Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Лайкина Анна Николаевна
Цели: актуализировать и расширить знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесберегающего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_29.01.13.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

ТЕМА: Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными.

Цели: актуализировать и расширить  знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесберегающего образования.

Задачи:

- продолжать знакомить уч-ся с написанием слов с удвоенной согласной,

- знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;

- тренировать умение писать словарные слова, находить в предложении главные члены и подчёркивать их;

- развивать внимание, память, мышление;

- обогащать словарный запас уч-ся, развивать речь; развивать орфографическую зоркость, формировать каллиграфический навык;

- развивать интерес у детей к русскому языку;

-воспитывать чувства правильного обращения с животными, прививать навыки правильного поведения в общественном месте-зоопарке.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Настрой на урок, кинезиологические упражнения.

(на доске)          29 января.

                     Классная работа.

-Ребята, откройте тетради. Что вам нужно сейчас записать в тетрадь? Какое сегодня число и месяц? Что можете сказать о числе 29? Какой сегодня день недели? Какое число было вчера? Какой день недели был вчера? Какое число будет завтра? Какой день недели будет завтра? Запишите в тетрадь.

-Ребята, что мы повторяем на первом этапе нашего урока? (словарные слова)

2. Словарная работа.

(работа с карточками с пропущенными буквами)

#Россия, тонна, грамм, кросс, русский, сумма, класс, рассказ, суббота, гамма.

-Ребята, прочитайте все слова, задавайте к каждому слову вопрос. Какое слово может быть лишним и почему? (Россия – написано с заглавной буквы/ составьте устно предложение с этим словом;  русский – слово-признак /составьте устно предложение с этим словом)

-Чем объединены все эти словарные слова? (одна орфограмма –удвоенная согласная).

3. Беседа, подводящая к теме урока.

-Ребята, а что такое «орфограмма»? Как вы понимаете это слово?

Откроем учебники на с. 112. Прочитайте про себя правило, выделенное рамочкой. Что же такое орфограмма? Почему удвоенная согласная –это орфограмма? Не всегда написание удвоенных согласных можно проверить, поэтому правописание многих слов с удвоенными согласными необходимо запомнить. Сегодня мы будем тренироваться в написании слов с такими согласными.

4. Каллиграфическая минутка.

-Ребята, много согласные нашего алфавита могут быть удвоенными. Возьмите карточку, которая лежит перед вами. Объясните, что вам сейчас нужно будет делать. (выполнить показ –прописать удвоенную согласную, заполняя контур рисунка-животного). Можете прописывать буквы любым цветом (можно взять гелевую ручку). Кто выполнит это задание, встанет.

(похлопайте, кто прописывал удвоенную согласную сс) – картинка «слон»

(попрыгайте на правой ноге, кто прописывал кк) – картинка «козлик»

(попрыгайте на левой ноге, кто прописывал мм) – картинка «медведь»

(попрыгайте на обеих ногах, кто прописывал жж) – картинка «жук»

(потопайте, кто прописывал тт) – картинка «тигр»

-Ребята, какое животное может быть лишним и почему? (жук – насекомое, а остальные – звери/ козлик – домашнее животное) –Садитесь.

5. Тема урока.

-Ребята, на доске «собрались» столь разные животные. А где мы ещё можем встретить этих животных всех вместе? (на страницах энциклопедий, в цирке, в зоопарке)

-А что такое «зоопарк»? (зоопарк – зоологический парк - одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.)

учебник с. 114 №168. Прочитайте название текста. –Ребята. Какие задания можно выполнять к тексту? (прочитать его, списать, подчеркнуть орфограммы, выписать слова и др.)  

-Но сначала сделаем упр. для глаз.

-Прочитайте (жужжащее чтение). Сколько абзацев в этом тексте? Прочитайте первый/второй абзац.

-Найдите в этом тексе предложение, в котором есть слово с удвоенной согласной. (картинка на доске – «морж»). Запишите это предложение в тетрадь. (пока дети пишут, учитель прикрепляет картинки с изображением лисы и обезьянки). Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

6. Физкультурная пауза.

(учитель подходит к картинкам на доске) – показывает на изображение животного, а ученики при помощи звуков, жестов, мимики и движений изображают это животное.

7. Закрепление.

-Ребята, изображение каких животных появилось на доске, пока вы писали.

Найдите в тексе и напишите одно предложение на выбор (или о лисе, или об обезьянке). –на какую орфограмму много слов в этом тексте? (жи-ши). Подчеркните в словах предложения эту орфограмму. (проверка)

-Поднимите руки, кто был в зоопарке? В каком городе вам удалось посетить зоопарк? Какие правила поведения по отношению к животным нужно соблюдать, находясь в зоопарке?

