Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Состав слова. Как собрать и разобрать слово"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Владимирова Анастасия Андреевна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: состав слова: как собрать и разобрать слово

Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся называть части слова (корень); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; вспомнят  правила написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости - глухости согласных звуков.

·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 42-43; презентация; карточки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русский язык

         

                                                                                Шарыкина Анастасия Андреевна                

   

                                        

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 2В

Тема урока: состав слова: как собрать и разобрать слово

Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся называть части слова (корень); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; вспомнят  правила написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости - глухости согласных звуков.
  • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 42-43; презентация; карточки.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. момент:

Словесн.: слово учителя.

2 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Сегодня нам предстоит работа со словами, будем анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.
Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и тетрадка в линеечку по русскому языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Сейчас открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа. На доске можете посмотреть образец (18 февраля. Классная работа). Пишите красиво и правильно. Кто готов, покажите мне.      

Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

Л: формировать положительное отношение к урокам русского языка; формировать ценностные ориентации.

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: пропись букв.

Практич.: орфографическая работа.

Словесн.: беседа.

Практич.: работа с карточками.

Словесн.: беседа.

2 мин

5 мин

3 мин

Минутка чистописания

Начнем урок с минутки чистописания.

Обратите внимание на правильное написание. Возьмите ручки в руки, пропишем в воздухе данные буквы, повторяя движения за курсором.

Пропишите. Подчеркните самую красивую букву в каждой строчке.

Орфографическая работа.

Обратите внимание на слайд. Прочитайте стихотворение:

Р..чной, л..сной, г..ристый,

М..рской, р..дной, х..лмистый.

Проверь слова, да не сп..ши,

Красиво, грамотно сп..ши!

- Какую орфограмму мы сегодня повторим? (Безударная гласная в слове)

- Можно ли проверить пропущенные гласные? (Да)

Расскажите правило, как вы это будете делать? (Чтобы проверить безударную гласную в слове, надо подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)

- Я вижу 2 слова, буквенная схема которых сейчас одинакова. Найдите эти слова. (Сп..ши и сп..ши)

- Одинаковые ли гласные надо вписать? (Нет)

- Докажите. (В первом случае надо вставить букву е, проверочное слово - спешка, во втором - надо писать спиши, проверочное слово - спишет)  

- Будут ли одинаковыми звуковые схемы слов спиши и спеши? Произнесите. (Да)

Спишите стихотворение, правильно проверяя безударные гласные в словах. Повторите еще раз правило.

Сделайте взаимопроверку по образцу. Слайд. Поставьте +, если все сделано без ошибок. Если есть ошибки, ничего не ставьте, просто исправьте их.

- Ребята, из чего состоит слово? (Из слогов, звуков, букв)

Докажите. (Например, в слове парта 2 слога, 5 звуков, 5 букв)

Вы правы. Но сегодня мы узнаем, что слово также состоит из частей, а как они называются, вы узнаете позже.

Обратите внимание на доску. Что вы видите. Это части слов. Составьте слова, используя данные части. (Три учащихся выходят по очереди к доске) Слайд. Проверка.

- Что вы сейчас делали? Собирали слово из его частей.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Верно, именно так и будет звучать тема урока: «Как собрать и разобрать слово». Слайд.

Ребята, а вы сможете разобрать любое слово на части?

Поставьте задачи урока. (Научиться находить части в слове, собирать слова из частей, познакомиться с названием каждой части)

Наблюдать над правильным написанием букв: письмо в воздухе.

Прописать буквы. Подчеркнуть самую красивую букву.

Читать стихотворение.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Строить грамматическое высказывание.

Взаимопроверять по образцу.

Работать с карточками.

Предполагать тему урока.

Предполагать задачи урока.

П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

Р: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

3. Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение упражнения.

Словесн.: беседа.

3 мин

5 мин

И в этом нам поможет учебник. Откройте его на странице 42.

Как называется новый раздел? Что мы узнаем из этого раздела? (Из чего состоит слово: его состав)

Прочитаем сообщение профессора Самоварова.

- Какой секрет открыл профессор? (Слова можно разобрать на части)

- Почему надо знать эти части? (Чтобы лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать)

- О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?)

- Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор)

Выполним упражнение 56 на странице 42. Прочитайте песенку. Это маленькое стихотворение - колыбельная песенка.

