Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Воронова Мария Владимировна

Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов.

         Планируемые результаты:

         предметные: знать признаки текста-описания и текста-повествования; уметь различать типы текстов; уметь составлять собственные тексты разных типов.

         личностные: учиться применять творческий подход при выполнении упражнений.

         Тип урока: развитие речи.

         Оборудование: М.Л.Каленчук "Русский язык", учебник 2 класса, II часть (образовательная система "Перспективная начальная школа"), презентация, раздаточный материал (конверт с карточками), клей, бумага, песочные часы, картины для групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект28.39 КБ
Office presentation icon rya_tekst_opisaniya_i_povestvovaniya.ppt654 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы.

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Мотивационный этап.

Словесный метод (слово учителя)

Словесно-наглядный (рассматривание презентации).

Практический (чтение учащихся)

11:00-11:03

Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!

Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Мария Владимировна,  я проведу  урок развития речи.

Какой урок нас ждет, вам сейчас предстоит догадаться. Посмотрите на слайд.

Вам знакомы эти определения? Верно, вы работали с ними на прошлом уроке. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Закреплять знания, повторять материал)

Верно. На экране вы видите тему и цель нашего занятия, кто прочитает вслух выразительно?

"Описание и повествование. Закрепление".

Цель:

Повторить изученный материал, выполнить творческое задание в группах.

Отлично, вы молодцы.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие.

Чтение про себя, вслух.

Определяют тему урока, делают предположения о целях урока.

Отвечают на вопросы, опираясь на имеющиеся занания.

Л: самоопределение Р: целеполагание.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

2.

Постановка учебной задачи.

Словесный (слово учителя, учебный диалог)

Практический (составление схемы из опорных карточек со словами)

 

Наглядный (рассматривание раздаточного материала)

Словесный (учебный диалог, ответы на вопросы)

Наглядный (работа с презентацией)

Практический (проверка по образцу, составление схемы)

11:03-11:08

Как вы уже заметили, для каждой пары пришло загадочное письмо. Аккуратно откройте его и посмотрите, что там внутри. Перед вами лист бумаги и карточки с характеристиками двух типов текстов, которые мы изучаем.

Сейчас каждая пара распределяет эти карточки для текста-описания и текста-повествования на листе. Затем мы проверим и выведем правильную схему и приклеим характеристики. Работаете в тишине, аккуратно. У вас есть 3 минуты, чтобы посовещаться и выполнить задание.

Время вышло. Сейчас мы проверим, как каждая пара справилась с заданием.

Отвечайте на мои вопросы, проверяйте свои схемы и исправляйте ошибки.

Какова цель текста-описания? (Описать кого-то или что-то)

А что вы скажете о тексте-повествовании? (Рассказать о событии)

Каких слов больше в тексте-описании? (Слов-названий признаков)

Кто напомнит нам, что такое "слово-название признака"? Приведите примеры.

Каких слов больше в тексте-повествовании? (Слов-названий действий)

Приведите примеры, пожалуйста.

Внимательно проверьте свои схемы по образцу на слайде. Кто проверил и уверен, что все правильно, может приклеить характеристики на лист.

Вы хорошо разобрались с этой схемой, положите ее перед собой, чтобы вы в любой момент могли ею воспользоваться.

Работают в парах над заданием.

Анализируют карточки с характеристиками.

Сортируют их по двум категориям.

Участвуют в диалоге, приводят примеры.

Сравнивают свои схемы с образцом.

Находят и исправляют ошибки.

П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

анализ материала.

К: выражение своих мыслей понятно и точно;

аргументация своего мнения;

умение взаимодействовать с одноклассниками.

Р: контроль, оценка.

4.

Решение частных задач.

Словесно-наглядный (работа с учебником, чтение учащихся)

Словесный (беседа, словарная работа)

11:08-11:18

Переходим к учебнику. Откройте его на странице 78, выполняем упражнение 48. Читаем первый текст цепочкой по одному предложению, начиная с первого ряда. Все остальные тихонько следят.

О чем говорится в тексте? Используя нашу схему, давайте определим, какой это текст. Какие признаки вы здесь видите? Приведите примеры.

Теперь поработаем со вторым текстом, что вы можете о нем сказать? Какие признаки вам помогут определить тип текста ?(Текст-описание) Приведите примеры из текста.

Знаете ли вы, что у текстов-описаний есть особый приме? Кто догадался?  В тексте-описании часто используют прием сравнения. Сравнение помогает лучше представить то, что описывает автор. Найдите сравнение во втором тексте. Кто готов зачитать вслух? Приведите свои примеры сравнения.

Теперь работаем по вариантам. На слайде для каждого варианта готов текст. Вам нужно его прочитать про себя, определить тип и быть готовыми доказать свое утверждение.

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Теперь повернитесь к своему соседу по парте и расскажите друг другу о тексте, который вам достался: тип, какие признаки вы обнаружили. У вас есть 3 минуты. Кто закончит, поднимите руки.

Ребята, сидящие на первом варианте, какой у вас тип текста? (Повествование) По каким признакам вы определили, что это повествование? Ребята, сидящие на втором варианте, какой у вас тип текста? (Описание) По каким признакам вы определили, что это повествование? Вы молодцы, справились с заданиями.

Работают с книгой.

Читают вслух по цепочке.

Анализируют содержание текста.

Определяют тип текста по критериям в схеме.

Работают самостоятельно, по вариантам.

Читают текст про себя, определяют его тип, готовят обоснование.

Работают в парах.

Обмениваются суждениями с соседом по парте, делают вывод.

П: выполнение действий по алгоритму;

анализ словарного материала;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Р: контроль выполнения задания;

коррекция ошибок.

К:аргументация своего мнения и позиции;

использование правил для обоснования своего суждения.

5.

Физ.минутка

11:18-11:20

Пришло время отдохнуть и размяться. Все встаньте из-за парт, сейчас мы проведем физ.минутку.

Делаем глубокий вдох, поднимаем руки вверх, затем выдох - опускаем руки вниз.

Сыграем с вами в игру. Я буду называть вам слова. Если это слово обозначает предмет, вы должны хлопнуть; если действие, то прыгнуть; если признак, то присесть. Давайте потренируемся: яблоко, красный, лежать.

Будьте внимательны.

Слова: парта, деревянный, ломать, красивое, сухой, магазин, открыть, ложка, быстрый, заяц.

Молодцы. Снова сделайте вдох и выдох, садитесь на места.

Выполняют двигательные упражнения

Р: контроль за выполнением упражнений.

Л: самоопределение.

6.

Решение частных задач.

Творческая работа в группах.

Словесный (беседа, слово учителя)

Практический (работа в группах, составление текстов)

Наглядный (использование опорной схемы, рассматривание картин)

Словесный (монологические высказывания учеников)

11:20-

11:40

Сейчас нам с вами предстоит очень интересная, но непростая работа. С ней справятся самые ответственные, внимательные и творческие ребята. Кто считает себя таким, поднимите руку.

Мы разделимся на 6 групп и будем выполнять задание, но перед этим давайте вспомним правила работы в группе. Внимание на слайд. Давайте прочитаем их вместе и будем использовать на протяжении всей работы.

Правила работы в группе:

1. Помня правило трех "П",

Понять, принять и поддержать,

Главный в группе наш закон

Вместе будем соблюдать.

2. Хочешь ты вопрос задать? 

Или знанья показать? 

Руку следует поднять, 

Только не перебивать. 

3. Отвергаешь - предлагай,

Предлагаешь - действуй.

Сейчас объединяйтесь в группы, занимайте свои места. Сейчас выберите в группе одного представителя, он подходит ко мне. С помощью жеребьевки мы выберем картины, по которым вам нужно будет составить один текст. Никому не говорите и не показывайте, какой текст вам достался, потому что позже мы будем угадывать это. Кому-то достанется описание, кому-то повествование. Вы будете работать по опоре и в  каждом тексте получится не больше 4 предложений. Совещаетесь группой, выполняете задание, затем мы послушаем каждую группу.

Ваше время вышло, готовимся к проверке. От каждой группы я приглашаю по одному человеку для чтения текстов.

Все остальные внимательно слушаю и готовятся ответить: какой это текст и почему. Опора для ответа  - на слайде.

Все группы молодцы, выполнили задание.

Откройте дневники, запишите домашнее задание:

Настраиваются на предстоящую работу.

Чтение вслух.

Осознают содержание правил, их важность при работе в группе.

Готовятся к работе.

Выполняют работу в группах.

Записывают домашнее задание в дневниках.

П: анализ пройденных этапов урока, синтез из них алгоритма работы;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

определение основной и второстепенной информации;

обобщение содержания каждой части для озаглавливания;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

выполнение действий по алгоритму;

структурирование знаний.

К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью.

Р: контроль, коррекция ошибок;

выполнение пробного учебного действия;

контроль, коррекция

7.

Рефлексия

Словесный (слово учителя, беседа)

Наглядный (рассматривание презентации)

11:40-11:45

Давайте подведем итоги нашего урока.

Какой была тема сегодняшнего урока?

Мы добились поставленных целей?

Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

Анализируют результаты урока, сопоставляя их с целями.

Оценивают свои достижения на уроке.

Л: самооценка;

адекватное понимание причин успеха\неуспеха.

П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. 2 класс «Описание и повествование. Закрепление» Студентка Воронова М.В.

Слайд 2

Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! И с усердием трудитесь!

Слайд 3

Цель : повторить изученный материал, выполнить творческое задание. ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ Тема: «Описание и повествование. Закрепление»

Слайд 4

ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ Описывает что-то или кого-то Рассказывает о событиях Больше слов-названий признаков Больше слов-названий действий

Слайд 5

1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. 2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Слайд 6

Правила работы в группе: 1. Помня правило трех "П", Понять, принять и поддержать, Главный в группе наш закон Вместе будем соблюдать. 2. Хочешь ты вопрос задать? Или знанья показать? Руку следует поднять, Только не перебивать. 3. Отвергаешь - предлагай, Предлагаешь - действуй.

Слайд 7

«Я считаю, что это текст … , потому что в нем есть такие признаки, как…»

Слайд 8

Цель : повторить изученный материал, выполнить творческое задание Тема: «Описание и повествование. Закрепление»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему : "Текст-описание"

Предмет:русский языкТема урока:Что такое текст-описание?Какова в нём роль имён прилагательных?Цели урока: Дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках.Планируемые результаты:предметные...

Презентация к уроку развития речи по теме "Текст-описание"

Презентация поможет последовательно выстроить план работы по созданию текса-описания....

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...