Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Лещёва Светлана Евгеньевна

Конспект урока по русскому языку

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки

Цели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать умение различать омонимичные слова.

 

Планируемые результаты:

 предметные: научатся самостоя­тельно выделять приставки и различать приставку и предлог.

 

 

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

 

Тип урока: закрепление

Оборудование: презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока34.88 КБ
Файл Презентация239.89 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Методы и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент

Словес.: приветствие

1 мин.

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
Тихо сели девочки,
Тихо сели мальчики.
Проверь, дружок, 
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.

2.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы 

Актуализация опорных знаний.

5 мин.

I. Работа над каллиграфией.

  • Сравните обе записи. Объясните их написание.

Формулируют  правила поведения на уроке и аргументируют их.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

2 мин.

Анишит Йокоповна предложила Маше и Мише сравнить, как пишутся частички "до" и "за" в словосочетаниях:

  • добежать до аптеки;
  • забежать за лекарством.

Почему в одном случае они пишутся слитно, а в другом - раздельно? - спросила Маша.

Это разные частички, - ответила Волшебница. - В одних случаях это ПРИСТАВКИ. В других случаях это ПРЕДЛОГИ.

Как различить: где приставки, а где предлоги? - спросил Миша.

Как же нам быть? Как разобраться, где приставка, а где предлог?

Над чем сегодня будем работать на уроке русского языка?  Какую цель поставим? )(Учиться различать предлоги и приставки.)

Давайте попробуем разобраться. Обратимся к учебнику или попробуем сами?

Одна голова хорошо, а две - лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете в группах.  Давайте повторим правила работы в группах. (Выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего.)

(Слайд № 16) Еще раз внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске. Назовите слова с приставками. (Добежать, забежать.)

  • Скажите, что такое приставка, для чего она служит? (Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
  • Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется.)
  • Как найти приставку в слове? (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой.)
  • Докажите, что в первых словах словосочетаний имеются приставки. (Добежать, забежать - бежать, выбежать, прибежать.)
  • Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. (До аптеки, за лекарством.)
  • Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог - это слово. С помощью предлога слова связываются между собой в предложении.)
  • Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

Обобщим сказанное, прочитаем подсказку Летучей Мыши в учебнике.

 Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. (Добежать до : (какой?) аптеки: до ближайшей аптеки, до новой аптеки; забежать за : (каким?) лекарством: за новым лекарством, за дорогим лекарством.)

Вернитесь к словосочетаниям. Попробуйте вставить слово между приставкой и корнем.

Как же различить: где приставки, а где предлоги? (Между предлогом и словом можно вставить еще одно слово, а между приставкой и оставшейся частью слова - нельзя.)

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Различать приставки и предлоги

Ставить цель урока

Обобщать и закреплять пройденный материал отвечая на вопросы учителя

Анализировать и решать проблемную ситуацию

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

4.

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: устное граммат.упр.

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: проверка.

20 мин

  • Прочитайте текст.
  • Обсудите в группах, как нужно писать слова в скобках: слитно со словами-названиями предметов или раздельно?
  • Это приставки или предлоги? (Все частички в скобках предлоги.)
  • Докажите это. (Чтобы доказать, нужно вставить подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, называющим предмет.)
  • Проверяем по цепочке.

Без своего (летнего, голубого) зонтика;

под сильным (проливным, теплым) дождиком; от черненького (маленького, своего) носика;

до пушистого (короткого, длинного) хвостика.

  • Как нужно писать слова с предлогами? (Слова с предлогами пишем раздельно.)

Прочитайте слова, выделенные цветом. (Под дождиком, от носика, до хвостика.)

  • Поставьте слова в начальную форму. (Дождик, носик, хвостик.)
  • Письменно покажите, как образовались данные слова. Один человек от группы у доски.

1 группа - слово "дождик",

2 группа - "носик",

3 группа - "хвостик".

Проверка.

Упражнение 66, страница 62.

  • Прочитайте текст.
  • Прочитайте первое предложение.
  • Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог.
  • Давайте разберемся, где же слово - действие, а где - слово - предмет в первом предложении.
  • Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Не жалея чего? мыла; нос что делала? мыла.)
  • Прочитайте второе предложение.
  • Где слово - действие, а где слово - предмет во втором предложении.
  • Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Зависело б от чего? от мыла; я б что сделала? отмыла.)
  • Вставьте слово между предлогом и словом, между приставкой и частью слова. (В первом случае это возможно - от душистого мыла, а во втором случае - нет.)
  • Выпишите из второго предложения слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. (От мыла - от душистого мыла; отмыла - помыла.)

Выполнив это задание, что мы закрепили?

Что помогло вам выполнить это задание?

Работать в группах

Формулировать выводы

Выполнять задание по образцу

Делать вывод по выполненному упражнению

Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, словаря и учебника; логические - осуществляют анализ частей слова. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

5.

Физминутка.

1 мин.

Решение частных задач

Практич.: устное граммат.упр.

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

10

Работа в печатной тетради: задания 44, 45.

Задание 44.

Возможные словосочетания: по широкой дороге, у старого дома, перед фруктовым садом, возле овощного магазина, в еловом лесу, на зеленой опушке, за большим деревом, под дубовым столом, с ледяной горы. Задание 45.

Словарное слово: скоро.

Родственные слова: сказка, сказывается; дело, делается.

  • Перед вами на экране запись. Посовещайтесь и ответьте на вопрос "Что это?" (Это предложение.)
  • Прочитайте предложение правильно. (Дворник сбросил снег с крыши.)
  • Запишите предложение. (Один ученик у доски.)
  • Выделите приставку, подчеркните предлог.
  • Докажите.

Выполнять задание в рабочей тетради

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

6.

Итог урока. Рефлексия.

5 мин.

  • что нового узнали о приставках и предлогах?
  • Как отличить приставку от предлога?

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

7.

Домашнее задание.

1 мин.

Рабочая тетрадь. Страница 32, упражнение 44.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Добежать до аптеки; забежать за лекарством.

Слайд 3

Работа в группах: Выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего

Слайд 4

(с)крыши дворник (с)бросил снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: Приставочно-суффиксальный способ образования слов. 2 класс

Урок изучения нового материала по программе "Начальная школа 21 века"....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...

Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России"

Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России" разработаны для работы в малых группах....