Урок русского языка в 3 классе
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Таптугян Лариса Фаросовна

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока : Состав слова (обобщение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.rar2.38 МБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок русского языка в 3 классе

                          Тема урока : Состав слова (обобщение)

 17.11.2010г.                                                           Таптугян Лариса Фаросовна,

                                                                                                            учитель начальных классов

Цель: обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Обучающие:

  1. повторить изученные признаки родственных слов;
  2. проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
  3. совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

Развивающие:

  1. развивать память и орфографическую зоркость;
  2. развивать умение разбирать слова по составу;
  3. развивать умение образовывать новые слова;

Воспитывающие:

  1. воспитывать любовь к природе;
  2. воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран для показа презентации, презентация.

Тип урока:  - повторительно-обобщающий урок.

ХОД УРОКА                        

1.Организационный момент.

                  Мы в лес за наукой 
                 Сегодня пойдём.
                 Смекалку, фантазию нашу возьмём.
                 Дорогой с пути никуда не свернём.
2.Проверка домашнего задания.  (упр.183)

 Вспомните, пожалуйста, над какой темой мы работали на прошлом уроке.

-Какое задание вы получили на дом?

-Какие  вы  решили орфографические задачи?

Д. Надо было вставить пропущенные буквы, найти однокоренные слова и разобрать

    по составу. (вставить пропущенные буквы в словах: с.жу, св.жо, осв.щать, с.неет;

                           разобрать по составу однокоренные слова сосна, сосновый)

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Молодцы!

3.Сообщение  темы урока.

-На предыдущих уроках мы работали над составом слова.

Что значит – разобрать слова по составу?

 Д. Находить части слова и выделять их.

  -Сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать

 новые однокоренные слова. Но для это нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.

4. Словарная работа и минутка чистописания.

    Урок сегодня необычный. Мы с вами отправимся на прогулку. А для того, чтобы узнать, куда – посмотрите слайд.      СЛАЙД 3.

Д. В лес.

-В какой лес?

Д.Березовый.

-Почему лес называют березовым?

Д.Потому что в этом лесу растут только березы.

Загадка.  На лесной опушке стоят подружки:

                 платьица белены, шапочки зелены.
Д.Берёза.

-В толковом словаре узнаем значение слова «берёза» -

Берёза - род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые). Общее число видов — около ста или немного больше.

Название березы возникло от слова "берегиня", от имени славянской богини, которая считалась матерью всех добрых духов и сил. Так же береза считается символом молодых девушек.
Особенно любил березу русский поэт Есенин, он часто восхвалял и возносил это дерево в своих стихах, вот почему береза - символ России.
СЛАЙД 3 прочитать стих)

-А теперь сделайте фонетический анализ этого слова.

     (ученики выходят к доске и делают разбор)

-Какой первый звук? Какой буквой он обозначается?

-Вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква б.

  (учитель на доске показывает образец, а ученики пишут в тетради)

- Берёза – словарное слово, его надо запомнить.

- Запишите слово «берёза», поставьте ударение, найдите безударную гласную и подчеркните ее.   Самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову «береза» СЛАЙД 4.

                   СЛАЙД  5.   Какое слово лишнее?

              Берёза, берёзовый, подберёзовик, березняк, лес

Д. 1. Лес.

   Берёза, берёзовый, подберёзовик, березняк – однокоренные слова.

-Почему эти слова называют однокоренными?

Д. Они имеют общий корень и общее значение).

-Какое еще слово может быть лишним?

 2.березовый-  имя прилагательное, а остальные существительные

Объясните значение этих слов

Березня́к — берёзовый лес, роща

Подберёзовик- это гриб, растет чаще всего под березами.

 Берёзовый сок — пасока, жидкость, вытекающая из перерезанных и надломленных стволов и ветвей берёзы, в России широко используется в качестве напитка  .

Составьте предложения с этими словами  и лучшие запишем.

                            (запись 2-3-х предложений)

Молодцы! А теперь отправимся в лес.

5.Работа по учебнику

СЛАЙД 6 .  Кто это, ребята?

 Д. Лесники.

-Правильно. Они нас не пропустят в лес, если мы не докажем ,что умеем хорошо вести себя в лесу и не выполним задание, которое они приготовили для вас. Давайте вспомним правила поведения в лесу. СЛАЙД 7.

-Молодцы! С такими учениками можно идти на прогулку в лес.

- Осталось выполнить задание. Если вы выполните его, они разрешат вам погулять в лесу. (Упр.182 с.,80). Найти однокоренные слова, разобрать по составу и составить с ними предложения.  Есть задания и индивидуальные .(3 ученика работают по карточкам):

                                Карточка 1

                                       

     

                                       Карточка 2

 

                                         

                                        Карточка 3

   

      

-Молодцы,  с заданиями справились. Теперь можно идти.

6.Обобщение по теме.

-Прогулка наша будет необычная. В лесу вас ждут испытания.

-Перед лесом небольшая полянка. СЛАЙД 8.

