Статья по теме: «Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».
статья по русскому языку (2 класс) по теме

В этой статье объясняется, как, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, доступно и понятно можно ввести понятие "части речи". Как можно добиться того, чтобы дети достаточно быстро научились различать части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_chastey_rechi_v_nachalnoy_shkole_2p.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».

Учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г. Люберцы

Богомолова Екатерина Анатольевна

Люберцы

2012 год

Много лет при изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя существительное, нередко сталкивается с тем, что ученик, долго раздумывая, начинает отвечать, что имя существительное – это часть предложения (слова, текста) и т. д. При изучении темы «Части речи» с первого-второго класса эта проблема стала особенно острой, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Столкнувшись с этой проблемой ещё в начале своей работы, я поняла, что понятие «части речи» необходимо конкретизировать, а также заинтересовать детей во время объяснения нового материала и последующего закрепления.

Хочу предложить приём, который мне удалось разработать. Я применяю его с 1998 года, и хочется отметить, что благодаря ему, дети достаточно хорошо усваивают эту тему.

Приведу часть урока по теме «Части речи. Имя существительное». Ознакомление с новым материалом. Цель этого урока – познакомить детей с понятием «части речи», познакомить с частью речи – имя существительное, учить определять имя существительное.

В начале урока, перед самым объяснением нового материала, мы с детьми говорим о том, что люди общаются между собой с помощью речи – устной и письменной. Затем говорим, что речь наша удивительно красива, неповторима. Тут же привожу примеры о красоте нашей речи – читаю стихи русских поэтов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.     (И. А. Бунин)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…   (Ф. И. Тютчев)

Кто-то из детей также приводит примеры, подтверждающие, что наша речь необыкновенно красива.

После этого я предлагаю детям представить нашу речь в виде сказочного цветика-семицветика из сказки В. Катаева. И наш цветок тоже волшебный. На доске открываю, заранее прикреплённый, большой цветик-семицветик. Затем обращаю внимание детей на то, что цветок состоит из частей – лепестков. А мы сегодня знакомимся с новой темой – Части речи. На нашем цветке, изображающем речь, каждый лепесток будет представлять определённую часть речи. И первая часть речи, с которой мы знакомимся – имя существительное. (на доске – табличка «имя существительное»).

Теперь я ребятам называю слова (окно, табурет, рисунок, кошка, друзья) и попутно предлагаю к каждому слову поставить вопрос. А на доске появляется запись: что? – окно; что?—табурет; что? – рисунок; кто?—кошка; кто?—друзья… Далее мы выясняем, что эти слова обозначают предмет. На доске я объединяю слова фигурной скобкой и пишу, что они обозначают предмет. Затем я называю другие слова (гроза, утро, мороз, радость) и также предлагаю поставить вопрос к каждому слову. Здесь ко всем словам подходит вопрос что? Затем мы выясняем, что к предметам эти слова не относятся, и я говорю детям, что эти слова обозначают явления. На доске аналогичная запись.  После этого я говорю детям, что все эти слова (на доске) относятся к части речи – имя существительное. Далее мы вместе составляем определение, что такое имя существительное. При этом на одном из лепестков цветка прикрепляем карточки (имя существительное, кто? что? предмет, явление.) Вместе с детьми даём определение: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы: кто? что? (цветок с обозначениями является опорой для ответа некоторое время).

Во второй части урока мы делаем схематический рисунок «Части речи» в специальной тетради для правил. Рисунок выполняется в виде цветка, на одном лепестке дети пишут опорные слова (как на доске). В рабочей тетради и на доске, для закрепления, мы записываем имена существительные в два столбика: предмет, явления. Примеры дети приводят сами. Затем записываем под диктовку несколько предложений, решая орфографические задачи. В каждом предложении подписываем имена существительные.

В конце урока подводим итог.

На следующий день на уроке русского языка мы повторяем новый материал, я выявляю -- насколько хорошо дети усваивают тему. Если нужно, помогаю понять и запомнить.

Далее раздаю детям карточки из лото с изображением животных, игрушек, растений и так далее. Даю задание: каждый ученик по очереди должен при ответе сказать, что изображено на карточке и поставить к этому предмету вопрос. А также сказать: предмет изображён или явление.

После этого убираем все карточки с изображением явления (дождь, гроза), заменяем на карточки, обозначающие предметы. Ещё раз задаём вопросы: кто?, что? Выясняем, что предметы могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными. Таким образом, дополняем сведения об имени существительном. Далее выполняем упражнения для закрепления изучаемых понятий.

Знакомство с понятиями имя прилагательное и глагол происходит также с помощью волшебного цветка. В тетради для правил подписываем лепестки с названием частей речи, вопросы и что они обозначают.

 Но перед этим я опять раздаю детям карточки из лото. Они называют, что изображено (с вопросом, что обозначает, одушевлённый предмет или нет). Затем прошу детей рассказать, какой это предмет. Дети подбирают подходящие прилагательные. Я сообщаю детям, что сегодня мы знакомимся с именем прилагательным, что оно обозначает признак предмета (беру примеры детей с вопросами). На доске и в тетради записываем: стол (какой?) высокий, письменный, обеденный; бабочка (какая?) красивая, лёгкая, маленькая и т. д. Обозначаем имена прилагательные. Выясняем, что они связаны (дружат) с именами существительными, т. к. они определяют их признак. На доске на одном из лепестков (рядом с им. сущ.) прикрепляем таблички: имя прилагательное, признак , какой? какая? какое? какие? Далее выполняем упражнения для закрепления.

Тема «Глагол» вводится аналогично теме «Имя прилагательное». Дети по карточкам называют предмет и что он умеет делать. При этом ставят к глаголу вопросы. Выясняется, что глагол обозначает действие. На лепестке волшебного цветка рядом с им. сущ. (с другой стороны) прикрепляются карточки: глагол, явление, что делать? что сделать? Выполняются упражнения для закрепления умения определять части речи по вопросам и по тому, что обозначает данная часть речи.

Таким образом, у детей абстрактное понятие « речи» конкретизируется, представляется в образе цветка, а части речи – в образе лепестков цветка. С его помощью можно изучать и другие части речи. Дети достаточно быстро усваивают эту тему, в дальнейшем хорошо видят связь частей речи в предложении и не путают, что является частью предложения, а что – частью речи.

Демонстрационные пособия, используемые при изучении темы «Части речи»

        

        Источники:

  1. Бунин И. А. Поэзия и проза/ предисл., сост и примеч. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1986. – 384 с., ил. – (Шк. б-ка) с. 28
  2. Родная природа. Стихи русских поэтов /сост. Н. Боярская. – М.: изд. Детская литература, 1971. 192 с., ил. С. 155.

Имя числительное. Количество предметов, порядок при счёте. СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? (КАКОЙ?)

Имя прилагательное. КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Признак предмета.

Имя существительное.         КТО? ЧТО?                 Предмет, явление.

Глагол

ЧТО ДЕЛАТЬ?            ЧТО СДЕЛАТЬ? Действие предмета

Местоимение указывает на предмет,                            явление, не называя                его.

Наречие. Признаки действий, признаки признаков.                         КАК? КУДА? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?

РЕЧЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методические приёмы работы над выразительным чтением в начальной школе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365609","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 120px; height: 60px;"}}]]Методические приёмы работы  над ВЫРА...

Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и...

Изучение частей речи в начальной школе.

При изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя с...

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс».

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс»...

Методы и приёмы по коррекции письменной речи обучающихся начальной школы.

Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения ...