«Мягкий знак – показатель мягкости».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Учимся писать слова с мягким знаком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:

  1. Развивать умение на слух и в произношении различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова.
  2. Развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова.
  3. Научить обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.
  4. Уточнить, обогатить словарь учащихся
  5. Развивать речь учащихся

Задачи:  

-  систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

- развивать умение  обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи;

 - развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

 воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- У нас сегодня необычный урок .  На уроке у нас гости.

- Давайте поздороваемся с ними.

- Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их улыбкой.

- Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:

- Я желаю тебе добра;

- Если тебе будет трудно, я помогу.

- Тихонько садитесь.

-  Много мы должны успеть сделать на уроке.

-   Поэтому, как работать нужно?

- Быстро, старательно и дружно!

- Итак, я начинаю урок.

- Сегодня этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности.

- Ребята, а зачем человеку нужно быть грамотным?

( Это нужно для того, чтобы спокойно чувствовать себя среди грамотных людей, не бояться писать письма, записки, сочинения и рассказы.)

- И этому нас научит сегодня буква, которая пришла к нам на урок.

- А какая? Догадайтесь сами, отгадав загадку.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.  

(буква ь)

Мягкий голос, мягкий шаг.

Это буква – мягкий знак.

(вывешивается карточка – ь)

Посмотрите, какой он добрый, никогда не грубит, всегда вежлив и уважителен. Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг

- А вы хотели бы иметь такого друга?

Тема нашего урока « Мягкий знак – показатель мягкости»

(Слайд 1и 2)

- Сегодня мы продолжим учиться писать слова с мягким знаком, познакомимся с новым правилом и новым словарным словом.

2. Минутка чистописания.  

 

На доске:

1) - Найдите  в буквах к, н, ы сходные элементы и назовите их.

   

    - Восстановите слово (карандаш).

(Слайд 3)

 2) Мёд,  ряд, конь, рис, люк.

- Что общего во всех этих словах?

(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий.)

- Какое слово лишнее?  

( Конь.)     (Слайд 4)

-Почему?

(Во всех словах последний звук твердый, а в слове конь – мягкий [н'].)

- Как обозначили мягкость звука [н'] на письме?

( Буквой Ь .)

3). - Запишите красиво это слово в тетради.

4). - Закончите фразу. Слово-отгадку запишите в тетрадь.

(Один из учеников работает у доски)

  1. Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту  (дверь).
  2. В лесу мне видеть довелось как грыз кору могучий (лось).
  3. Я по чтению опять получу отметку (пять).

- Что написали во всех словах?  

(Мягкий знак - показатель мягкости согласных на конце слова.)

3.Актуализация знаний, выход на тему урока.

 -Зачем же нам нужен мягкий знак?

( Он служит для обозначения мягкости согласных.)

- Какие еще есть помощники у мягкого знака, которые обозначают

мягкость согласных?

(Гласные буквы е, ё, и, ю, я.)

- А что еще знаете  о букве Ь?

( Эта буква не обозначает звук.)

4. «Открытие» нового знания.

1). Упр. №1 – стр.36 по заданию

( Работа с толковым словарём с. 93)

(Слайд 5)

2). День, пальто, апрель, лошадь, альбом, пальцы.

- Прочитайте  слова. Что в них общего?

( Все слова обозначают предметы, во всех есть мягкий знак показатель мягкости.)

- На какие две группы можно разделить слова?

(  По  местонахождению Ь в слове.)

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь  и запишите их в два столбика.

Проверка: (Слайд 6)

(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

(Стоит в конце слова после согласной)

- Какова роль Ь в этом случае?

(Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.)

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

( Стоит в середине слова между двумя согласными.)

- Какова роль Ь в этом случае?

( Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.)

- Какой вывод можем сделать?

( Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.)

5. Физкультминутка.   (Слайд 7)

- А теперь давайте отдохнём. Встали все.

- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.

6. «Открытие» нового знания.

1). Упр. 2 стр.36

2) Правило стр.36

7.  Первичное закрепление.

Р/т стр.46-тренинговые упражнения

- Найти слова в пунктах 1и 2 с ь - показателем мягкости и

определить количество букв и звуков.

8. Словарно-орфографическая работа.

- Сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете новое слово с непроверяемым написанием.    

( Слайд 8)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Слайд 9)

( Рисунок медведя)

- Какое это слово?

-Запишите это слово и другие однокоренные слова, выделите общую часть.

-  Как вы думаете, почему медведя так называют?

Медведь был самым грозным врагом человека в лесу.  Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным словом. (Медоед – медведь)

9. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока.

- Для чего нужен Ь?

( Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.)

- Где может находиться  Ь в слове?

( На конце слова и в середине между двумя согласными.)

- С каким новым словом познакомились на уроке?

- Как думаете, все ли узнали о мягком знаке?

- Нас еще ожидает много интересного

11. Рефлексия

- Поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.

- Ребята, а кто помогал нам на уроке сегодня?

-Давайте же скажем ему большое спасибо за то, что он такой добрый и помог нам на уроке подружиться с новым правилом.

- Я думаю, что и мы с вами, ребята, будем совершать только добрые поступки и помогать людям.

- Спасибо вам за дружную работу на уроке.

( Слайд 10)

 Молодцы!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская СОШ»

Урок русского языка

«Мягкий знак – показатель мягкости»

                                                                                       

                                             

                                                 Проведён в 1а  классе

                                                          Учитель: Гладышева М.П.

Саранск 2012г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе. " Мягкий знак - показатель мягкости"

Урок русского языка в первом классе по программе 2100....

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

Мягкий знак - разделительный и мягкий знак-показатель мягкости.

Цели:- учиться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости;- расширить свои знания о  городах Москве и Самаре....

Занимательная грамматика. Мягкий знак - показатель мягкости. Мягкий знак - разделительный.

Занимательная грамматика. "Мягкий знак - показатель мягкости. Мягкий знак - разделительный." Можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности. Урок выполнен для работы с устройством MIMI...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...