Контрольный словарный диктант

1

38

Понятие о прямой речи. Из  чего  состоит предложение с прямой речью

1

39-40

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда

 прямая речь  стоит  после слов автора

2

41-42

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда

прямая речь  стоит  перед  словами автора

2

43

Р/р  Обучающее сочинение «Что  сказала мама». Использование

 в тексте предложений с прямой речью

1

44

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

1

45-47

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложе- нии, сложном и в предложениях с прямой речью

3

48

Развитие пунктуационных умений

1

49

Контрольный диктант по теме «Предложения с прямой речью».

1

50

«Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении и диктанте)

1

  Слово.

102

Имя существительное

45

(4 резервных)

51-52

Имя существительное как часть  речи. Постоянные и

 непостоянные признаки имён  существительных

2

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя  существительное к  одному из трёх  склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительно- го,  работать по алгоритму, осуществлять само- контроль.

Участвовать в совместной работе  (в парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

53

Роль имён  существительных в предложении, в речи

1

54

Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

1

55

Роль   имён     существительных   в    предложении   и    в    речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

1

56

Наблюдение за словоизменением имён  существительных

1

57-58

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

2

59-61

Изменение по падежам имён  существительных в единственном и во множественном числе

3

62

Именительный и винительный падежи

1

63

Родительный падеж

1

64

Дательный падеж

1

65

Творительный падеж

1

66

Предложный падеж

1

67-68

Обобщение знаний  о  падежах. Р/р  Составление устного рассказа«Что я знаю об изменении имён существительных по падежам»

2

69

Упражнение на повторение. Проверочная работа по теме

«Изменение имён существительных по падежам»

1

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать  опыт   употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять  грамматические   признаки   имён существительных (морфологический разбор). Находить в  тексте несклоняемые имена существительные,  приобретать опыт   их  согласования  с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы,

 графически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку

определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

70

Что такое склонение? Три склонения имён  существительных

1

71-73

Развитие умения определять склонение имён  существительных

3

74-75

Развитие умения определять склонение имён  существительных. Морфологический разбор имени существительного

2

76

Понятие о несклоняемых именах существительных и  особенно

 стях их употребления

1

77

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в  письменной речи  несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

1

78-79

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

женского рода

2

80-82

Развитие  умений писать слова   с  орфограммой «Буква  ь  после шипящих на конце имён  существительных», графически

обозначать  выбор  написания

3

83

Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме «Три склонения имён существительных».

1

84

Обобщение, подготовка к диктанту

1

85

Контрольный диктант по теме  «Три склонения имён существительных».

1

86

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

87-88

Выведение общего  правила правописания безударных падежных окончаний имён  существительных

2

89-90

Развитие умения писать безударные гласные в падежных оконча- ниях имён  существительных, действовать по алгоритму

2

91-92

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графи- чески  объяснять  выбор   написания.  Контрольный словарный диктант

2

93

Развитие орфографических умений

1

94

Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

1

95

Развитие орфографических умений

1

96

Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме

 «Правописание безударных падежных окончаний имён

существительных»

1

97

Повторение, подготовка к диктанту

1

98

Контрольный диктант по теме   «Имя существительное».

1

99

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

                               Имя прилагательное

20

(3ч из резервных)

100-

101

Повествование и описание – два  типа  речи. Роль имён  прилага- тельных в речи

2

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи  – повествования и описания (П). Наблюдать роль  прилагательных (в  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имён  при- лагательных  (морфологический разбор), опреде- лять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяс- нять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изу- ченными орфограммами.

102

Роль прилагательных-антонимов в речи

1

103-

104

Морфологический разбор имени прилагательного

2

105-

107

Изменение имён  прилагательных по падежам

3

108-

109

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово  в слово- сочетании

2

110-

113

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

4

114

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графи- чески объяснять выбор  написания. Р/р Свободный диктант

1

115

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графи- чески объяснять выбор  написания

1

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных        (обучающее        изложение        и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосоче- тания прил. + сущ.

