Урок русского языка по теме: Приставочно-суффиксальный способ образования слов. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Гавриленко Анна Сергеевна


Урок изучения нового материала по программе "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebusy.doc240.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon test.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

1) ВО роза белая"НА

2) "БЕЙ

3)  м с   "вей

 4) 40 а

 5)    коро



Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс

Тема: Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Цели:

-познакомить с образованием слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения;

-образование слов в соответствии с заданной моделью;

-развивать связную устную и письменную речь, мышление, внимание;

-способствовать формированию таких качеств, как аккуратность, усидчивость, сообразительность.

Оборудование: презентация «Чистописание», мультимедиа «Ребусы», учебник «Русский язык. 2 класс» I часть, тест.

Ход урока.

I. Организационный момент.

     Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

     1. Чистописание (презентация):

1)  В в Г г (Учитель записывает на доске после просмотра презентации.)

2)  Грамоте учиться - всегда пригодится. (На доске.)

-Как вы понимаете эту пословицу? Спишите внимательно.

     2. Словарная работа (мультимедиа «Ребусы»):

   а) Дети разгадывают коллективно, записывают самостоятельно, обозначают орфограммы.

  б) Анализ: - Чем похожи слова и чем отличаются? (Похожи тем, что обозначают предмет – одушевлённые имена существительные, трёхсложные, во всех словах безударные гласные «о». Отличаются тем, что в одних словах ударение падает на 2-ой слог, а в других - на 1-ый.)

-На какие две подгруппы вы бы разделили эти слова? (Дети могут предложить два варианта: 1) ворона, сорока, корова и воробей, соловей – классификация по ударному слогу; 2) ворона, воробей, сорока, корова и соловей– по сочетаниям –оро- и –оло-.)

 в) Самопроверка.  Учитель открывает слова на доске. Дети сверяют свою запись с образцом, исправляя ошибки красным карандашом.

-Ребята, кто не допустил ошибок? У кого 1 ошибка? 2 ошибки? Больше ошибок?

     Учитель обязательно хвалит  детей, не допустивших и самостоятельно нашедших свои ошибки.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с.146).

    Рубрика «Давай подумаем».

Ученик читает задание.

-Какие части слова вы знаете?

-Как называется способ словообразования, когда слово образовано при помощи приставки? (Приставочным.)

-Как называется способ словообразования, когда слово образовано при помощи суффикса? (Суффиксальным.)

     Чтение всего толкования слов. Выписываются только однокоренные слова. (Выполняется фронтально, письменно).

     Запись (учитель на доске, дети в тетрадях):

загородный – город

подмосковный – Москва

беззаботный – забота

-При помощи каких частей слова образовались выделенные слова? (Приставки и суффикса.)

     Учащиеся выделяют их в словах.

     У доски: Макеева, Арефьев, Панина.

-Можно ли сказать, что слова образованы только при помощи приставок? (Нет.)

-Как вы думаете, как назвали способ словообразования, когда слово образовано при помощи приставки и суффикса одновременно?

-Молодцы, правильно! Приставочно-суффиксальный.

     Работа с рубрикой «Тайны языка». (Самостоятельное чтение учащимися.)

Упражнение 1 (с.146) – работа в парах.

    Чтение задания учащимся.

-Перед выполнением задания хочу вам напомнить о том, что в некоторых корнях согласные могут чередоваться.

-Как пишутся сочетания ЧК, ЧН?

-Когда появляется удвоенная согласная в слове?

     Проверка:  подводный          придорожный

                        подсвечник          подстаканник

Физминутка.

морозный, мороз, морозец

вёз, отвёз, вывез

                                              побег, беговая, бег

                                               лес, лесок, лесник

-Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу на слово, в котором есть приставка, вы поднимаете руку над головой. Если я покажу на слово, в котором есть суффикс, вы поднимаете руки над головой в виде домика. А если покажу на слово, в котором нет ни приставки, ни суффикса, вы приседаете.

Упражнение 2 (с.147) – дифференцированно.

    Чтение задания, затем подсказки. (Чтобы определить способ образования слова: это поможет найти слово, от которого образовалось данное слово. После этого определить с помощью каких частей оно образовано.)

    Запись:  настольный, наручный (к//ч), заоблачный (к//ч), подземный (мл'//м), прибрежный (г//ж).

Упражнение 3 (с.147) – знакомство с образованием слов способом сложения. Выполняется фронтально, устно. Слова учитель записывает на доске, выделяет корни.

ледокол – то, что колет лёд

снегопад – когда снег падает

пчеловод – тот, кто разводит пчёл

     Рубрика «Обрати внимание» (читает учитель).

Упражнение 4 (с.148) – фронтально, письменно.

    Работа в тетрадях и на доске. В словах выделяются корни.

    У доски: Вереса, Колодько, Карсаева, Буряк.

-А сейчас, ребята, предлагаю вам выполнить небольшую тестовую работу:

1. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы суффиксальным способом:

  травинка, проезд, дорожка

  головушка, дубовый, горный

  ягодка, подберёзовик, бельчонок

2. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы приставочным способом:

  поход, прибежать, письменный

  нарисовать, записка, пришить

  съел, объезд, поезд

3. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы приставочно-суффиксальным способом:

  заморозки, настенный, присказка

  зимний, объявление, указка

  покраска, вынес, школьный

IV. Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что вам запомнилось?

-Д/з: уч. с.148 упр.5

 

                                                                  

   



Предварительный просмотр:

1. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы суффиксальным способом:

  травинка, проезд, дорожка

  головушка, дубовый, горный

  ягодка, подберёзовик, бельчонок

2. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы приставочным способом:

  поход, прибежать, письменный

  нарисовать, записка, пришить

  съел, объезд, поезд

3. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы приставочно-суффиксальным способом:

  заморозки, настенный, присказка

  зимний, объявление, указка

  покраска, вынес, школьный

1. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы суффиксальным способом:

  травинка, проезд, дорожка

  головушка, дубовый, горный

  ягодка, подберёзовик, бельчонок

2. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы приставочным способом:

  поход, прибежать, письменный

  нарисовать, записка, пришить

  съел, объезд, поезд

3. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы приставочно-суффиксальным способом:

  заморозки, настенный, присказка

  зимний, объявление, указка

  покраска, вынес, школьный

1. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы суффиксальным способом:

  травинка, проезд, дорожка

  головушка, дубовый, горный

  ягодка, подберёзовик, бельчонок

2. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы приставочным способом:

  поход, прибежать, письменный

  нарисовать, записка, пришить

  съел, объезд, поезд

3. Отметь галочкой  (V) строку, в которой все слова образованы приставочно-суффиксальным способом:

  заморозки, настенный, присказка

  зимний, объявление, указка

  покраска, вынес, школьный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Подбор и написание однокоренных слов" (3 класс)

Приложеный материал содержит конспект и презентацию, соответствующие типу урока:  урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий (УУД)....

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс

Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...

Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.

Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....