Интеллектуальная игра по русскому языку для 3класса"Ты наш друг, русский язык"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_po_russkomu_yazyku_dlya_3_klassa.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

               Интеллектуальная игра по русскому языку для 3 класса

                                   «  Ты наш друг, русский язык!»

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.

Ход мероприятия

   -Ребята,  сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:

Ведущий: Встретились два приятеля.

 1-ый ученик: Привет!

 2-ой ученик: Привет!

 1-ый ученик: Все? Отстрелялся?

 2-ой ученик: Сдал. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

 1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.

 2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.

  - Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью.

  -Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели.

            Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова.

 Писатель Александр Иванович Куприн говорил “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

           Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

        «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

         Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»

           Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык.

              Ребята,     освоить    русский  язык -  трудное  дело.   Надеюсь,  что  вы  не  боитесь  трудностей  на  пути  к    знаниям.  Сегодня я предлагаю вам провести игру брейн-ринг.

Класс разделен на 3 команды. Каждая сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами ученики.

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает 15 очков, команда, которая ответила второй-10 очков, третья команда-5 очков. Результаты фиксируются на табло.

  Итак, проведем разминку. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Нога - …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга - … (дуги)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра)

Бедро - …(бедра)

Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День - …(дни)

Пень - …(пни)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята)

Козленок - …(козлята)

Бочонок - … (бочонки)

 Мы размялись, а теперь можно и начинать. Помните о правилах работы в команде.

1 конкурс. «Пословица всем углам помощница»

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему- то поучают

И от беды нас берегут.

Недаром говорят: «Без пословицы не проживешь, от пословицы не уйдешь».

- Продолжи пословицу.

Век живи – ... (век учись).

Делу время – ... (потехе час).

Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).

Слово не воробей, … (вылетишь, не поймаешь).

Красна птица пером, а …..( человек умом)

                                                             - Найди ошибки в пословицах.

Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)

Кашу соляркой не испортишь. (маслом)

Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)

У мышки глаза велики. (у страха)

На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)

Друг познаётся за завтраком. (в беде)

Конкурс для болельщиков «Слова-матрешки»

   Болельщики могут принести команде дополнительные баллы.  В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их и кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательней, то увидишь, что внутри спрятаны другие слова.

   Прочитайте слова и найдите в них другие, затаившиеся.

Победа ________________________

Бусы__________________________

Тапочки________________________

Тумбочка_______________________

Удочка_________________________

Рыбак__________________________

Осадки_________________________

Машина________________________

Черёмуха_______________________

Господин_______________________

Дрожь__________________________

Атом___________________________

Трубил__________________________        

2 конкурс

 Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной «Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались,      т.е.       из      букв   слова      «КАРТОФЕЛЬ»    составить               2 слова из 3 бук                2 слова из 4 букв                    всего 8 слов                                        2 слова из 5 букв                       2 слова из 6 букв

 /ель, мак, рот, кот, кат …

пора, крот, факт, торф, кафе …

 кофта, катер, трель …

  кафель, форель, лекарь, токарь …)

3 конкурс «Меткое слово».      Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из – под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Кто догадался о каких таких словах говорится?

Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми .

-рукой подать;

-во весь дух;

-морочить голову;

-путаться под ногами;

                  Пока жюри подводит итоги ,предлагаю задание для болельщиков

– Найти все слова, спрятанные среди букв в строчках и назови  их.

АМКЕЮМЯЧЛДРПГНШЗТЕАТРОЛСВАУСОБАКАЖШНАВЛРН

ХОГМЕБЕЛЬКОТЪАЬГОУКНТРСУШБУКВАЛОБНЕПСОЛНЦЕД

4 конкурс « Отгадай слово» Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу.

1)Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

2) Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

3) Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

  Пока жюри подводит промежуточные итоги, пора поработать болельщикам. Они могут принести  дополнительные очки своим командам. «Назови одним словом».

Храбрый человек (храбрец)

Болтливый человек (болтун)

Ленивый человек (лентяй)

Мудрый человек (мудрец)

Грубый человек (грубиян)

Богатый человек (богач)

Сильный человек (силач)

Веселый человек (весельчак)

Бедный человек (бедняк)

Умный человек ( умник)

Хвастливый человек ( хвастун)

Смелый человек ( смельчак)

5 конкурс «Фразеологические загадки»

Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет читаю второе высказывание. У вас три- четыре попытки. И так начнем.

  1. .Его вешают, приходя в уныние.
  2. Его задирают, зазнаваясь.
  3. Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.                                           НОС

  1. Не цветы, а вянут.
  2. Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.
  3. Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные    УШИ

  1. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека
  1. Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;
  2. На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.                            ВЕТЕР

  1. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
  2. Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
  3. Её «просит» рваная обувь.
  4. Она в голове у путаников.                                                                        КАША

  1. Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается
  2. бесполезным делом.
  3. Её набирают в рот, когда молчат.
  4. Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.
  5. В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из
  6. неё сухими.                                                                                                ВОДА

  1. Его проглатывают, упорно не желая говорить.
  2. Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко
  3. и бойко.
  4. За него тянут или дергают, заставляя высказаться.
  5. Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.                   ЯЗЫК

У болельщиков есть последняя возможность помочь командам пока жюри подводит итог игры.

 «4 осы»          - В пропущенные места вставьте подходящие буквы.

1. О С _ _ А                            1. На этой осе в октябре позолота. (осина)

2. О С _ _ А                            2. А эта растёт на лугу у болота.   (осока)

3. _ О С _ А                            3. С этой спит в колыбели малыш. (соска)

4. _ О _ С _ _ _ _ А                4. А эта по классу крадётся, как мышь. (подсказка)

Вот и закончилась игра.

 Расходится нам пора …

На табло взгляните все –

 Подведем итог игре.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"

Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему:  «Знатоки русского языка»...

Интеллектуальная игра в рамках недели начальной школы «Магия чисел в русских народных сказках»

Интеллектуальная игра в рамках недели начальной  школы «Магия чисел врусских народных сказках»...

Интеллектуальные игры на уроке русского языка 3класс

Интеллектуальные игры на уроке русского языка...

Интеллектуальная игра по окружающему миру на тему: «Будь природе другом!»

Цели: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой, воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию...

Интеллектуальная игра по окружающему миру на тему: «Будь природе другом!»

Цели: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой, воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию...

Программа по внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы "Мой друг-английский язык"

Результаты освоения курса внеурочной деятельностиСодержание курса внеурочной деятельности «Мой друг - английский язык» с указанием форм организации и видов деятельностиТематическое планиро...