Сложные слова
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе.Программа "Школа России" .Урок исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernyy_konspekt.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Черниговская СОШ, Агаповский район, Челябинская область

Учитель начальных классов: Батурина Елена Владимировна

Класс:3

Программа «Школа России»

Тема. Сложные слова.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели.

 1.Образовательная:познакомить с правилом написания соединительных гласных о-е в сложных словах

2. Развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации; развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь уч-ся

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову, вести коллективно – классную дискуссию.

Методы  обучения:

•        Проблемный

•        Исследовательский

•        Информационно-коммуникативный

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная

Программное обеcпечение: MicrosoftPowerPoint,  MicrosoftWord,  ресурсы ИНТЕРНЕТа.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор

Оборудование: опорные схемы , кроссворды для групповой работы, карточка «Помогай-ка»,презентация , мультимедийный проектор

Учебник : Русский язык, М., Просвещение,2010        

Ход урока.

I.Организационный момент.        

Стих про урок русского языка читает учитель.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Начинаем урок русского языка.

А какие секреты слов ты хотел бы узнать?

(Я хотел бы узнать, почему мы называем вещи так, а не иначе. Из каких языков пришли к нам слова. Узнать о секретах старинных слов. )

(Дети говорят и делают)

Я тетрадь свою открою (открывают тетрадь.)

И наклонно положу (кладут наклонно)

Я друзья от вас не скрою (берут ручки в руки)

Ручку я вот так держу (ставят руку на локоть)

Сяду прямо, не согнусь (опускают руку на тетрадь.)

За работу я возьмусь (записывают число и «Классная работа»)

II.Повторение пройденного

Словарная работа (работа в группах)        на листочках

                                                                                                                               

  1. Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? дрожжи
  2. Группа дружных детей. коллектив
  3. Шестой день недели. суббота
  4. Удивительный вагон!
    Посудите сами:
    Рельсы в воздухе, а он
    Держит их руками.
    троллейбус
  5. Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. антенна
  6. Во мне два к. Не забывайте!
    Таким, как я, всегда бывайте
    Я точный, чистый и опрятный,
    Иным же словом -
    аккуратный.
  7. Вдоль дороги по бокам
    Липы, клёны тут и там.
    Всем идти здесь веселее.
    Этот путь зовут …
    аллея

Какие слова мы повторяли?

Почему они появляются в русском языке? 

3. Образуйте однокоренные слова с одним из слов. Разберите его по составу.

Коллектив- коллективная работа

-С помощью какой части слова образовалось данное.

-Для чего надо уметь образовывать слова?                                            

Физминутка

III. Работа по теме урока. Актуализация опорных знаний

А) Словообразовательная работа (работа в группе)

Образуй слова .Записывают в тетрадь  

1 группа                                              

Лес,       рубить       -   лесоруб

Свинья, пасти         -   свинопас

Пчела,   разводить -   пчеловод

Рыба,   ловить        -   рыболов

Скала, лазать         -   скалолаз

2 группа

Море,  плавать       -   мореплаватель

Сталь,   варить       -   сталевар

Земля,   пахать       -   землепашец

Ведёт передачи на телевидении – телеведущий

                                (слайд 3)

Что общего? Чем различаются?

Какую ещё особенность заметили в «сложных словах »словах?

(соединительная – о, или – е).

Б) Постановка проблемного вопроса

Когда пишется е-о?( 10 мин)

(В случае затруднения обратить  внимание на основу: лес-лесоруб

сталь-сталевар)

в)Вывод(слайд 5)

Алгоритм написания соединительных гласных  о, е в сложных словах.

  1. Если основа оканчивается  на твердый согласный звук – пиши О

 

2. Если основа оканчивается        на мягкий согласный звук –  пиши Е

(Учитель добавляет)

3. После [ж] [ш] [ц]  - всегда пиши Е

Пешеход,  сердцеед

Ученик выходит с буквами

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.

Физкультминутка для глаз (муз- слайд 6)

IV.Закрепление.

-Что скажите про лексическое значение этих слов? (обозначают профессии людей)

А)Творческая работа                                      (слайд 7)

Составьте и запишите предложение к схеме используя эти слова

Предложение записывают в тетрадь

(определение, подлежащее, сказуемое, дополнение)

Карточка «Помогай-ка»         Какой(ая)? Кто? Что делает? Что?

Б)Резервные задания

1.(волшебный мешочек) 

Вспомните и запишите сложные слова-предметы  из сказок( поставить предметы в классе –сапоги, скатерть, ковер)

2.Печка на колёсах. (слайд 8)

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - ложа, да в ней намёк». Люди давно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самолёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самодвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.

Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тяжёлый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)

V.Домашнее задание с.44, № 101 (по заданию)      ( слайд 9)

VI.Итог (слайд  10)

Я вспомнил…..

 Я узнал….

 Я научился…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....


 

Комментарии

Если вас заинтересовал материал просьба обращаться в личку