Главные вкладки

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Лещёва Светлана Евгеньевна

     

     

    Конспект урока по русскому языку

    Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки

    Цели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образовывать родст­венные слова с помощью приставок; формировать умение пользо­ваться обратным словарем.

    Планируемые результаты:

     предметные: научатся находить в составе слова и графически обозначать приставку; образовывать новые формы слова с помощью приставки.

     

    личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

     

    Тип урока: открытие новых знаний

    Оборудование: презентация.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока29.02 КБ
    Файл Презентация148.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока.

    Методы и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Орг. Момент

    Словес.: приветствие

    1 мин.

    Доброе утро! Присаживайтесь!

    2.

    Мотивационный

    Практич.: каллиграфическое упражнение

    Словес.: ответы на вопросы 

    Актуализация опорных знаний.

    5 мин.

    1. Работа над каллиграфией.

     

     Пить          попить

    • Сравните значения данных слов. Как они различаются по составу?

    - Ребята, прочитайте второе предложение темы.

    -  Есть ли в этом предложении слова, которые  вам не совсем понятны?

    -  Кто-то может объяснить?

    Давайте проверим ваши предложения, поработав с учебником.

    Сравнивать значение слов

    Ставить проблему урока и цели

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

    3.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Словес.: ответы на вопросы

    2 мин.

    • Рассмотрите картинку в учебнике. Кто здесь изображен? Что делают собака; кот? (Бежит, убегает.) Как образованы эти слова?
    • Откройте Обратный словарь на букву ь (упражнение 64).
    • Найдите слова на -ть. Сколько в списке слов, родственных слову «бежать»? (Пять слов.)
    • Выделите у этих слов корень. Назовите его. (-беж-.)

    Бежать,        пробежать,

    забежать,        убежать,

    до'бёжать,        выбежать.

    • Зачем этим словам частички перед корнем? (Эти частички придают словам разный смысл.)

    Работать с обратным словарем

    Объяснять значение слов

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    4.

    Решение частных задач

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.: устное граммат.упр.

    Практич.: письм. граммат.упр.

    Практич.: проверка.

    20 мин

    • Сравните два предложения: Сережа добежал до магазина. Сережа забежал в магазин.
    • Сравните другие два предложения: Мальчик добежал до школы. Мальчик убежал из школы.
    • От какого слова образовались все эти слова с частичкой перед корнем? (От слова «бежать».)
    • Прочитайте правило Летучей Мыши.
    • Что называют приставкой? Зачем нужны приставки?
    • Вернитесь к списку слов, родственных слову «бежать». Выберите из него слова, подходящие по смыслу, и дополните словосочетания. (Добежать до аптеки; забежать за лекарством; от- бежать от собаки; про/бежать мимо дома.)

    -Вывод: Итак, у родственных слов перед корнем бывают разные частички, которые придают словам новый смысл.

    - Что это за частички? Где можно уточнить?

    • Задание «Если буква заблудилась».

    • Прочитайте двустишие М. Дружининой с новым словом. Охарактеризуйте звуки, которыми различаются прежнее слово и новое.

    На сове - на софе, на со[в'э] - на со[ф'э].

    (Звук [в'] - мягкий звонкий согласный. Звук [ф'] - мягкий глухой согласный.)

    • У этих звуков одинаковые характеристики? (Оба звука мягкие.)

    Сравнивать предложения

    Анализировать сказанное

    Делать вывод

    Характеризовать звуки

    Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, словаря и учебника; логические - осуществляют анализ частей слова. Коммуникативные: строят

    понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

    5.

    Физминутка.

    1 мин.

    Решение частных задач

    Практич.: устное граммат.упр.

    Практич.: письм. граммат.упр.

    Взаимопроверка.

    10

    Работа в печатной тетради: задания 42, 43.

    Задание 42.

    Словарное слово: алфавит.

    Мы много говорили про алфавит. Но ещё не познакомились со словом "алфавит", как со словарным словом. Сейчас мы это недоразумение устраним.

    - Итак, слово "алфавит". (На презентации появляется слово "алфавит".)

    Каково лексическое значение слова?

    Если бы вы затруднились ответить на этот вопрос, каким словарем вы бы воспользовались?

    Прочитайте слово по слогам.

    Прочитайте орфоэпически.

    Какой слог ударный в этом слове?  

    Какие буквы гласных находятся в слабой позиции?

    Что мы с ними должны сделать?

    Запомнить это нам поможет история возникновения этого слова.

    - Алфавит назван так по названию двух первых греческих букв "альфа" и "вита".

    - Название первой греческой буквы полностью поселилось в слове алфавит за исключением мягкого знака.

    - Какой корень в этом слове? Есть ли в нем приставка?

    Задание 43.

    • Найдите родственные слова, выделите приставку. (В первой скороговорке родственные слова рыл, дорыл. Выписываем слова- названия действий в начальной форме. (Что делал?) рыл - (что делать?) рыть, (что сделал?) дорыл - (что сделать?) дорыть. Слово дорыть образовалось от слова рыть с помощью приставки до-. В форме дорыл выделяю приставку до-. Во второй скороговорке родственные слова: мост, мостил, вымостил. Корень -мост-. Выписываю слова-названия действий в начальной форме. (Что делал?) мостил - (что делать?) мостить, (что сделал?) вымостил - (что сделать?) вымостить. Слово вымостить образовалось от слова мостить с помощью приставки вы-. В форме вымостил выделяю приставку вы-. Мост мостить вымостить.)
    • Вывод: Итак, расскажите все, что узнали о приставке.

    Запоминать написание словарного слова

    Находить родственные слова.

    Выделять приставку в словах

    Делать вывод по выполненному заданию

    Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

    6.

    Итог урока. Рефлексия.

    5 мин.

    Делать вывод по пройденному материалу

    Оценивать свои достижения на уроке

    Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

    Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    7.

    Домашнее задание.

    1 мин.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Пить Попить

    Слайд 2

    Как делаются слова . Образование слов с помощью приставки

    Слайд 3

    Бежит Убегает

    Слайд 4

    Бежать, пробежать, забежать, убежать, добежать , выбежать.

    Слайд 5

    Сережа добежал до магазина. Сережа забежал в магазин. Мальчик добежал до шко­лы. Мальчик убежал из школы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: Приставочно-суффиксальный способ образования слов. 2 класс

    Урок изучения нового материала по программе "Начальная школа 21 века"....

    Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

    Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

    Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

    Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

    Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

    Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

    Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России"

    Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России" разработаны для работы в малых группах....