Памятки по русскому языку (УМК "Нач.школа 21 века")
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Кузнецова Светлана Валентиновна

В УМК "Нач. школа 21 века" русский язык более сложен, чем в других УМК. Ребятам бывает сложно запомнить всю информацию. Я практикую памятки-помощницы, с помощью которых ребята всегда могут вспомнить о самом главном. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka-glagol.doc34 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka-prilag.doc26 КБ
Файл predlozheniya.docx14.32 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

 (безударное окончание глагола)

1 спряжение

2 спряжение

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

1л.

-у, - ю

-ем

-у, -ю

- им

2л.

- ешь

-ете

- ишь

-ите

3л.

-ет

-ут, -ют

- ит

-ат, -ят

ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Ко второму же спряженью 

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на – ить,

                                     Исключая: брить, стелить.               II спряжение

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть. 

Остальные глаголы  -  I спряжение  

ЗАПОМНИ!  По начальной форме, не поставив предварительно  глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.  

 

Как определить спряжение глагола:

  1. Если окончание ударное, то спряжение определить легко.

Н/п: Спешат – окончание ударное → II спряжение.

  1. Если окончание безударное, образуй форму 3 лица множ. числа

     (в этой форме иногда можно услышать ясно окончание –

     - ут/-ют  или  - ат/-ят)

Н/п: Стира[и]шь – окончание безударное,3 л –стирают → I спряжение  

 

В  русском языке  есть  два разноспрягаемых глагола – хотеть, бежать.

Они имеют личные окончания и  1-го  и  2-го спряжения.

хочу                хотим                             бегу                      бежим

хочешь           хотите                           бежишь               бежите

хочет             хотят                             бежит                 бегут



Предварительный просмотр:

Имя прилагательное

Имена прилагательные  по значению делятся на качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения.

Степень сравнения показывает, признак одного предмета сравниваются с признаком другого предмета. ( Н/п: мягкий – мягче, более мягкий, менее мягкий, самый мягкий)

К качественным прилагательным можно подобрать антонимы

(короткий - длинный, холодный - горячий )

Качественные прилагательные имеют степени сравнения:

  1. Сравнительную (слово – помощник : чем)

(суффиксы: -е, -ее, -ей, - ше)

  1. Превосходную

(суффиксы: - айш, - ейш)

Качественные прилагательные могут иметь краткую форму.

(хороший – хорош, крепкий – крепок, тихий – тих, дорогой - дорог)

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения и краткой формы.

Относительные прилагательные всегда образуются от других слов – существительных. (музыка – музыкальный, пассажир - пассажирский)

(шерстяной – из шерсти, деревянный – дерево, летний - лето)

Относительные прилагательные указывают на материал, время, место нахождения, вес, длину, назначение предмета.(металлический – материал, летний – время, подземная – место, метровая - длина)

(суффиксы: -н, -ан, -ян, -ск, -ин, -ов, -онн, -енн)

Притяжательные прилагательные  указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопросы Чей? Чья? Чьё? Чьи?

(мамин, волчий, птичьи, Катина) 

(суффиксы: -ин, -ын, -ий, -ов, -ев;  после ц  - ын)

Прилагательные в ед.числе изменяются по родам, числам и падежам. Во множ. числе у прилагательных род не определяется. 



Предварительный просмотр:

Предложения.

С какой целью произносятся или пишутся предложения:

(по цели высказывания)

  1. С целью сообщить что-то – повествовательное

(Сергей принёс тетрадь учителю.)

  1. С целью спросить о чём-то вопросительное

(Сергей принёс тетрадь учителю?)

  1. С целью приказать кому-то или попросить кого-то – побудительное

(Сергей, принеси тетрадь учителю.)

По интонации:

  1. Восклицательное ( ! )
  2. Невосклицательное ( . ? )

____________________________________________________________

Как  провести  синтаксический анализ:

  1. Определи  цель высказывания предложения.
  2. Определи интонацию предложения.
  3. Найди грамматическую основу предложения.
  4. Найди второстепенные члены предложения и определи, распространённым  

         или нераспространённым является предложение.

  1. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.


Главные члены предложения

  1. ПОДЛЕЖАЩЕЕ
  2. СКАЗУЕМОЕ

Второстепенные  члены предложения

  1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО   (Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?)
  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ   ( Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?  Чья?  Чьё? )
  3. ДОПОЛНЕНИЕ  ( Падежные вопросы )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по русскому языку "Начальная школа XXI века"

Фонетика, морфология, синтаксис. Памятки для учащихся по русскому языку....

Рабочая программа для 4 класса по русскому языку "Школа 21 века"

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополн...

рабочая программа по русскому языку "школа 21 века"

рабочая программа для 1-4 классов с КТП...

КТП по русскому языку "Школа 21 века"

№ п/пДатаТема урокаРезультатыПредметныеМетапредметныеЛичностные  Звуки речи ибуквы. Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые е...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку "Школа 21 века" 2 класс...

Памятки по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"

Памятки помогут учащимся усвоить учебный материал. Обращаясь к ним ребенок со временем запомнить алгоритм выполнения заданий. Их использование позволит детям избежать состояний стресса  при выпол...

Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)

Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать  и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал  позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...