Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Вигель Ольга Сергеевна

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов.

Тип урока: повторение

Планируемые результаты:

предметные:  - актуализируют знания о сложных словах;

                         - отработают навык составления сложных слов.

личностные:  - проявят интерес к повторению темы;

                         - проанализируют свои достижения

Оборудования: учебник русского языка 2 класс, 3 часть Н.А.Чуракова, презентация, раздаточный материал

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный

момент

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Ольга Сергеевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Приветствовать учителя

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

2.

Мотивационный

Практический: составление сложных слов

Практический: каллиграфическое упражнение.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Посмотрите на карточки со словами.

-Составьте из этих двух слов одно слово.(САМ+ЛЕТАТЬ = САМОЛЕТ)

-А теперь из этих слов одно слово. (САМ+ВАРИТЬ =САМОВАР)

-Хорошо. А теперь пропишите эти слова в тетради каллиграфически.

-Подчеркните слово, которое написано красивее всех.

Составлять сложные слова

Писать каллиграфически.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: орфографический разбор.

Практический:

Списывание

Взаимопроверка

-Ребята, а скажите, какие это слова САМОЛЕТ и САМОВАР (Сложные)

Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

А какие задачи мы перед собой поставим? (Продолжить изучение сложных слов).

Откройте страницу учебника 93.

Кто прочитает отрывок из стихотворения Андрея Усачева в упражнении 103?

Какую букву напишете в слове сороконо[ш]ка на месте звука [ш]?

Почему букву Ж?

Из какие слов появилось слово сороконожка, найдите в тексте? ( Сорок ножек )

Давайте устно разберем все орфограммы.

Кто объяснить орфограмму в слове весело? (Ударение падает на первый слог, безударная гласная  Е во втором слоге, проверочное слово веселье).

Кто объяснит слово БЕЖАЛИ? (Ударение падает на второй слог, безударная гласная Е в первом слоге, проверочное слово – бег)

Лесной?  (Ударение падает на второй слог, безударная гласная Е в первом слоге, проверочное слово – лес)

Доро[ш]ке? (На месте звука [ш], пишем букву Ж, проверочное слово – дороженька)

Записываем стихотворение в тетрадь по правилам стихотворения.

Записываем заголовок посередине строчки.

Записываем стихотворение: каждая строчка под строчкой, и каждая строчка начинается с заглавной буквы.

 Выделяем орфограммы.

Поменялись тетрадями с соседом и сверяем с образцом на доске. (Слайд).

У кого нет ни одной ошибки?

А кто затруднялся?

Определять тему урока и задачи.

Читать текст учебника.

Анализировать

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.

Записывать в тетрадь

Проверять работу соседа.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы

4.

Решение частных задач

Работа в группах.

Практический: Составление сложных слов.

Практический: Чтение текста,

Записывание слов в два столбика.

Работа в парах

Ребята, сейчас я вас поделю на группы по 4 человека.

Каждой группе раздам слова, и вам нужно будет из этих слов составить 2 слова, потом один представитель от группы выйдет, найдет свои слова на обороте доски и заберет их.

Когда все закончат, каждая группа объяснит:

Из каких слов состоит это слова.

Какая соединительная гласная у этих слов.

И прикрепить слово в нужный столбик на доску (1 столбик – соед. гл. е, 2 – о)

- Давайте посмотрим на слова, какие это слова?

- А почему их называют сложными?

- А как они делаются?

- Посмотрите внимательно на соединительные гласные. Кто попробует ответить от чего же зависит выбор соединительной гласной в слове? (о- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц.

-Молодцы.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,

Быстро – быстро побежали,

Руки в стороны, вперед

Полетел наш самолет.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели и за дело.

- Кто из вас был внимательным?

- Какое сложное слово прозвучало в физкультминутке?

- Как оно образовалось? 

Кто прочитает слова в упражнении 104?

Кто скажет, каким общим словом можно назвать эти слова? (Сложные слова)

Запишите в два столбика слова, первый столбик слова обозначающие людей, 2 столбик – неживые предметы.

Кто пойдет выполнять упражнение на доске?

А теперь давайте проверим.

Объясни из каких слов состоит каждое слово и значение этого слово.

Сейчас я каждой паре раздам слова, вам нужно вставить в эти слова соединительную гласную, и распределить в 2 столбика на парте. ( О      Е)

Какая пара может прочитать первый столбик?

У кого по-другому?

Давайте проверим (слайд)

Кто может прочитать 2 столбик?

У кого по-другому?

Проверяем (слайд)

У кого не было ни одной ошибки?

А у кого были затруднения?

Работать в группах.

Анализировать

Читать текст учебника

Выполнять упражнение в тетради и на доске.

Работать в парах.

Анализировать слова.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

К: работать с соседом по парте

4

Итог урока. Рефлексия

Игра “Водопад”.

А теперь поиграем с вами в игру водопад.

Вам нужно составить как можно больше сложных слов с основой ВОД, родственных слову вода.

(Водопровод, водолаз, водосток, водоворот и т.д.)

Отвечаем по поднятой руке, за правильный ответ я буду давать ромашку, за выкрики ромашку забирать.

-Давайте проверим, у кого сколько ромашек получилось.

-Ребята, какую тему мы сегодня изучали?

- Какие задачи мы перед собой ставили?

- Достигли мы их?

-Поднимите руку, кому было все легко?

- А кто затруднялся?

- Ребята, на доске вы видите дерево, а на дереве три конверта.

- Каждому я раздала соединительную гласную (О или Е).

Опустите ее в соответствующий вашему состоянию конверт:

  1. Я ничего не понял на уроке.
  2. Я затруднялся в некоторых задания.
  3. Я все понял и мне было легко.

- А наш урок подошел к концу, до свидания!

Отвечать на вопросы.

Самооценивать свое состояние.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Слайд 3

Проверь .Упражнение 103 Сороконожка Целых сорок ножек У сорок о ножки- Весело бежали По лесной дорожке.

Слайд 4

О Пчел о вод Сен о кос Утк о нос Нос о рог Лун о ход Труб о чист Лед о кол Вод о пад Молок о воз Лист о пад Е Земл е ройка Картофел е уборочный Сердц е биение Птиц е ферма Пеш е ход Пыл е сос

Слайд 5

Домашнее задание: рабочая тетрадь страница 45 № 56, 61



Предварительный просмотр:

Пчел_вод

Труб_чист

Молок_воз

Пеш_ход

Лед_кол

Пыл_сос

Лист_пад

 Авт_дорога

Вод_пад

Сен_кос

Земл_ройка

Утк_нос,

 Картофел_уборочный 

Нос_рог

Сердц_биение

Лун_ход

Птиц_ферма

Пчел_вод

Труб_чист

Молок_воз

Пеш_ход

Лед_кол

Пыл_сос

Лист_пад

 Авт_дорога

Вод_пад

Сен_кос

Земл_ройка

Утк_нос,

 Картофел_уборочный 

Нос_рог

Сердц_биение

Лун_ход

Птиц_ферма

Пчел_вод

Труб_чист

Молок_воз

Пеш_ход

Лед_кол

Пыл_сос

Лист_пад

 Авт_дорога

Вод_пад

Сен_кос

Земл_ройка

Утк_нос,

 Картофел_уборочный 

Нос_рог

Сердц_биение

Лун_ход

Птиц_ферма

Пчел_вод

Труб_чист

Молок_воз

Пеш_ход

Лед_кол

Пыл_сос

Лист_пад

 Авт_дорога

Вод_пад

Сен_кос

Земл_ройка

Утк_нос,

 Картофел_уборочный 

Нос_рог

Сердц_биение

Лун_ход

Птиц_ферма



Предварительный просмотр:

пар                   возит

везде                ходит

  1. _________________________
  2. __________________________

скалы                 лазить

кофе                   молоть

  1. _________________________
  2. __________________________

кино                     студия

море                     ходить

  1. _________________________
  2. __________________________

земля                          мерить

рыба                              ловить

  1. _________________________
  2. __________________________

электричество                        пила

камни                                      падать

  1. _________________________
  2. __________________________

пешком                              ходить

снег                                    падать

  1. _________________________
  2. __________________________

вода                             проводить

земля                          копать

  1. _________________________
  2. __________________________

дым                               ходить

утка                              нос

  1. _________________________
  2. __________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Морфемный состав слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: морфемный состав словаЦели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем (корень)Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Правописание однокоренных слов"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: правописание однокоренных словЦели урока: развивать навык правильного подбора проверочных слов в корне слова на основе знания их признаков.Планируемые результа...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Ударение. Перенос Слов.»

Предмет: русский язык.Класс: 1-3Тема: «Ударение. Перенос Слов.»Тип урока: изучение нового материала.Цель деятельности учителя: совершенствовать навыки деления слов на слоги и для переноса с одной стро...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...