-Издалека слышно, как стрекочут кузнечики.

А вы знаете, чем поет кузнечик?  А вот послушайте. Но надо но не только слушать ,но и найти слова, которые употребляются в разных формах.

                                                   

                                               ЧЕМ ПОЕТ КУЗНЕЧИК

            На лесных полянах часто можно услышать кузнечиков. Но их стрекот исходит не из ртов. Откуда же он появляется? На задних ножках кузнечика есть щетинки. Кузнечик трет задними ножками. Щетинки трутся друг о друга и издают звуки. Некоторые виды кузнечиков трут передние лапы. У каждого вида кузнечиков своя особая песенка. При опасности кузнечики молчат. Это часто спасает их.

Теперь задание такое: в тетради на строке поставить цифру 1, прослушать еще раз текст и записать слова, которые нашли.

Теперь выделите окончания  и основы слов.

-.Проверьте по слайду. СЛАЙД 9 . 

                 1.Кузнечик, кузнечика, кузнечиков, кузнечики.

-Что можете рассказать об окончании и основе слова?

Д.Окончание –это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

    Основа – это часть слова без окончания. В основе заключено общее лексическое значение  слова .

- Придумайте свое слово, попробуйте изменить его.

-Молодцы!

-Продолжим прогулку по лесу. Стоят красавицы- березы и шелестят листочками, будто приветствуют нас.

-Листочки – это главная часть дерева?

Д. Нет. Главная часть дерева – это корень.

-А главная часть слова?

Д. Это тоже корень - главная часть слова ,в которой заключено общее значение для всех однокоренных слов.

-Образуйте новые слова от корня    лист.

СЛАЙД 10.     Запишите эти слова на вторую строку и выделите корень.

Лист, листок, листик, листовая, листочек, листопад, листья.

-Какие это слова?

Д. Однокоренные.

-Почему их так называют?

Д.У этих слов общий корень, они близкие по значению.

-Молодцы!

-Нравится вам в лесу?  Почему?

Д.Воздух чистый,  небо голубое,  много цветов,  летают бабочки. Пора отдохнуть.
 

                        7.Физкультминутка. СЛАЙД 11.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

 Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

8.Обобщение  (продолжение)

-Найдите корень в  слове летают!

Д.    –лет-

-Образуйте новые слова с помощью приставок и запишите на третьей строке:

СЛАЙД 12. 

           3 . Полететь, залетать, перелетать, долететь, облететь, налететь.

СЛАЙД 13. Запишите их, выделите корень и  приставку

-Что такое приставка? Для чего она служит?

Д. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

-Какие еще приставки вы знаете? Попробуйте составить с ними и с корнем  -лет – новые слова.

-К какой части речи относятся эти слова?

Д. Это глаголы, обозначают действие предмета.

-Какие однаковые части у этих глаголов?(Корень –лет- и суффикс -ть.)

-Запомните, что  –  ть является суффиксом.

Раз уж заговорили о суффиксах, предлагаю выполнить задание.

СЛАЙД 14.

Мы добрались до речки. Но на пути сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите на четвертой строке.

                4.Гнёздышко, совёнок, ветерок, берёзка, козочка, мостик.

Вот и мостик. СЛАЙД 16.

Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

ДСуффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Составьте сами новые слова с этими суффиксами. Запишите эти слова и выделите суффиксы.

. Посмотрите пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

Д. Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

-. Как называется такой разбор?

Д. Разбор слова по составу.

9.Самостоятельная работа.

                                         Сделайте разбор по составу:

         

              1-й ряд                             2-й ряд                                    3-й ряд

              Игра                              игровая                                 поиграть

-Проверьте по слайду. СЛАЙД 17.

-Какие это части речи.

Д.Имя существительное,. имя прилагательное,  глагол.

-Сделаем устный разбор частей речи.(Ответы с места.)

10. ИТОГ. Вот и наша прогулка подошла к концу. Нам уже пора домой.

                   Давайте вспомним:

1.Как называется изменяемая часть слова?

2.Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов?

3. Как называется часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов?

4.Как называется общая часть однокоренных слов?

Все названия частей слова можно заменить одним словом – морфемы. А разбор слова по составу называется морфемным разбором.

Вам понравилась прогулка? Какое у вас настроение? Чтобы лес всегда нас радовал своей красотой, надо его беречь .СЛАЙД 18.

Лес – это тайный мир природы,

В котором множество чудес:

Цветы, деревья, птицы, звери –

Все вызывает интерес.

 Лес – это друг настоящий,

Который нужно защищать.

Я призываю вас, люд добрый,

Давайте жизнь в нем сохранять.

 Чтоб свежий дух березы веял,

Ручьи бежали без конца,

Чтоб темных туч на небе синем

Не существовало никогда.

9. Выставление оценок.

СЛАЙД 19

10.Домашнее задание:    Повторить правила о правописании безударных гласных в корне слова, парных согласных; повторить порядок разбора слов по составу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...