Развитие речи у младших школьников
статья по русскому языку по теме

Рязанова Надежда Николаевна

Данная статья основывается на личном опыте преподавания в начальных классах, приведены примеры применяемых в работе методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у младших школьников (из опыта работы).

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе                                    Рязанова Надежда Николаевна   (учитель начальных классов)

Русский язык в умелых руках и в опытных устах—

 красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен

А. И. Куприн

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.

Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:

- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);

- обеспечить создание речевых ситуаций;

- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;

- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;

- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

В системе работы над развитием связной речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды изложений и сочинений (изложение по вопросам, подробное, сжатое изложение, сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)

Работа над словарем.

Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение. Необходимо активизировать книжную лексику, научить младшего школьника употреблять в своей речи слова из разных стилей литературного языка. Активизация словаря обычно проводится путем употребления такого слова в самостоятельно составленном предложении. Прежде чем составлять предложения с этими словами, необходимо вначале определить их значение, а потом подобрать слова, с которыми они могут сочетаться.

В целях повышения речевой культуры учащихся стараюсь использовать в своей работе упражнения лексического характера. Они направлены на расширение активного словаря детей, на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают последнее не только правильным и точным, но и выразительным. Обогащение словарного запаса учащихся осуществляется через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов, через раскрытие богатства лексических значений слова. Одним из приемов работы является объяснение значения слова через иллюстрацию употребления его в тексте упражнения.

Примеры упражнений: Найди значение слова.

Прочитайте данные слова и покажите стрелочками верные значения этих слов.

Прочитайте данные слова и проведите линии к картинкам.

Работа над словосочетанием и предложением.

В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании.

Работу над словосочетанием провожу следующим образом: во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов; во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. При работе над предложением использую следующие приемы: составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа); составление предложений заданного типа по схемам-моделям; распространение предложений, перестройка их структуры; выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах; свободное составление предложений, фраз; интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями; редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.

Работа над связной речью.

Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

- развернутые ответы на вопросы;

- анализ прочитанного;

- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

- записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

- рассказывание художественных текстов, заученных на память;

- импровизация сказок;

- диалоги;

- различные виды драматизации, словесное рисование;

- письменное изложение образцовых текстов;

- письменные сочинения разнообразных типов;

- составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

- деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д.

Примеры упражнений, которые я применяю в своей практике:

Вставь слово.

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

Прочитайте текст. При списывании выберите слово, которое в большей степени подходит к сказке.

Продолжи…

Внимательно прочитайте начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.

Составь рассказ

Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Редактирование текста

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Повторение слов.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их..

Разбивка текста на части. Составление плана.

Прочитайте. Разбейте текст на части. Составьте план.

Повторение мысли. 

Прочитайте. Найдите в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде

Сочинения.

Составьте рассказ по его началу.

- Напишите сочинение по плану.

Раскрой тему.

Прочитайте сочинения. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте ее.

Сочинение- повествование.

Схема построения повествовательного текста.

1.Начало действия

а) место

в) время

2.Развитие действия

а) Сообщение о действующем лице

б) Особенности и порядок действий

3. Кульминация

4. Вывод

Сочинение-описание.

Схема построения описания.

Представление объекта речи.

Наиболее характерные признаки объекта речи.

Оценка объекта речи.

Заключение и вывод.

Сочинение-рассуждение.

Схема построения текста- рассуждения.

1.Вступление.

2. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться)

3. Аргументы (доказательства)

а) доводы

б) примеры, случаи, факты, цифры

в) мнения авторитетных людей, цитаты

4. Выводы

Определи тип текста

          Подготовительные задания на уроках русского языка включали в себя упражнения поискового и творческого характера, что активизировало речевую и мыслительную деятельность детей, и были составлены по принципу увеличения сложности. Проводились упражнения в составлении предложений из слов, объединенных одной темой. Дети учились определять и формулировать тему и основную мысль текста, озаглавливать полученный текст. Отрабатывалось умение корректировать составленные предложения.

      На уроке ознакомления с окружающим миром было организовано наблюдение за изменениями в неживой и живой природе с наступлением зимы. Дети учились давать полные устные ответы на вопросы, объединенные изучаемой темой. Учащиеся составляли предложения по иллюстрациям, учились составлять маленькие рассказы по сюжетным рисункам. С опорой на текст учебника, дети готовили устные рассказы.

На уроках литературного чтения учащиеся знакомились с загадками на тему предстоящего сочинения, читали рассказы. Анализируя произведения, рассказывали, какое настроение передалось им, находили сравнения, которые были использованы в рассказах. Ребята делились своими впечатлениями, сравнивая описания, использованные в рассказах, по настроению.

Итогом проведенной подготовительной работы стало написание сочинения “Зима” по рисунку. В ходе урока было организовано обсуждение выполненной работы, обобщение полученных знаний, обмен впечатлениями. Обсуждалась тема и основная мысль сочинения с опорой на рисунок, а также структура сочинения. Был составлен план, проведена орфографическая и лексическая подготовка. Запись сочинения проводилась с опорой на вопросы плана и опорные слова. Проверка написанного сочинения проводилась учащимися с опорой на памятку.

Творческие работы учащихся оценивались по таким критериям, как содержание текста (полное, последовательное создание текста, раскрытие темы), и его речевое оформление, а также орфографическая и пунктуационная грамотность.

Изложение – это письменные пересказы образцовых текстов. Для письменного изложения беру тексты размерами меньше и структурно проще, чем для устного пересказа, выбираю тексты, ценные в воспитательном и образовательном отношении, расширяющие познавательны опыт учащихся, формирующие их мировоззрение; доступные и интересные детям, не перегруженные новыми словами; несложные по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. Уроки русского языка позволяют проводить разные виды словарной работы, способствующие развитию речи детей. В группу упражнений входят: работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами, работа с толковым, этимологическим, синонимическим словарями.

Работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, связную речь.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расскажи сказку". Тренажер по развитию речи для младших школьников.

Тренажер "Расскажи сказку" предназначен для развития речи учащихся младшего школьного возраста....

Доклад по теме:«Принципы отбора лексики на уроках развития речи для младших школьников с ОВЗ по слуху»

Содержание словарной работы определено программой, но также диктуется тем дидактическим материалом, который дан в учебниках и частично обеспечивается учителем. Так как систематическое накопление и зак...

Доклад Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики.

Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной дея...

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"...

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...