Реализация системно-деятельностного подхода в образовании на примере математики (Л.Г. Петерсон)
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Васько Татьяна Георгиевна

Материал представляет собой доклад на августовской конференции учителей начальной школы в 2015 году. В материале обобщен опыт реализации системно-деятельностного подхода в образовании на приимере математики (программа "Школа 2100").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васько Татьяна Георгиевна

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании на примере математики (Л.Г. Петерсон)

Уважаемые коллеги!

Я хотела бы поделиться с Вами опытом реализации системно-деятельностного подхода в образовании на примере математики Петерсона.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, которые под ним понимали такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе». Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Проблемно-диалогическая технология, лежащая в основе программы «Школа 2100»  создаёт для ребёнка  ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию положительной самооценки и комфортного психологического состояния.

Эта программа обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие  интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

В своей работе я использую методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

 В настоящее время у меня  4 класс по образовательной системе «Школа 2100». В  своей работе  я создаю ситуацию успеха, чтобы каждый ученик получил и похвалу, и поощрение.

Огромную роль в реализации системно-деятельностного подхода сыграл педагогический коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсона, разработав и внедрив «Технологию деятельностного метода обучения».

Коротко о технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсона.

Деятельностные шаги (этапы) технологии:

  • мотивация учебной деятельности (надо, хочу, могу), личностное осознанное отношение к учению
  • актуализация знаний и пробное учебное действие
  • выявление причин затруднения
  • построение проекта выхода из затруднения
  • реализация проекта (с помощью эталона), пример из учебника «Математика»
  • первичное закрепление (проговаривание, уточнение фронтально, в парах, группах) – УУД коммуникативные
  • самостоятельная работа с проверкой по эталону (вербальное сопоставление с эталоном, рефлексия деятельности по применению нового способа действия) – УУД регулятивные
  • включение в систему знаний и повторение –УУД
  • рефлексия учебной деятельности (анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация затруднений, домашнее задание).

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды – обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Согласно Стандартам второго поколения в основе обучения лежит системно-деятельностный подход. В процессе обучения ученика нужно не просто вооружить знаниями и умениями, его нужно научить учиться. В системно-деятельностном подходе меняются статусы учителя и ученика. Следовательно, меняется и структура урока. Он не может оставаться прежним. Главенствующее положение занимает «проблемно-диалогический урок» - это урок, на котором обязательно выявляется самими детьми проблема, осуществляется поиск пути решения этой проблемы на основе уже имеющихся знаний и разных источников информации.

Этапы урока кардинально преображаются. Главным становится активная продуктивная деятельность самого ребёнка.

Если мы проведём сравнительный анализ деятельности учителя и ученика на традиционном уроке и на уроке, организованном на основе системно-деятельностного подхода, то явно увидим, что раньше возможностью активной деятельности обладал только учитель, теперь же активные позиции занимают именно обучающиеся. Педагог является лишь координатором деятельности детей. Девиз урока в логике системно-деятельностного подхода можно сформулировать словами из притчи: «Не надо давать рыбу, надо научить ловить её».

Мы должны через систему деятельности на каждом уроке научить ребёнка обрабатывать огромный поток информации, который в современном мире обрушен на человека, должны научить выделять в этом потоке главное, должны научить обнаруживать проблему и находить пути решения её.  То есть на каждом уроке происходит формирование универсальных учебных действий. Формировать универсальные учебные действия можно благодаря совершенно новой структуре урока – структуры проблемно-диалогического урока.

Также формированию универсальных учебных действий способствует применение в практике заданий продуктивного характера. На уроке ребёнок должен заниматься не просто репродуктивной деятельностью, он должен думать, рассуждать, пытаясь найти ответ на вопрос, доказывать свою точку зрения.

На примере одного урока хотелось бы обозначить некоторые возможности системно-деятельностного подхода, а также методы и приёмы, которые можно использовать для реализации требований ФГОС. 

Урок математики. Тема: «Площадь прямоугольника».

Проблематизация. На уроке «Площадь прямоугольника» проблема была выявлена с помощью письма сказочного героя. Ребята получили письмо от Шарика из Простоквашино: «Дорогие друзья, пишет Вам Шарик из Простоквашино. Помогите мне разрешить одну возникшую проблему. Дело в том, что мы с Матроскиным любим заниматься выжиганием. К Новому году мы хотим приготовить подарок для Дяди Фёдора в виде картины. Матроскин уже даже нашёл прекрасный рисунок. Осталось приступить к работе. Но тут встаёт вопрос. Картина имеет прямоугольную форму. Размеры её 9 см и 7 см. Матроскин даёт мне выжечь только 36 см 2. Много это или мало? Кто из нас, я или Матроскин, выполнит большую часть работы?   Эти вопросы мучают меня вот уже третий день. Я не очень-то силён в математике, поэтому обращаюсь к вам за помощью. Пожалуйста, помогите решить нашу проблему. С нетерпением жду вашего ответа, Шарик».

Таким образом, создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения. Приём самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные, теории или чьи-то точки зрения. Приём состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие - между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется приём, в сравнении с предыдущими он самый сложный, так как выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Приём наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Приём предлагает задание, не сходное с предыдущими, то есть такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Прием самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

По новым Стандартам ребёнок должен уметь планировать свою деятельность и воплощать этот план в жизнь. Научиться этому можно, если на уроках работать с планом урока.

На первых порах ученики работают по плану, который им предлагает учитель. Позднее ведётся работа с деформированным планом. Последний, самый сложный, вариант – это самостоятельное составление плана урока ребятами.

