Системно – деятельностный подход в начальном образовании.
методическая разработка по русскому языку по теме

Бутенко Елена Эдуардовна

 

        Как создаются условия для того, чтобы на всех этапах  обучения ребенок был человеком, активно и осознанно действующим? Рассмотрим в качестве примера учебник  «К тайнам нашего языка»(авт. М.С.Соловейчик  Н.С. Кузьменко)   с точки зрения воплощения в нем деятельностного подхода к обучению.

       Учебник   рассматривается как средство, моделирующее учебную деятельность каждого ученика, позволяющее учителю и родителям не только правильно организовать учебный материал, но и в целом формировать у начинающего школьника умение учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в образовании                                                   Сл 1

«…Образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…».                        

                                                                          Дьюи                    Сл 2

Современное общество требует от системы образования воспитания такого профессионала, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде, владеть новыми технологиями.

Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах.

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.   Сл 3   

  Более полный, системный переход от былого «знаниевого» подхода к деятельностному,  обозначен  в  тезисе, который давно в психологии обучения является основополагающим:

 «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом,             +  Сл 3  

 а субъектом учебной деятельности».    

                                                                                                                      Деятельностный подход к обучению предполагает:                    

                                                                                                                      Сл 4

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Иными словами, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребенок был человеком, активно и осознанно действующим.

Рассмотрим в качестве примера учебник                                                     Сл 5 «К тайнам нашего языка» с точки зрения воплощения в нем деятельностного подхода к обучению.

 Учебник   рассматривается как средство, моделирующее учебную деятельность каждого ученика, позволяющее учителю и родителям не только правильно организовать учебный материал, но и в целом формировать у начинающего школьника умение учиться.

Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели     Сл 6

 Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.  

В  этом  скрыто первое условие деятельностного подхода к обучению, в том числе русскому языку: создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения о языке, которым мы непрерывно пользуемся. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется  найти интересный ответ.

     Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это привычная для учителя – постановка учебной задачи. Но,  как говорят психологи её лучше вводить через создание проблемной ситуации.

 Постепенно становится аксиомой:                                                     +   Сл 6

 «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)     

    Как  учебник «К тайнам нашего языка»   помогает учителю создавать необходимые для этого проблемные ситуации?

Психологами был подсказан, а методистами подхвачен и разработан один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.

В учебнике «К тайнам нашего языка» этот приём модифицирован: говорит один из персонажей – отстающий на год от нашего ученика Антон или изучающий русский язык мальчик-иностранец. Они что-то спрашивают или высказывают суждения, чаще всего ошибочные, а нередко по своему разумению выполняют то или иное учебное действие. Ученик, работающий по учебнику, вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действия, исправить, объяснить ему и т. п. Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения.

Какие же способы мотивации деятельности детей   и                          Сл 7

 формирования активной познавательной позиции использованы в учебнике «К тайнам нашего языка»?

Вот наиболее распространённые:

• вопросы, суждения, ошибки персонажей;                                                

• задания, для выполнения которых недостаёт знаний;                                                              

• заголовки-вопросы;                                                                                    

• наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др.                                              

• вопросы, суждения, ошибки персонажей;                                            Сл 8

• задания, для выполнения которых недостаёт знаний;                                                              

• заголовки-вопросы;                                                                                Сл 9

• наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками,

 для объяснения которых нужны новые сведения, и др.                      Сл 10

  Второе условие реализации деятельностного подхода:

2. Выполнение действий  для приобретения недостающих знаний    

                                                                                                                     Сл 11

Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»                                              

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

                                                                                                                     Ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение,      Сл 12 попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику.                                                                                                                        

Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос                  Сл 12

 ученикам предлагается узнать «решение учёных». Так авторы учебника поступают в тех случаях, когда никакой поиск, никакие предположения не могут быть продуктивными.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений)                               Сл 13

Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий с языковым материалом.

Как пишет Н. Ф. Талызина, «Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».

Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике пользования языком), или, как сегодня говорят, языковых или речевых компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

 При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.

                В данном случае –.                                                                  Сл 14

 от изучения разрозненных орфографических правил к системному  формированию   комплекса    орфографических  умений 

  1. обнаруживать орфограммы (орфографической зоркости)
  2. определять разновидности орфограмм (а значит – требуемые правила)
  3. применять различные правила
  4. осуществлять орфографический самоконтроль (проверку написанного)

Заботиться  надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу                                                                                                          Сл 15

Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять написанное.Рассмотрим на том же материале

 С помощью приёма какографии дети упражняются в поиске и исправлении специально допущенных ошибок.                                                           Сл 16

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач  .  

