Мягкий знак- показатель мягкости согласных звуков
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Елена Александровна

конспект урока по УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx82.19 КБ
Файл urok_okruzhayushchiy_mir.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак- показатель мягкости согласных звуков»

Цель: Систематизировать знания учащихся о правилах правописания мягкого знака на конце слов и в середине слова.

Задачи:

  1. Образовательные:  Формировать умение правильно использовать мягкий знак на конце слов и в середине слова.

  1. Воспитательные:  Воспитывать умение работать индивидуально и коллективно.

  1. Развивающие: Развивать внимание, зрительную память учащихся, умение анализировать.

Оборудование: :  мультимедиапроектор, презентация «Мягкий знак», учебник русского языка Л.Я.Желтовская, рабочая тетрадь.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
  3. Введение в тему и постановка задачи урока.
  4. Работа над темой урока.
  5. Физкультминутка.
  6. Практическая работа.
  7. Итог урока. Рефлексия.


Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1.Орг.момент

-Здравствуйте ребята. Давайте улыбнёмся своему соседу справа, а потом соседу слева и тихонечко садимся.

Настраиваются на урок

1 мин.

2. Минутка чистописания

-Откройте свои рабочие тетради на стр.22. Выполняем чистописание и оцениваем себя за красоту написания. Слайд 2.

Выполняют задание и оценивают себя.

5 мин.

3. Введение в тему и постановка задачи урока.

Сегодня на уроке мы определим роль мягкого знака в словах.

Слайд 3.

-Игра «Кто это? Что это?»

  1. В этой почке нить накала.
  2. Эта почка из металла.
  3. Эта пика не остра. Это ключик от костра.

-Прочитайте слова на доске.

Слайд 3.

-Расскажите, для чего и как служит в речи мягкий знак?

-Разделите слова на две группы(слова, оканчивающиеся на мягкий знак,  слова, где мягкий знак в середине слова) и запишите каждую на отдельной строке.

Слайд 4-5.

-Что общего между словами? Чем они отличаются?

-Подчеркните ь и букву, после которой он стоит на конце слов, и в середине слова буквы, между которыми он стоит.

-Какую роль он играет в этих словах? Какой вывод можно сделать?

-Где находится мягкий знак в слове «огонь»?

-Подберите другое слово с тем же корнем, только спрячьте ь в середину слова. Что получилось?

Слайд 6.

-Тоже самое выполните со словами «пень, день, окунь, уголь»

Слайд 7.

Послушайте стихотворение про мягкий знак:

«Мягкий знак-хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома «угол»

Превратился сразу в «уголь»,

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.»

-Общее- во всех словах есть ь, отличаются тем, что в одних словах он стоит в середине слова, а в других- на конце.

-Мягкость согласных может обозначаться ь на конце и в середине слов (если находится между двумя согласными).

 10мин.

4. Работа над темой урока.

-О каком способе обозначения мягких согласных звуков говорится в стихотворении из упражнения 24?

-Выпишите пары слов, значения которых помогает различать мягкий знак.

-Подчеркните буквы обозначающие мягкие согласные.

-Работая в парах, произнесите скороговорку: «У пенька опять пять опят».Слайд 9.

-Мягкий знак после согласных – показатель мягкости этих согласных.

-Шесть- шест, есть-ест, пеньки- пенки, угольки- уголки, банька- банка.

5 мин.

5. Физкультминутка

-Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное женского рода, то прыгайте и делайте хлопок над головой, если услышите существительные мужского рода- приседайте.

Ёж, лещ, печь, вещь, товарищ, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж.

3мин.

6. Практическая работа

-Реши кроссворд

Слайд 10.

«Показатель мягкости».

1)Ей бродить ничуть не лень рядом с вами целый день. Стоит солнышку зайти, как её вам не найти.

2)И железные рога, и железная нога, на цепи на дно пойдёт, остановит пароход.

3)Распустился ландыш в мае в самый праздник- в первый день. Май цветами провожая, распускается…сирень.

4)То толстеет, то худеет, на весь дом голосит.

5)Если вдруг в январе лужи видим во дворе, снег внезапно тает, порою дождь бывает,начинается капель, словно к нам пришёл апрель, это значит…

6)Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

-Тень.

-Якорь.

-Сирень.

-Гармонь.

-Оттепель.

-Картофель.

10 мин.

7. Рефлексия.

-Какую роль выполняет мягкий знак в словах «день», «деньки»?

Послушайте стихотворение Усачёва «Мягкий знак».

Слайд 11.

-Ответы учащихся.

3 мин.

9. Домашнее задание.

В тетради  стр. 22 Упражнение 2.

Записывают домашнее задание в дневник.

1 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира 2 класс Тема: «СВЕТ И ЦВЕТ» Учитель: Ружьёва Е.А.

Слайд 2

Какой главный источник света?

Слайд 3

Что такое солнце? Солнце – главный источник света и тепла. Без него не было бы жизни на земле.

Слайд 4

Почему солнце светит и греет? Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный раскалённый газовый шар

Слайд 5

8 минут

Слайд 6

А что использовали люди для освещения своих домов с давних времен?

Слайд 7

Лучина.

Слайд 8

Свеча

Слайд 9

Керосиновая лампа.

Слайд 10

Электрическая лапочка

Слайд 11

ИГРА « БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Слайд 17

Опыт 1 « Осветим весь земной шар»

Слайд 18

Опыт 2 . « Можно ли остановить свет? Как образуются тени?»

Слайд 19

Опыт 3. « Проходит или не проходит свет?»

Слайд 20

Выводы: Свет распространяется по прямой линии. Если перед лучом света возникает препятствие, то луч освещает только его переднюю часть. Когда предмет загораживает путь световому лучу, за этим предметом образуется тень, то есть зона, куда солнечные лучи не попадают. Только плотные (непрозрачные) предметы, не пропускающие свет, образуют тень.

Слайд 21

Самостоятельная работа Тетрадь на печатной основе стр.8 № 10 Что художник нарисовал неправильно?

Слайд 22

«Любознательные никогда не останавливаются на том, что изучили. Стремитесь познать этот загадочный мир!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука

формирование  умения  вычленять  из  речи  и записывать  слова  с  мягким  знаком ; формирование  у  учащихся    мыслительн...

урок обучения грамоте по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука" второй в теме. Разработан на основе учебника В. Горецкого " Азбука" УМК "Школа России". В уроке использована презента...

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Разделительный ь

Презентация состоит из набора упражнений, ребусов, загадок и теста для проверки знаний по теме. Может использоваться как во втором, так и в третьем классе...

Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОМОЩНИКОМ , КАК В  УСВОЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ТАК И ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ....