Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Состав слова. Как собрать и разобрать слово"
    учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

    Шарыкина Анастасия Андреевна

    Предмет: русский язык

    Класс: 2

    Тема урока: состав слова: как собрать и разобрать слово

    Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные: научатся называть части слова (корень); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; вспомнят  правила написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости - глухости согласных звуков.

    ·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 42-43; презентация; карточки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    русский язык

             

                                                                                    Шарыкина Анастасия Андреевна                

       

                                            

    Челябинск, 2016

    Предмет: русский язык

    Класс: 2В

    Тема урока: состав слова: как собрать и разобрать слово

    Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем

    Планируемые результаты:

    • Предметные: научатся называть части слова (корень); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; вспомнят  правила написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости - глухости согласных звуков.
    • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 42-43; презентация; карточки.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    1. Орг. момент:

    Словесн.: слово учителя.

    2 мин

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Сегодня нам предстоит работа со словами, будем анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.
    Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и тетрадка в линеечку по русскому языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Сейчас открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа. На доске можете посмотреть образец (18 февраля. Классная работа). Пишите красиво и правильно. Кто готов, покажите мне.      

    Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

    Л: формировать положительное отношение к урокам русского языка; формировать ценностные ориентации.

    2. Постановка учебной задачи и ее решение

    Практич.: пропись букв.

    Практич.: орфографическая работа.

    Словесн.: беседа.

    Практич.: работа с карточками.

    Словесн.: беседа.

    2 мин

    5 мин

    3 мин

    Минутка чистописания

    Начнем урок с минутки чистописания.

    Обратите внимание на правильное написание. Возьмите ручки в руки, пропишем в воздухе данные буквы, повторяя движения за курсором.

    Пропишите. Подчеркните самую красивую букву в каждой строчке.

    Орфографическая работа.

    Обратите внимание на слайд. Прочитайте стихотворение:

    Р..чной, л..сной, г..ристый,

    М..рской, р..дной, х..лмистый.

    Проверь слова, да не сп..ши,

    Красиво, грамотно сп..ши!

    - Какую орфограмму мы сегодня повторим? (Безударная гласная в слове)

    - Можно ли проверить пропущенные гласные? (Да)

    Расскажите правило, как вы это будете делать? (Чтобы проверить безударную гласную в слове, надо подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)

    - Я вижу 2 слова, буквенная схема которых сейчас одинакова. Найдите эти слова. (Сп..ши и сп..ши)

    - Одинаковые ли гласные надо вписать? (Нет)

    - Докажите. (В первом случае надо вставить букву е, проверочное слово - спешка, во втором - надо писать спиши, проверочное слово - спишет)  

    - Будут ли одинаковыми звуковые схемы слов спиши и спеши? Произнесите. (Да)

    Спишите стихотворение, правильно проверяя безударные гласные в словах. Повторите еще раз правило.

    Сделайте взаимопроверку по образцу. Слайд. Поставьте +, если все сделано без ошибок. Если есть ошибки, ничего не ставьте, просто исправьте их.

    - Ребята, из чего состоит слово? (Из слогов, звуков, букв)

    Докажите. (Например, в слове парта 2 слога, 5 звуков, 5 букв)

    Вы правы. Но сегодня мы узнаем, что слово также состоит из частей, а как они называются, вы узнаете позже.

    Обратите внимание на доску. Что вы видите. Это части слов. Составьте слова, используя данные части. (Три учащихся выходят по очереди к доске) Слайд. Проверка.

    - Что вы сейчас делали? Собирали слово из его частей.

    - Попробуйте сформулировать тему урока.

    Верно, именно так и будет звучать тема урока: «Как собрать и разобрать слово». Слайд.

    Ребята, а вы сможете разобрать любое слово на части?

    Поставьте задачи урока. (Научиться находить части в слове, собирать слова из частей, познакомиться с названием каждой части)

    Наблюдать над правильным написанием букв: письмо в воздухе.

    Прописать буквы. Подчеркнуть самую красивую букву.

    Читать стихотворение.

    Слушать учителя.

    Отвечать на вопросы.

    Строить грамматическое высказывание.

    Взаимопроверять по образцу.

    Работать с карточками.

    Предполагать тему урока.

    Предполагать задачи урока.

    П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

    Р: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

    П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

    дополнять и расширять знания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

    Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

    3. Решение частных задач

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    Практич.: выполнение упражнения.

    Словесн.: беседа.

    3 мин

    5 мин

    И в этом нам поможет учебник. Откройте его на странице 42.

    Как называется новый раздел? Что мы узнаем из этого раздела? (Из чего состоит слово: его состав)

    Прочитаем сообщение профессора Самоварова.

    - Какой секрет открыл профессор? (Слова можно разобрать на части)

    - Почему надо знать эти части? (Чтобы лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать)

    - О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?)

    - Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор)

    Выполним упражнение 56 на странице 42. Прочитайте песенку. Это маленькое стихотворение - колыбельная песенка.

    - Кого зовут качать деточку? (Кота)

    - Как по-разному называют кота? (Котя, котенька, коток, котик)

    - Сходны ли эти слова по значению? (Да)

    - Имеют ли они общую часть в написании? Какую? (Да, кот)         - Что такое слова-родственники?

    - Можно ли выписанные слова назвать словами-родственниками? Докажите. (Это родственные слова, они имеют общую часть и общее значение)

    - Выпишите эти слова. Подчеркните общую часть в этих словах. Что подчеркнули? (Кот)

    - Ребята, общую часть родственных слов называют корень. (Вывесить на доску понятие)

    Какой будет корень во всех словах, которые вы только что выписали? (Кот)

    Прочитаем сообщение профессора Самоварова на странице 43.

    - Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

    - Как по-другому называют родственные слова? (Однокоренные)

    - Какой корень в словах под сообщением? (Кот, дуб)

    Прочитайте, что говорят Аня и Ваня.
    Обратите внимание на слова, которые подобрала Аня. Все эти слова имеют один корень. Какой?
    (Лес)
    - Верно, эти родственные слова как бы выросли из одного корня, из корня
    лес.

    Посмотрите на Ванины слова. Верно ли он подобрал однокоренные слова с корнем свет? (Да)

    Анализировать беседу профессора, Ани и Вани.

    Отвечать на вопросы.

    Наблюдать над языковым материалом.

    Выписать однокоренные слова.

    Строить грамматическое рассуждение.

    Работать над упражнением.

    Анализировать беседу профессора, Ани и Вани.

    Строить логическое высказывание.

    П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

    постановка и формулирование проблемы.

    К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.


    Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    4. Закрепление изученного материала:

    Практич.: выполнение упражнения.

    Словесн.: слово учителя.

    Практич.: выполнение задания.

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    Практич.: выполнение задания.

    1 мин

    5 мин

    5 мин

    6 мин

    Физминутка

    Раз – подняться, потянуться

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть.

    Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

    Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

    Еще раз повторим. Какие слова называются однокоренными? (Это родственные слова, которые имеют общую часть и общее значение)

    Как называется общая часть однокоренных слов? (Корень)

    Ребята, корень в словах принято обозначать дугой. (Показ на доске)

    В рабочей тетради упражнение 131 страница 17. Помогите Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выделите корень.

    Родина, родители, садовник, ходок, садовый, ходули, родной, садик, ходики, садочек, родственники, родня, ходить, родник.

    Род - _______________________

    Сад - _______________________

    Ход - _______________________

    Как напишем слово Родина?

    Первые 6 слов разобрать, остальные самостоятельно. Взаимопроверка по образцу. Слайд. Поставьте +, если сделано без ошибок.

    Упражнение 134, страница 19. Прочитайте задание. Посмотрите на слова для выбора.

    Подберем родственное слово к слову слон. А слоняться подойдет? (Нет, разные значения)

    Посмотрите ниже вопрос. Выписываем его.

    Давайте устно подберем еще однокоренные слова.

    Проанализировать каждое слово.

    Слайд. Соедините линией слово из первого столбика с родственным словом из второго, затем с родственным словом из третьего столбика.

    Вам необходимо найти все родственные слова, выбирая из каждого столбика.

    Запишите каждую группу родственных слов в строчку через запятую. Выделите корень.

    гора                        горюшко                   убежал

    игра                        бегун                         погоревал

    бег                          горочка                     горный

    горе                        водолаз                      играет

    вода                        игрушка                    подводный

    Обратите внимание на чередование букв г/ж в корне бег.

    Гора и горюшко будут являться однокоренными? (Нет)

     Проверьте  выполнение  задания на слайде.

    Повторять движения.

    Строить грамматическое рассуждение.

    Выполнять задание.

    Анализировать.

    Выделять корень в словах.

    Взаимопроверять по образцу.

    Выполнять упражнение.

    Подбирать однокоренные слова.

    Наблюдать над языковым материалом.

    Находить однокоренные слова. Выделять корень.

    Строить логическое высказывание.

    П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    аргументация своего мнения и позиции.

    П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

    5. Итог урока. Рефлексия

    (предметная).

    Словесн.: беседа.

    3 мин

    Как звучала тема урока? (Как собрать и разобрать слово)

    Как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение? (Родственные или однокоренные)

    Как называется общая часть однокоренных слов? (Корень)

    Как обозначается корень? (Дугой)

    Ребята, как вы думаете, могут ли слова иметь кроме корня и другие одинаковые части? Приведите примеры.

    А об этом вы узнаете на следующем уроке.

    А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.

    Домашнее задание упражнение 57, страница 43 в учебнике.

    Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

    Отвечать на вопросы.

    Обобщать изученное.

    Самоанализировать свою работу на уроке.

    Самооценка.

    Подводить итог.

    Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

    Слайд 2

    Р..чной, л..сной, г..ристый, М..рской, р..дной, х..лмистый. Проверь слова, да не сп..ши, Красиво, грамотно сп..ши!

    Слайд 3

    Р е чной, л е сной, г о ристый, М о рской, р о дной, х о лмистый. Проверь слова, да не сп е ши, Красиво, грамотно сп и ши!

    Слайд 4

    при город н ый бес снеж н ый на клей к а

    Слайд 5

    ТЕМА УРОКА: «КАК СОБРАТЬ И РАЗОБРАТЬ СЛОВО».

    Слайд 6

    Род – Род ина, род ители, род ной, род ственники, род ня, род ник. Сад – сад овник, сад овый, сад ик, сад очек. Ход – ход ок, ход ули, ход ики, ход ить.

    Слайд 7

    гора игра бег горе вода убежал погоревал горный играет подводный горюшко бегун горочка водичка игрушка

    Слайд 8

    ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.



    Предварительный просмотр:

    КОРЕНЬ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе. Безударная гласная в корне слова. „Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд.

    Урок закрепления по русскому языку по теме: Безударная гласная построен на патриотическом материале. Рассуждая о Родине,семье, мире, труде дети закрепляют способы проверки безударной гласной в корне с...

    Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

    Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

    Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

    Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: правописание безударных гласных в корне словаЦели урока: развивать навык правильного написания букв безударных гласных звуков в корне слова на основе верного н...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Тема: «Как собрать и разобрать слово»

    Конспект урока на тему: «Тема: «Как собрать и разобрать слово»+презентация...

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

    Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

    Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...