"Ещё об одной опасности письма"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Кузнецова Екатерина Валерьевна

Конспект урока русского языка. УМК "Гармония", 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kokspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

3 класс

Учитель Кузнецова Е.В.

Тема: «Ещё об одной опасности письма»

Цель: познакомить учащихся со способом выбора между -тся или -ться на конце глаголов.

Задачи: повторить орфограммы в корнях слов и орфограммы в начальной форме глаголов;

дать понятие о новой орфограмме на месте [ца] на конце слов;

научить безошибочно выбирать между -ца, -тся или -ться в зависимости от части речи и от формы глагола;

развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), наблюдательность,  восприятие на слух; учебную мотивацию;

формировать универсальные учебные действия:

  1. Регулятивные – целеполагание (постановка учебной задачи), планирование, оценка (осознание того, что усвоено и что надо усвоить), самопроверка;
  2. Познавательные – анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, доказательство, извлечение необходимой информации из текста, постановка и решение проблемы, работа со словарём, работа с памяткой;
  3. Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в паре; взаимооценка;
  4. Личностные – самоопределение (внутренняя позиция школьника) и смыслообразование (понимание смысла учения).

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Подготовка к изучению нового

- 2 строки вниз. Запишите число, «Классная работа».

- Запишите под диктовку слова: зовёт, беречь, сеять, видеть.

Слайд 1.

- Чем похожи все слова?

- Какое слово «лишнее» и почему?

- Определите форму глагола зовёт.

- Что указывает на форму 3 л.?

- Выделите окончание. Какая орфограмма в слове зовёт?

- В какой части слова?

- Выделите корень. Объясните выбор буквы.

- Какие орфограммы в слове беречь?

- В какой части слова?

- Выделите корень. Объясните решение орфографических задач.

- Назовите примету неопределённой формы у глаголов сеять, видеть.

- Выделите суффикс -ть. Какая орфограмма есть в этих глаголах?

- Выделите суффикс перед -ть у этих глаголов. Как проверить себя, правильно ли вы написали эти суффиксы?

- К какому словарю следует обратиться?

- Откройте орфографический словарь в конце тетради-задачника и проверьте себя.

- Какой суффикс в глаголе сеять?

- Какой суффикс в глаголе видеть?

- Поднимите руку, кто все слова написал без ошибок?

- Обобщите: какие две опасности письма встречаются в глаголах неопределённой формы?

+ Безударная гласная в суффиксе перед -ть; ь после буквы ч на конце.

  1. Изучение нового материала

Слайд 2.

- Прочитайте тему урока.

- Сегодня вы познакомитесь с ещё одной опасностью письма, которая часто встречается в глаголах.

- Откройте ТПО с. 56 №379. Даны строки из стихотворения Лукьяновой. Здесь пропущены концы у трёх слов. Прочитайте эти строки про себя. Кто готов прочитать вслух? При чтении внимательно слушаем, какие сочетания звуков на месте пропусков.

- Допишите концы слов значками звуков в квадратных скобках. Какое сочетание цвуков слышим на конце слова лица?

- На конце слова нравится?

- На конце слова учиться?

- Как сочетание звуков [ца] вы обозначите на письме буквами в слове лица?

Слайд 3.

- Справа от слова лица на оставленной строке запишите буквами это слово.

- А теперь посмотрите на экран и на оставленной внизу строке правильно запишите слова нравится учиться? Как в слове нравится обозначено буквами сочетание [ца]?

- Подчеркните -тся.

- А в слове учиться? Чем отличается от -тся?

- Подчеркните -ться.

- Как вы считаете, есть ли на месте сочетания звуков [ца] на конце слова орфограмма? Почему?

+ Надо выбрать между -ца, -тся или -ться.

- Знаете ли вы способ решения такой орфографической задачи?

- Сейчас мы поиграем в исследователей, проведём небольшое исследование. Определим порядок нашего исследования, составим план.

Слайд 4.

- Что в первую очередь должен поставить перед собой исследователь, чтобы определить, что и зачем он будет исследовать?

+ Задачу исследования.

- Как исследователь будет изучать объекты, которые он исследует, никак при этом на них не воздействуя?

+ Проведёт наблюдения.

- После того, как проведёт наблюдения, что сделает исследователь?

+ Выводы.

- А как исследователю не забыть выводы, которые он сделал, что ему может в этом помочь?

+ Сделать записи.

- И мы сделаем записи в виде схемы.

Слайд 5.

- Как вы поняли, какова же задача нашего исследования?

+ Узнать способ выбора между -ца, -тся или -ться на месте [ца] на конце слова.

- Какова цель – зачем нам это нужно?

+ Научиться грамотно писать.

- Понаблюдаем, рассмотрим данные слова. Чем слово лица отличается от слов нравится и учиться?

- Это им. сущ., а нравится и учиться – глаголы.