                       Обучение формам диалогового общения       

                                                                                                                      Сл 17

Тренировочная практическая  работа организуется как мотивированная, последовательная отработка выведенного способа действия, нужного для успешного решения жизненных задач                  (обучение написанию  записок,   рецептов и др.)

  1.                 Написание рецепта        Разговор по телефону             Сл 18                                     

                                                                                     

  Такие задания              (собрание творческих сочинений)                Сл  19                                                      

 помогают ученикам  повысить свой уровень в соответствии со своими индивидуальными способностями, сформировать устойчивый, познавательный интерес к предмету.

И результат в работе: умение детей самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных  задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.          

При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение  продвижения вперед, переживание успеха в деятельности т. е. создать ситуацию успеха!                                  Сл 20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно – деятельностный подход в начальном образовании Учитель МОУ «СОШ №5 г.Ершова Саратовской обл. Бутенко Елена Эдуардовна 1

Слайд 2

«…Образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…». Дьюи 2

Слайд 3

Актуальность Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться . «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом , а субъектом учебной деятельности». 3

Слайд 4

Деятельностный подход к обучению предполагает 4

Слайд 5

«К тайнам нашего языка» (под ред. М.С. Соловейчик) Учебник. В 2 частях Рабочая тетрадь. В 3 частях Методические рекомендации Мали Л. Д. и др. Пособие для учителя «Работаем по учебнику 5

Слайд 6

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели «Прежде чем вводить новое знание , надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман ) Создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива лучше вводить через создание проблемной ситуации. 6

Слайд 7

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели • вопросы, суждения, ошибки персонажей; • задания, для выполнения которых недостаёт знаний; • заголовки-вопросы; • наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др. Способы мотивации деятельности детей: 7

Слайд 8

• вопросы, суждения, ошибки персонажей вопросы ошибки персонажей суждения 8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно – деятельностный подход в начальном образовании ( часть 2) Учитель МОУ «СОШ №5 г.Ершова Саратовской обл. Бутенко Елена Эдуардовна 1

Слайд 2

• задания, для выполнения которых недостаёт знаний; • заголовки-вопросы; заголовки-вопросы задания, для выполнения которых недостаёт знаний 2

Слайд 3

• наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения. Пропущенные слова Неверный порядок предложений Лишние предложения Различные виды ошибок 3

Слайд 4

2 . Выполнение действий для приобретения недостающих знаний «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» Г.А. Цукерман 4

Слайд 5

2 . Выполнение действий для приобретения недостающих знаний -ответь Антону, выскажи предположение. Узнай «решение учёных». 5

Слайд 6

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) «Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт , то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий ». Н. Ф. Талызина 6

Слайд 7

формирование комплекса орфографических умений обнаруживать орфограммы ( орфографической зоркости ) определять разновидности орфограмм (а значит – требуемые правила) применять различные правила осуществлять орфографический самоконтроль ( проверку написанного) 7

Слайд 8

осуществлять орфографический самоконтроль ( проверку написанного) 4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу 8

Слайд 9

4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу исправление специально допущенных ошибок ( какография ) 9

Слайд 10

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Обучение формам диалогового общения Устная речь Письменная речь 10

Слайд 11

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Решение задач развития речи школьников, их умения общаться в устной и письменной форме Написание рецепта Разговор по телефону 11

Слайд 12

Решение задач развития речи школьников, их умения общаться в устной и письменной форме 12

Слайд 13

13 создать ситуацию успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в образовании

Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие лич...

Системно - деятельностный подход в образовании

Одним из основных методических принципов системы в начальных классах является деятельностный подход, который  главным образом ориентируется  на предметную (практическую) деятельность младших...

Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Статья: «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья: «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»Главная цель экологического образования – формирование у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью. Ценнос...

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании на примере математики (Л.Г. Петерсон)

Материал представляет собой доклад на августовской конференции учителей начальной школы в 2015 году. В материале обобщен опыт реализации системно-деятельностного подхода в образовании на приимере мате...

Статья "Системно - деятельностный подход как основа начального образования.

В статье описывается суть системно-деятельностного подхода....

Системно – деятельностный подход в образовании

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня ...