Главные вкладки

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Лещёва Светлана Евгеньевна

    Конспект урока по русскому языку

    Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки

    Цели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать умение различать омонимичные слова.

     

    Планируемые результаты:

     предметные: научатся самостоя­тельно выделять приставки и различать приставку и предлог.

     

     

    личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

     

    Тип урока: закрепление

    Оборудование: презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока34.88 КБ
    Файл Презентация239.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока.

    Методы и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Орг. Момент

    Словес.: приветствие

    1 мин.

    Каждый день - всегда, везде,
    На занятиях, в игре
    Смело, чётко говорим,
    И тихонечко сидим.
    Тихо сели девочки,
    Тихо сели мальчики.
    Проверь, дружок, 
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё ль в порядке:
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Долгожданный дан звонок,
    Начинаем наш урок.

    2.

    Мотивационный

    Практич.: каллиграфическое упражнение

    Словес.: ответы на вопросы 

    Актуализация опорных знаний.

    5 мин.

    I. Работа над каллиграфией.

    • Сравните обе записи. Объясните их написание.

    Формулируют  правила поведения на уроке и аргументируют их.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

    3.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Словес.: ответы на вопросы

    2 мин.

    Анишит Йокоповна предложила Маше и Мише сравнить, как пишутся частички "до" и "за" в словосочетаниях:

    • добежать до аптеки;
    • забежать за лекарством.

    Почему в одном случае они пишутся слитно, а в другом - раздельно? - спросила Маша.

    Это разные частички, - ответила Волшебница. - В одних случаях это ПРИСТАВКИ. В других случаях это ПРЕДЛОГИ.

    Как различить: где приставки, а где предлоги? - спросил Миша.

    Как же нам быть? Как разобраться, где приставка, а где предлог?

    Над чем сегодня будем работать на уроке русского языка?  Какую цель поставим? )(Учиться различать предлоги и приставки.)

    Давайте попробуем разобраться. Обратимся к учебнику или попробуем сами?

    Одна голова хорошо, а две - лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете в группах.  Давайте повторим правила работы в группах. (Выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего.)

    (Слайд № 16) Еще раз внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске. Назовите слова с приставками. (Добежать, забежать.)

    • Скажите, что такое приставка, для чего она служит? (Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
    • Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется.)
    • Как найти приставку в слове? (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой.)
    • Докажите, что в первых словах словосочетаний имеются приставки. (Добежать, забежать - бежать, выбежать, прибежать.)
    • Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. (До аптеки, за лекарством.)
    • Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог - это слово. С помощью предлога слова связываются между собой в предложении.)
    • Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

    Обобщим сказанное, прочитаем подсказку Летучей Мыши в учебнике.

     Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. (Добежать до : (какой?) аптеки: до ближайшей аптеки, до новой аптеки; забежать за : (каким?) лекарством: за новым лекарством, за дорогим лекарством.)

    Вернитесь к словосочетаниям. Попробуйте вставить слово между приставкой и корнем.

    Как же различить: где приставки, а где предлоги? (Между предлогом и словом можно вставить еще одно слово, а между приставкой и оставшейся частью слова - нельзя.)

    Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

    Различать приставки и предлоги

    Ставить цель урока

    Обобщать и закреплять пройденный материал отвечая на вопросы учителя

    Анализировать и решать проблемную ситуацию

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    4.

    Решение частных задач

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.: устное граммат.упр.

    Практич.: письм. граммат.упр.

    Практич.: проверка.

    20 мин

    • Прочитайте текст.
    • Обсудите в группах, как нужно писать слова в скобках: слитно со словами-названиями предметов или раздельно?
    • Это приставки или предлоги? (Все частички в скобках предлоги.)
    • Докажите это. (Чтобы доказать, нужно вставить подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, называющим предмет.)
    • Проверяем по цепочке.

    Без своего (летнего, голубого) зонтика;

    под сильным (проливным, теплым) дождиком; от черненького (маленького, своего) носика;

    до пушистого (короткого, длинного) хвостика.

    • Как нужно писать слова с предлогами? (Слова с предлогами пишем раздельно.)

    Прочитайте слова, выделенные цветом. (Под дождиком, от носика, до хвостика.)

    • Поставьте слова в начальную форму. (Дождик, носик, хвостик.)
    • Письменно покажите, как образовались данные слова. Один человек от группы у доски.

    1 группа - слово "дождик",

    2 группа - "носик",

    3 группа - "хвостик".

    Проверка.

    Упражнение 66, страница 62.

    • Прочитайте текст.
    • Прочитайте первое предложение.
    • Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог.
    • Давайте разберемся, где же слово - действие, а где - слово - предмет в первом предложении.
    • Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Не жалея чего? мыла; нос что делала? мыла.)
    • Прочитайте второе предложение.
    • Где слово - действие, а где слово - предмет во втором предложении.
    • Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Зависело б от чего? от мыла; я б что сделала? отмыла.)
    • Вставьте слово между предлогом и словом, между приставкой и частью слова. (В первом случае это возможно - от душистого мыла, а во втором случае - нет.)
    • Выпишите из второго предложения слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. (От мыла - от душистого мыла; отмыла - помыла.)

    Выполнив это задание, что мы закрепили?

    Что помогло вам выполнить это задание?

    Работать в группах

    Формулировать выводы

    Выполнять задание по образцу

    Делать вывод по выполненному упражнению

    Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, словаря и учебника; логические - осуществляют анализ частей слова. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

    5.

    Физминутка.

    1 мин.

    Решение частных задач

    Практич.: устное граммат.упр.

    Практич.: письм. граммат.упр.

    Взаимопроверка.

    10

    Работа в печатной тетради: задания 44, 45.

    Задание 44.

    Возможные словосочетания: по широкой дороге, у старого дома, перед фруктовым садом, возле овощного магазина, в еловом лесу, на зеленой опушке, за большим деревом, под дубовым столом, с ледяной горы. Задание 45.

    Словарное слово: скоро.

    Родственные слова: сказка, сказывается; дело, делается.

    • Перед вами на экране запись. Посовещайтесь и ответьте на вопрос "Что это?" (Это предложение.)
    • Прочитайте предложение правильно. (Дворник сбросил снег с крыши.)
    • Запишите предложение. (Один ученик у доски.)
    • Выделите приставку, подчеркните предлог.
    • Докажите.

    Выполнять задание в рабочей тетради

    Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

    6.

    Итог урока. Рефлексия.

    5 мин.

    • что нового узнали о приставках и предлогах?
    • Как отличить приставку от предлога?

    Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

    Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    7.

    Домашнее задание.

    1 мин.

    Рабочая тетрадь. Страница 32, упражнение 44.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Добежать до аптеки; забежать за лекарством.

    Слайд 3

    Работа в группах: Выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего

    Слайд 4

    (с)крыши дворник (с)бросил снег.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: Приставочно-суффиксальный способ образования слов. 2 класс

    Урок изучения нового материала по программе "Начальная школа 21 века"....

    Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

    Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

    Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

    Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

    Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

    Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...

    Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России"

    Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России" разработаны для работы в малых группах....