- Итак, лица – не глагол. Значит, когда мы пишем -ца?

- В какой части речи на месте сочетания -ца на конце пишется -тся или -ться?

- Что теперь осталось выяснить?

- Какая одинаковая часть есть у глаголов нравится и учиться?

- Почему постфикс так называется?

- Выделите постфикс -ся . Определите форму глагола нравится.

+ Наст. вр., ед. ч., 3 л.

- Что указывает на форму 3 л. в составе глагола нравится?

- Выделите окончание -ит. Бывает ли в форме 3 л. в окончании ь?

- Определите форму глагола учиться.

- Что указывает на н.ф.?

- Выделите суффикс -ть. Когда же в глаголе надо писать -ться с ь?

- Сделаем выводы и запишем наши рассуждения в задании 381 в ТПО с. 57 внизу в рамке.

Слайд 6.

- А теперь возьмите листочки на ваших партах и вместе с соседом по парте заполните схему, которой потом можно будет пользоваться при решении орфографических задач.

Учащиеся заполняют схему:

[ца] на конце слова

глагол                                        не глагол

Слайд 7.

- Посмотрите на экран и проверьте правильность заполнения схемы.

- Поднимите руки, кто не допустил ошибок?

- Сравним наши выводы с выводами в учебнике на с. 132 №382.

Учащиеся читают сведения в учебнике.

- Совпали ли наши выводы с тем, что в учебнике?

- О чём ещё говорится в сообщении?

- Как называется орфограмма, которая может быть в им. сущ. перед сочетанием -ца?

+ Непроизносимый согласный.

- Как же узнать, писать или нет буквы т или д?

- Попробуйте изменить эти им. сущ., поставьте их в начальную форму.

  1. Закрепление

- Потренируемся в решении орфографических задач. ТПО с. 58 №383. Рассмотрите рисунок. Что изображено?

- Где можно увидеть медвежат на качелях?

- Прочитайте про себя строки маленького стихотворения «Цирк» и догадайтесь, какие два слова составляют рифму?

- Прочитайте вслух? Какие слова рифмуются? Почему?

- Объясните, что напишем в слове братца. Можно пользоваться нашей схемой.

- Объясните, что напишем в слове качаться.

- Какая буква выделена в слове братца? Почему?

- Докажите, что здесь нужна буква т.

- Решим другие орфографические задачи.

Слайд 8.                                                Физминутка

Лучшие качели – гибкие лианы (пружинят ногами в коленях).

Это с колыбели знают обезьяны (наклоны в разные стороны).

Кто весь век качается,

Да-да-да!

Не может огорчаться

Никогда!

- Вам предлагаются задания на выбор – одно легче, другое труднее.  Более простое задание: списать данный на экране отрывок, решая орфографические задачи на месте [ца]. Более трудное задание: отрывок списывать не надо, нужно провести письменный анализ слов качается и огорчаться как части речи. Чем здесь можно воспользоваться?

+ Памяткой и образцом на с. 128.

- Оцените свои возможности и выберите то задание, которое вам по силам.

Дети самостоятельно работают над заданием.

- Кто выбрал более трудное задание? Прверим.

- Кто не допустил ошибок в словах качается и огорчаться?

- Послушайте пословицы и объясните, как вы их понимаете:

Всякое умение трудом даётся.

Старая пословица вовек не сломится.

- Запишем под диктовку.

- В каких словах встретилось сочетание звуков [ца]?

- Объясните, что вы написали на месте сочетания звуков [ца]?

- Кто не допустил ни одной ошибки?

  1. Домашнее задание

№382 (уст.), ТПО №386.

  1. Итог урока

Слайд 9.

- Прочитайте ещё раз тему урока.

- О какой опасности письма узнали?

- Чему научились?

- Что повторили?

- Над чем ещё следует поработать? Какие допускали ошибки?

- Кого из ваших одноклассников вы хотели бы похвалить и за что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте по теме "Опасности письма" на месте парных по звонкости-глухости согласных

Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных способностей....

презентация на тему: "Опасности письма". Закрепление

Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю"  М.С Соловейчик  УМК "Гармония" :"Опасности письма". Закрепление....

Опасности письма. Закрепление.

Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" М.С Соловейчик УМК "Гармония":"Опасности письма". Закрепление....

Новое об известных опасностях письма. Правописание слов с двойными согласными.

Урок построен с учетом деятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С первого этапа урока  фо...

"Ещё об одной опасности письма" (презентация)

Презентация к уроку русского языка по программе Соловейчик (УМК "Гармония")....

Обучение письму. Опасности письма: жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цели урока: Создать условия для закрепления и проверки умения писать  слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу....

Конспект урока по русскому языку 3 кл " Еще об одной опасности письма"

Конспект открытого урока по русскому языку УМК " Гармония" " Ещё об одной опасности письма " 3 кл 3 четверть ....