116-

117

Развитие орфографических умений

2

118

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя  любимая игрушка»

1

119

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6

1

120

Повторение, подготовка к диктанту

1

121

Контрольный диктант № 7

1

122

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ

1

Глагол

37

(3 резервных)

123

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

1

Выделять неопределённую форму глагола и преоб- разовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слу- шать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само-  и взаимоанализ выполнения заданий.

124-

125

Значение и грамматические признаки глагола

2

126

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа

 о глаголе

1

127-

128

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II

спряжения

2

129-

130

Как определить спряжение глагола, если  окончание ударное

2

131-

132

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

2

133

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

1

134-

135

Глаголы-исключения.  Выбор   способа   определения  спряжения глагола

2

136-

138

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

3

139

Р/р Обучающее сочинение по картинкам

1

140

Разбор глагола как части речи

1

141

Контрольный диктант № 8

1

142-

143

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание

 глаголов с -тся и -ться

2

144-

145

Знакомство с орфограммой «Буква ь после  шипящих в глаголах

2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом

2

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимуще- ственным употреблением глаголов. Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

146-

147

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го  лица

единственного числа. Контрольное списывание

2

148-

150

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

3

151

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

1

152-

153

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать

безударную гласную в личных окончаниях глаголов

2

154

Р/р  Обучающее сочинение. Использование в  тексте  глаголов

 с изученными орфограммами в форме  настоящего времени

1

155

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении

1

156

Повторение по теме «Глагол».

1

157

Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме «Глагол».

1

158-

159

Развитие  орфографических  умений.  Контрольный  словарный диктант

2

160

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»,

 подготовка к диктанту

1

161

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

162

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

 Повторение

8

163

Роль имён  существительных в предложении, в речи

1

Систематизировать  и   обобщать  изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на  лингвистические темы   по  изученному мате- риалу.

Проводить в  группах  исследовательскую (проектную) работу   «Что  слово  может  рассказать  о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и  грамматичское значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в  виде  связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

164

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

165-

166

Комплексное повторение изученного материала.

Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово»

2

167

Обобщение знаний  о  падежах.

1

168

Изменение имён  прилагательных по падежам

1

169-

170

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2


8. Описание материально технического обеспечения образовательного процесса по предмету  «Русский язык».

Учебники:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык в 2 ч.

4 класс

2013

Москва .:Баласс, 2013.

Методические пособия для учителя:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

2

3

4

5

6

Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна.

Бунеева Е.В., Яковлева М.А.

Комиссарова Л.Ю.

Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах.

Методические рекомендации для учителя.

Дидактический материал (упражнения) (к учебнику «Русский язык 4 класс

2011

2012

2013

Москва.: Баласс, 2011.

М.Баласс,2012г.

М.:Баласс,2013г.

Пособия для учащихся :

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Словари по русскому языку: толковый, словообразовательный,

Просвещение

2

Демонстрационная таблица «Написание безударных личных окончаний глаголов»

«Дрофа»

3

Демонстрационная  таблица «Морфологический разбор глагола»

«Дрофа»

4

Демонстрационная  таблица «Склонение прилагательных мужского и среднего рода»

«Дрофа»

5

Демонстрационная  таблица «Фонетический разбор слова»

«Дрофа»

6

Демонстрационная  таблица «Члены предложения»

«Дрофа»

7

Демонстрационная  таблица «Разбор простого предложения»

«Дрофа»

8

Словарные слова

Контрольно-измерительные материалы:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В.,  Пронина О. В., Рубин А. Г., Петрова  Л. Н., Данилов Д. Д., Горячев А. В

«Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования».

2013

.- М.: Баласс, 2013.

2

И. В. Щеглова

«Итоговая аттестация за курс начальной школы» ФГОС

2014

М: «Экзамен»,

2014

Электронные пособия

№ п/п

Название, класс

1

Презентации

Технические средства обучения

1

Классная доска

2

Компьютер

3

Проектор

4

Интернет –ресурс: school-collection.edu.ru

                           www.nsportal.ru

                           www.prezentacii.com