Приведу пример работы с деформированным планом на уроке математики по теме «Площадь прямоугольника». После прочтения письма ребятам предлагается планировать свою деятельность на урок, вывешиваются пункты плана, которые ребята должны упорядочить.

Я уже говорила о том, что на уроке, организованном на основе системно-деятельностного подхода, должна быть активная продуктивная самостоятельная работа обучающихся.

На уроке математики «Площадь прямоугольника» самостоятельная и оценочная работа учащихся следующим образом. В начале урока каждый ученик получает оценочный лист «Мои достижения». В течение урока ребёнок заполняет его, выполняя самостоятельные работы, каждый раз проверяя понимание той или иной темы, определяя в своих знаниях пробелы.

Оценка правильности выполнения задания осуществлялась с помощью взаимопроверки или самопроверки. Каждый раз после самостоятельной работы оценка ставится в листе «Мои достижения», затем считается общий результат за урок и выставляется средний балл за урок.

Работа с листом достижений на уроке на самом деле очень удобна, хотя возможно сначала может показаться очень трудоёмкой. Достоинства такой работы на уроке:  дети сразу получают результат самостоятельной работы; каждый ребёнок получает отметку за урок; каждый из них на уроке выступал в качестве взрослого, проверяя работы товарищей.

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования.

При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Значит, ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

Благодарю за внимание!


ПРИЛОЖЕНИЕ

При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности.

1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем. Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов и пр.

2. Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание (как таковое) уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом наиболее важным является мыследеятельность, как метадеятельность.

3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. Системно-деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности. Если в «знаниевом» подходе основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в СДП главным средством становятся ситуации. В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов.

4. Рефлексивно-оценочный компонент. СОдним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.

Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки («могу»).

Приёмы  работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий  диалоги; мотивирующий  приём  «яркое пятно» – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны: восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение – 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать? и другие.


Пример урока с использованием системно-деятельностного подхода

Урок математики во 2-м классе.

Тема: «Деление с 0 и 1».

Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.

I. Организационный момент:

  • добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;
  • что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
  • проверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний:

8 : 2 = …                   6 : 2 = …                 4 : 2 = ...

Рассуждение по плану:

1). Надо найти число, при умножении которого на 2, получается …..(8, 6, 4);

2). Это число ……;

3). Значит __ : 2 = __

III. Постановка учебной задачи:

тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;

при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).

IV. Открытие нового знания:

работать будем в группах;

какие правила работы в группах надо помнить?

Задание №1.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

0 : 2 = …

0 : 4 = …

0 : 6 = …

0 : 3 = …

0 : 5 = …

0 : 9 = …

0 : 23 =…

0 : 17 =…

0 : 32 = …

Вывод: 0 : а =…

Вывод: 0 : а =…

Вывод: 0 : а =…

представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание № 2.

1 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

2 : 2 =…

4 : 4 =…

8 : 8 = …

6 : 6 = …

5 : 5 =…

8 : 8 = …

3 : 3 =…

7: 7 =…

9 : 9 = …

Вывод: а : а =…

Вывод: а : а =…

Вывод: а : а =…

представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание № 3.

1 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

3 : 1 =...

4 : 1 =…

2 : 1 =…

5 : 1 =…

6 : 1 =…

9 : 1 =…

7 : 1=…

8 : 1 =…

5 : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание № 4.

1 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

2 : 0 =…

5 : 0 =…

7 : 0 =…

4 : 0 =…

6 : 0 =…

9 : 0 =…

Вывод: а : 0

Вывод: а : 0

Вывод: а : 0

представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

записываем выводы в тетрадь открытий.

Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей):

кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).

V. Первичное закрепление:

как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);

откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);

сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

стр. 95 №3 – выполнить письменно;

как будете работать самостоятельно?

VII. Повторение.

стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;

Фронтальная проверка.

VIII. Итог урока (рефлексия деятельности):

какое открытие вы сегодня сделали?

как вы это узнали?

где можно применить новое знание?

что для вас было трудным?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании на примере математики Петерсона Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 22 Татьяна Георгиевна Васько

Слайд 2

Концепции Л.С. Выготский А.Н.Леонтьев Д.Б. Эльконин В.В.Давыдов П.Я.Гальперин

Слайд 6

Между обучением и психическим развитием стоит деятельность

Слайд 7

Технология деятельностного подхода представляет одну из возможных моделей интегративной технологии развивающего обучения Автор: Л.Г. Петерсон

Слайд 8

Деятельностные шаги обучения -мотивация учебной деятельности (надо, хочу, могу), личностное осознанное отношение к учению - актуализация знаний и пробное учебное действие - выявление причин затруднения - построение проекта выхода из затруднения - реализация проекта

Слайд 9

Деятельностные шаги обучения - первичное закрепление (проговаривание, уточнение фронтально, в парах, группах) – УУД коммуникативные _ самостоятельная работа с проверкой по эталону (вербальное сопоставление с эталоном, рефлексия деятельности по применению нового способа действия) – УУД регулятивные -включение в систему знаний и повторение - рефлексия учебной деятельности ( анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация затруднений, домашнее задание).

Слайд 10

Система дидактических принципов, обеспечивающих системно – деятельностный подход. Принцип деятельности. Принцип непрерывности. Принцип целостного представления о мире. Принцип минимакса. Принцип психологической комфортности. Принцип творчества.

Слайд 11

Системно –деятельностный подход и начальное образование Фундаментальное ядро и методологическая основа –это основа стандартов Деятельность невозможна без сотрудничества Компетенция «Умение учиться»

Слайд 12

Я слышу, и я забываю Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".

презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....

Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"

Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании на примере математики (Л.Г. Петерсон)

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Этот способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, ...