Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Плешакова Елена Викторовна
Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 классе.

Тема:  Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Тип урока: закрепление

Цели:

Образовательная - формировать навык правописания парных согласных на конце

                                   слова  посредством подбора проверочных слов;

                                -  сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

Развивающая – способствовать развитию у учащихся способностей к взаимодействию с другими учениками, совершенствовать навык само и взаимопроверки.

Воспитательная – воспитывать интерес к русскому языку через применение игровых ситуаций.

Оборудование:

для учителя:    элементы букв (д, б);      

                           картинки с изображениями белки, дятла;                  

                           карточки со словарными словами;

                           карточки по теме урока;

                           карточки с парными звонкими и глухими согласными;

                           карточки со словами для игры «Подбери слово»;

                           жетоны.

для детей:      учебник для 2 класса «Русский язык» Л.М. Зеленина;

                         тетрадь на печатной основе «Русский язык» 2 класс,

                         рабочая тетрадь, ручка, карандаш;

                         сигнальные карточки «Парные согласные».

Ход урока:

I. Организационный момент.

    - приветствие;

    - готовность к уроку;

    - подготовка к письму.

     Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Дети разворачиваются кругом, затем опять встают лицом к учителю). А теперь тихонечко сели. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. (Каждый ученик говорит другому «Я желаю тебе удачи».) И я желаю удачи всем ребятам. У нас сегодня все получится.

     Сначала проверим все ли готово у вас к уроку. (Учитель перечисляет).

     А теперь сделаем гимнастику для пальчиков:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать,

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(дети сжимают и разжимают кулачки), повторить 2 раза.

II. Этап подготовки учащихся к актуализации знаний.

1.Чистописание.

     Откройте тетрадки, положите их с правильным наклоном. Проверьте свою посадку. (Ноги ступнями стоят на полу, локти лежат на столе, спина прямая). Взяли правильно ручку, приготовились к письму. Запишите число, классная работа. У меня на доске элементы букв. Кто догадался, какие буквы здесь спрятались? (два ученика выходят к доске и собирает буквы – д, б). Учитель обращает внимание, как правильно пишутся элементы. (Показать вспомогательные карточки – дятел, белка).

2. Словарная работа. Взаимопроверка.

      Сейчас мы с вами вспомним и запишем словарные слова, которые уже изучили. А какие, вы узнаете, отгадав загадки:

  1. Он, большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?  

                                           (арбуз)

  1. То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

                                         (тетрадь)

      3.   Сам деревянный,

            А голова железная.

                                     (молоток)

  1. Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

                                         (карандаш)

  1. Сидит красная девица

В темнице, а коса на улице.

                                          (морковь)

Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед справился с заданием. Исправьте ошибки простым карандашом, свертись с доской. (На доске открыть карточки со словарными словами).

III. Постановка целей урока. Актуализация знаний.  

    -  Что заметили, на какие согласные буквы заканчиваются словарные слова? (на парные согласные – з, д, к, ш, в). Посмотрите на доску. Помогите каждой букве найти себе пару. (Дети показывают сигнальные карточки).

    -  Сколько у нас получилось пар? (пять)

    - А сколько должно быть? (шесть)

    - Кто мне поможет выбрать, каких парных согласных не хватает? (один ученик выходит к доске).

    -  А теперь еще раз внимательно посмотрите на эту группу согласных букв. Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке? (о парных согласных).

(На доске открываются слова «парные согласные).

    -  Правильно. А где у нас встречаются в слове эти согласные? (На конце слова).

(На доске открываются слова «на конце слова»)

    - А что же нужно научиться делать с парными согласными на конце слова? (Правильно писать). (На доске открывается слово «правописание».)

    - Правильно. Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Правописание  согласных на конце слова».

IV. Подготовка учащихся к активному, сознательному применению знаний.

1. Проверка домашнего задания.

      - Ребята, а кто вспомнит, какое домашнее задание было задано к сегодняшнему уроку?

         (Выучить правило в учебнике, как проверить правописание парной согласной).

      - Кто из вас сможет сейчас его рассказать? (Для проверки написания парной согласной  на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный. Слова в ед.ч. можно поверить теми же словами во мн.ч. Например, сад – сады).

      - А для чего вы это правило учили?  (Чтобы научиться подбирать проверочные слова).

      - А какое мы с вами выучили стихотворение на это правило. (хором)  

Стихотворение:

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лед – на льды –

Будешь грамотным и ты.

 Физкультминутка.

    А сейчас встали на физкультминутку. Мы с вами поиграем в игру «Угадай звук». Я вам буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, то вы поднимаете руки вверх, а если на глухой парный согласный – приседаете. Итак, слушайте внимательно. (Зайка, сойка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, день, дверь, зверь, пеньки, деньки.) Молодцы!

  2. Игра «Подбери слово»

    -   А сейчас полученные знания мы с вами применим на практике. Мы с вами поиграем в игру «Подбери слово». Для этого разделимся на группы по 4 человека. (выбирается капитан). Каждая группа получает задание на листочке.  Его нужно прочитать и найти на доске пару слов, которые отличаются только одним гласным.

(На доске карточки со словами – колос, голос, коза, коса, кость, гость, шар, жар).

Затем капитан каждой команды читает задание на листочке, и какие слова они подобрали.

Задание № 1.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье.

                                                      (колос – голос)

Задание № 2.

С глухим траву она срезает,

Со звонким – листочки объедает.

                                                    (коса – коза)

Задание № 3

Со звонким согласным – он в гости приходит,

С глухим – собачка любит грызть.

                                                     (гость – кость)

Задание № 4

С глухим в начале – кругл, как мячик,

Со звонким – как огонь горячий.

                                                   (шар – жар)

V. Этап формирования навыка правописания.

    - А сейчас откройте тетради на печатной основе. (стр.48, № 2).

    - Прочитайте задание.

    - Кто может объяснить, как нужно делать это задание? (В слове шарф дописать букву «ф», так как проверочное слово – шарфы).

Самостоятельная работа учащихся.

(проверка с помощью сигнальных карточек).

VI. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

        Откройте дневники. Запишите домашнее задание на завтра. (с. 117, № 149)

В данном тексте нужно выписать слова с пропущенными буквами и подобрать к ним проверочные слова, как мы делали сейчас . Образец дан в учебнике. Весь текст списывать не надо. По желанию с этими словами вы можете составить свои предложения.

VI. Обобщение. Итоги урока.    

     - Чем занимались на уроке?

     - Чему научились?

     - Что понравилось?

     - Что не получилось?

    Подсчитать количество заработанных жетонов (подвести итоги).

- Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Гостям - за внимание. Урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...