-(на доске картинки с изображением девочки и мальчика) В наш зоопарк тоже пришли посетители. Как их могут звать? (не забыть про удвоенные согласные). –Имена полностью мы записывать не будем, а запишем только удвоенные согласные)

-ребята, а как вы понимаете, какая буква удвоенная (долго произносится)

#девочка: Анна, Алла, Эмма, Римма, Жанна, Инна, Виолетта, Марианна, Белла, Инесса

#мальчик: Кирилл, Филипп, Геннадий, Гарри, Савва, Иннокентий.

-Ребята, посмотрите на обложку своей тетради, у нас в классе есть девочки и мальчики, в именах и фамилиях которых пишутся удвоенные согласные?

(если позволяет время) –Ребята, в зоопарке есть такие животные (учитель добавляет илл., дети записываю слово в тетрадь, подчёркивают удвоенную согласную)

#(крокодил) – аллигатор; бегемот – гиппопотам; горилла, колли, бассет,  шиншилла, гиббон.

Аллигатор – род крокодилов. включающий всего два современных вида: американский или миссисипский аллигатор и китайский аллигатор. Самый крупный аллигатор, когда-либо зафиксированный в истории, был обнаружен на острове Марш в американском штате Луизиана— его длина составила 5,8 м

Горилла - род обезьян, включающий самых крупных современных представителей отряда приматов. Рост взрослых самцов колеблется от 1,65 до 1,75 м. Встречались особи ростом 2м.

Колли - порода собак

Бассет – порода собак

Шиншилла – род грызунов. Обитают: пустынное высокогорье Анд в Чили, Перу, Боливии и Аргентине. Шиншиллы являлись объектом интенсивной охоты из-за ценного меха, что привело к сильному уменьшению их численности. На данный момент шиншиллы занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Длиннохвостые шиншиллы разводятся на мех на фермах во многих странах, а также распространены в качестве домашних животных.

Гиббон – человекообразная обезьяна, обитающая в Юго-Восточной Азии.

8.Итог урока.

-Слова на какую орфограмму мы сегодня тренировались писать? Слов с удвоенной согласной очень много (это и имена, и названия животных, и фамилии и имена писателей, и в географических названиях встречаются удвоенные согласные). А зачем вам знать, в каких словах надо писать удвоенные согласные? (например. Чтобы правильно заполнять кроссворд)

9. Домашнее задание.

Кроссворд (вписать слова с удвоенными согласными)

10. Рефлексия.

-Ребята, возьмите карточку, в которой вы прописывали образец. Переверните её.

Нарисуйте зелёный круг – «я активно участвовал на уроке, с заданиями легко справлялся»

Нарисуйте красный круг – «задания были очень сложными для меня. Нужна помощь»

Нарисуйте жёлтый круг – «на уроке не все задания для меня были лёгкими, но я справился».

Удвоенные согласные!

По горизонтали: 1. Соглашение на основе взаимных уступок. 6. Спортивная игра.

По вертикали: 1. Твердое тело с естественной формой многогранника. 2. Тысяча тысяч. 3. Специалист по программированию. 4. Результат сложения. 5. Желание поесть.

Ответы

По горизонтали: 1. Компромисс. 6. Теннис.

По вертикали: 1. Кристалл. 2. Миллион. 3. Программист. 4. Сумма. 5. Аппетит.

Удвоенные согласные!

  

Впишите в пустые клеточки слова:

Агрессор, иллюминация, иллюстрация, комиссия, комментатор, компромисс, кристалл, металл, программа, профессор, репрессия, телеграмма, теннис, терраса, территория, тоннель, эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс УМК «Школа 2000-2100, Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

Работая по УМК «Школа 2000–2100» мною были определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; на...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

Урок русского языка, 2 класс, программа "Школа 2100" тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

Тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.Цель:- совершенствовать навыки правописания слов с буквами и, у, а после шипящих;- способствовать развитию орфографической зоркости, р...

Интегрированный урок русского языка и коррекционно-развивающего занятия по логопедии по теме «Правописание слов с парной согласной в корне» 2 класс

Урок предназначен для детей 2 класса. Первый урок по теме «Парные согласные в корне слова». Урок построен  с использованием технологии «Творческая мастерская», которая на...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...

Конспект урока русского языка на тему "Обобщение знаний о способах проверки и написания слов с безударной гласной"

Конспект урока на тему:  "Обобщение знаний о способах проверки и написания слов с безударной гласной" (ПНШ)....

Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...