Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Морфемный состав слова"
    учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

    Шарыкина Анастасия Андреевна

    Предмет: русский язык

    Класс: 2

    Тема урока: морфемный состав слова

    Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем (корень)

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные: научатся называть части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

    ·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 44-45; презентация; карточки.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    русский язык

     

                                                                                    Шарыкина Анастасия Андреевна                

       

                                            

    Челябинск, 2016

    Предмет: русский язык

    Класс: 2В

    Тема урока: морфемный состав слова

    Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем (корень)

    Планируемые результаты:

    • Предметные: научатся называть части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.
    • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 44-45; презентация; карточки.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    1. Орг. момент:

    Словесн.: слово учителя.

    2 мин

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Сегодня мы продолжаем работать с частями слов, будем анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.
    Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и тетрадка в линеечку по русскому языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Сейчас открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа. На доске можете посмотреть образец (19 февраля. Классная работа). Пишите красиво и правильно. Кто готов, покажите мне.      

    Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

    Л: формировать положительное отношение к урокам русского языка; формировать ценностные ориентации.

    2. Постановка учебной задачи и ее решение

    Практич.: пропись букв.

    Практич.: словарная работа.

    Словесн.: беседа.

    Словесн.: беседа.

    2 мин

    5 мин

    4 мин

    Минутка чистописания

    Начнем урок с минутки чистописания.

    Обратите внимание на правильное написание. Возьмите ручки в руки, пропишем в воздухе данные буквы, повторяя движения за курсором.

    Пропишите. Подчеркните самую красивую букву в каждой строчке.

    Словарная работа.

    Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь запомнить слова, отвечающие на вопросы как? когда?

    Однажды Алиса вышла во двор гулять. Она взяла и котенка Ваську. Во дворе играли малыши. Увидев Ваську, они громко закричали: «Смотрите, котенок!». Вдруг Васька, испугавшись крика детей, вырвался из рук Алисы и забрался на крышу беседки. Долго уговаривала девочка котенка спуститься, но Васька был неумолим! Скоро во двор пришел папа Алисы. Он смог достать котенка. Стало весело и Алисе, и малышам!

    - Какие слова запомнили?

    Обратите внимание на слайд. Что видите?
    днжд, грмк, вдрг, длг, скр, всл.

    Это словарные слова, только без гласных букв. Что необходимо сделать? Верно, правильно дописать буквы.

    - Прочитайте первое слово. (Однажды)

    - Что означает это слово? (Один раз)

    - Проговорим слово. Запишите слово в тетрадях, поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.

    Аналогично с каждым словом. Сравните. Слайд.

    На уроке русского языка Аня и Ваня получили такое задание: вставьте пропущенные буквы в однокоренных словах (слайд) тр..ва, тр..вянистый, тр..винка, тр..вяной, тр..вка. Но тут вышел спор: как пишется корень в слове, если иногда он слышится не совсем так, как в другом родственном слове? Аня считает, что, наверное, корни должны быть одинаковые, а Ваня думает, что надо писать так, как слышим.

    - Вы, ребята, как думаете?

    - Сможем ли мы узнать это на уроке?

    - Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд.

    Тема урока: «Корни в родственных словах. Состав слова».

    Поставьте задачу. (Узнать, как пишутся корни в родственных словах)

    Ребята, в конце прошлого урока я у вас спросила, могут ли слова иметь кроме корня и другие одинаковые части?

    Поставьте еще одну задачу. (Познакомиться с другими частями слова)

    (Вывесить понятие «корень»)

    Верно, ребята, вы уже знаете, что корень - это общая часть родственных слов. Сегодня вы постараетесь понять, что значит общая часть слов, и понаблюдаем, какие еще части, кроме корня, могут входить в состав слова.

    Наблюдать над правильным написанием букв: письмо в воздухе.

    Прописать буквы. Подчеркнуть самую красивую букву.

    Слушать рассказ. Запоминать слова.

    Отвечать на вопросы.

    Строить грамматическое высказывание.

    Анализировать слова. Записывать их.

    Слушать учителя.

    Предполагать тему урока.

    Предполагать задачи урока.

    Планировать деятельность на урок.

    П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

    Р: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

    П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

    дополнять и расширять знания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

    Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

    3. Решение частных задач

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    Практич.: выполнение упражнений.

    Словесн.: беседа.

    5 мин

    3 мин

    И в этом нам поможет учебник. Откройте его на странице 44. Выполним упражнение 58. Прочитайте предложения.

    - Какие однокоренные слова вы видите в этих предложениях? (Свет, светить, светлячки, светлые, светильник) 

    - Какой у них корень? (Свет)

    Спишите предложения. Выделите корень в родственных словах. Поставьте ударение.

    - В каких словах ударение упало на гласную букву корня? (Свет, светлые)

    - А в каких словах гласный звук корня остался безударным? (Светить, светлячок, светильник) 

    Обратите внимание на написание корня: одинаково ли написаны корни с ударным и безударным гласным звуком? (Одинаково)

    Назовите другие слова с корнем свет. (Световой, осветили, светло)

    Сделайте вывод о написании корня в однокоренных словах. (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

    Верно, зная это правило, можно правильно писать разные однокоренные слова.

    Выполним упражнение 133 в рабочей тетради на странице 18. Прочитайте предложение.

    - Какие буквы пропущены в словах г..лубка и г..лубятня? (Буква о)

    -Докажите свое мнение. (Эти слова родственные слову голубь, где после г пишется о, значит, и в этих словах надо писать букву о)

    - Какой же корень во всех словах? (Голуб)

    Выпишите родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выделите корень.

    Сделайте вывод о написании корней в родственных словах. (В однокоренных (родственных) словах корни пишутся одинаково)

    Выполнять упражнение.

    Отвечать на вопросы.

    Наблюдать над языковым материалом.

    Сделать вывод о написании корня в однокоренных словах.

    Строить грамматическое рассуждение.

    Работать над упражнением.

    Строить логическое высказывание.

    Сделать вывод.

    П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

    постановка и формулирование проблемы.

    К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.


    Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    4. Закрепление изученного материала:

    Практич.: выполнение упражнения.

    Словесн.: слово учителя.

    Практич.: выполнение задания.

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    Практич.: выполнение задания.

    1 мин

    5 мин

    5 мин

    5 мин

    Физминутка

    Раз – подняться, потянуться

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть.

    Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

    Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

    Первая задача, которую мы поставили на уроке - решена. Вы сами сделали вывод о написании корне в однокоренных словах.

    Давайте вернемся ко второй задаче. На странице 44 Ваня о чем-то спрашивает вас, ребята. Прочитайте.

    Мы сможем точно ответить на этот вопрос, когда выполним упражнение 59. Прочитайте слова.

    - Кого они называют? (Детенышей животных)

    - Одинаковы ли корни в перечисленных словах? (Нет)

    - Назовите общую часть во всех словах. (-енок-)

    - Одинаково ли она пишется в разных словах? (Да)

    - После какой части слова она стоит? (После корня)

    - Придумайте название этой части слова, которая пишется после корня.

    Люди договорились, что часть слова, которая стоит после корня и может образовать новые слова, будет называться суффиксом (вывесить на доску понятие), и стали обозначать ее именно так. (Показать обозначение на доске)

    - Назовите суффикс в данных словах.

    - Догадайтесь, на что он указывает? (На то, что детеныши маленькие)

    Запишите слова. Обозначьте в них общую часть, которая стоит после корня. Как эта часть называется. Верно, суффикс. Обозначьте суффикс во всех словах. Обратить внимание на единство написания.

    Сможете теперь дать ответ на Ванин вопрос? (Да, другая часть слова тоже может быть у слов одинаковой) Совенок с вами полностью согласен и тоже делает вывод. Прочитайте его на странице 44.

    Упражнение 60. Рассмотрите рисунок.

    Прочитайте слова под ним.

    Составьте рассказ, используя рисунок и слова.

    - Есть ли одинаковая часть у слов перед корнем? (Есть, при-) Придумайте ей название.

    Эту часть слова договорились называть приставкой (вывесить понятие) и обозначать так (показать обозначение)

    Спишите слова и обозначьте приставки. Обратить внимание на единство написания.

    Игра «Образуй слово». Слайд.

    - Жили-были слова нес, играл, читает, рисует, любить, молчала. Прибежали к ним приставки за-, при-, по- и тоже попросились поиграть. И тут случилось невероятное: образовалось много новых слов! Догадались, какие слова получились? (Занес, заиграл, зачитает, зарисует, замолчала, принес, понес, поиграл, почитает, порисует, полюбить, помолчала)

    Вот так маленькие приставки помогли родиться большим новым словам. Запишем 6 слов, выделим приставки.

    Выберите лишнее слово: приставка, корень, синоним, суффикс, окончание.

    Верно, синоним. Почему?

    А что такое окончание?

    Прочитаем сообщение профессора Самоварова. Какое слово для вас новое в сообщении? (Окончание)

    Об окончании мы будем говорить позднее.

    Но вы уже наверно догадались, что окончание идет после суффикса. Давайте вернемся к словам с прошлого урока. Выделим приставку, корень, суффикс и окончание. Слайд.

    Повторять движения.

    Строить грамматическое рассуждение.

    Выполнять задание.

    Анализировать.

    Выделять общую часть в словах.

    Воспринимать новый материал.

    Делать предположение.

    Записать слова.

    Обозначать в них суффикс.

    Наблюдать над языковым материалом.

    Составлять рассказ по рисунку.

    Предполагать.

    Списать слова и обозначить приставки.

    Образовывать новые слова с помощью приставок.

    Находить лишнее слово.

    Анализировать сообщение профессора.

    П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    аргументация своего мнения и позиции.

    П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

    5. Итог урока. Рефлексия

    (предметная).

    Словесн.: беседа.

    3 мин

    - Что нового вы узнали на уроке? (Корни в родственных словах пишутся одинаково)
    - С какими частями слова вы уже познакомились?
    (Корень, приставка, суффикс, окончание)

    - Для чего надо знать составные части слова? (Чтобы хорошо понимать смысл слов и овладеть правописанием, то есть, чтобы быть грамотным)

    А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.

    Домашнее задание упражнение 135 страница 19 в рабочей тетради.

    Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

    Отвечать на вопросы.

    Обобщать изученное.

    Самоанализировать свою работу на уроке.

    Самооценка.

    Подводить итог.

    Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

    Слайд 2

    днжд, грмк, вдрг, длг, скр, всл.

    Слайд 3

    О днажды, громк о , вдру г , долг о , скор о , вес е л о .

    Слайд 4

    Тр..ва, тр..вянистый, тр..винка, тр..вяной, тр..вка.

    Слайд 5

    ТЕМА УРОКА: «Корни в родственных словах. Состав слова».

    Слайд 6

    Нес, играл, читает, рисует, любить, молчала. за-, при-, по-

    Слайд 7

    при город н ый бес снеж н ый на клей к а

    Слайд 8

    гора игра бег горе вода убежал погоревал горный играет подводный горюшко бегун горочка водичка игрушка

    Слайд 9

    ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.



    Предварительный просмотр:

    суффикс

    приставка

    окончание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

    Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

    План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

    План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

    Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"

    Конспект урока по русскому языку с презентацией...

    Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

    Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Состав слова. Как собрать и разобрать слово"

    Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: состав слова: как собрать и разобрать словоЦели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфемПланируемые результа...

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

    Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...