- Кого зовут качать деточку? (Кота)

- Как по-разному называют кота? (Котя, котенька, коток, котик)

- Сходны ли эти слова по значению? (Да)

- Имеют ли они общую часть в написании? Какую? (Да, кот)         - Что такое слова-родственники?

- Можно ли выписанные слова назвать словами-родственниками? Докажите. (Это родственные слова, они имеют общую часть и общее значение)

- Выпишите эти слова. Подчеркните общую часть в этих словах. Что подчеркнули? (Кот)

- Ребята, общую часть родственных слов называют корень. (Вывесить на доску понятие)

Какой будет корень во всех словах, которые вы только что выписали? (Кот)

Прочитаем сообщение профессора Самоварова на странице 43.

- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

- Как по-другому называют родственные слова? (Однокоренные)

- Какой корень в словах под сообщением? (Кот, дуб)

Прочитайте, что говорят Аня и Ваня.
Обратите внимание на слова, которые подобрала Аня. Все эти слова имеют один корень. Какой?
(Лес)
- Верно, эти родственные слова как бы выросли из одного корня, из корня
лес.

Посмотрите на Ванины слова. Верно ли он подобрал однокоренные слова с корнем свет? (Да)

Анализировать беседу профессора, Ани и Вани.

Отвечать на вопросы.

Наблюдать над языковым материалом.

Выписать однокоренные слова.

Строить грамматическое рассуждение.

Работать над упражнением.

Анализировать беседу профессора, Ани и Вани.

Строить логическое высказывание.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

постановка и формулирование проблемы.

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.


Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

4. Закрепление изученного материала:

Практич.: выполнение упражнения.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: выполнение задания.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение задания.

1 мин

5 мин

5 мин

6 мин

Физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

Еще раз повторим. Какие слова называются однокоренными? (Это родственные слова, которые имеют общую часть и общее значение)

Как называется общая часть однокоренных слов? (Корень)

Ребята, корень в словах принято обозначать дугой. (Показ на доске)

В рабочей тетради упражнение 131 страница 17. Помогите Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выделите корень.

Родина, родители, садовник, ходок, садовый, ходули, родной, садик, ходики, садочек, родственники, родня, ходить, родник.

Род - _______________________

Сад - _______________________

Ход - _______________________

Как напишем слово Родина?

Первые 6 слов разобрать, остальные самостоятельно. Взаимопроверка по образцу. Слайд. Поставьте +, если сделано без ошибок.

Упражнение 134, страница 19. Прочитайте задание. Посмотрите на слова для выбора.

Подберем родственное слово к слову слон. А слоняться подойдет? (Нет, разные значения)

Посмотрите ниже вопрос. Выписываем его.

Давайте устно подберем еще однокоренные слова.

Проанализировать каждое слово.

Слайд. Соедините линией слово из первого столбика с родственным словом из второго, затем с родственным словом из третьего столбика.

Вам необходимо найти все родственные слова, выбирая из каждого столбика.

Запишите каждую группу родственных слов в строчку через запятую. Выделите корень.

гора                        горюшко                   убежал

игра                        бегун                         погоревал

бег                          горочка                     горный

горе                        водолаз                      играет

вода                        игрушка                    подводный

Обратите внимание на чередование букв г/ж в корне бег.

Гора и горюшко будут являться однокоренными? (Нет)

 Проверьте  выполнение  задания на слайде.

Повторять движения.

Строить грамматическое рассуждение.

Выполнять задание.

Анализировать.

Выделять корень в словах.

Взаимопроверять по образцу.

Выполнять упражнение.

Подбирать однокоренные слова.

Наблюдать над языковым материалом.

Находить однокоренные слова. Выделять корень.

Строить логическое высказывание.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

5. Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.: беседа.

3 мин

Как звучала тема урока? (Как собрать и разобрать слово)

Как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение? (Родственные или однокоренные)

Как называется общая часть однокоренных слов? (Корень)

Как обозначается корень? (Дугой)

Ребята, как вы думаете, могут ли слова иметь кроме корня и другие одинаковые части? Приведите примеры.

А об этом вы узнаете на следующем уроке.

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.

Домашнее задание упражнение 57, страница 43 в учебнике.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Самоанализировать свою работу на уроке.

Самооценка.

Подводить итог.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

Слайд 2

Р..чной, л..сной, г..ристый, М..рской, р..дной, х..лмистый. Проверь слова, да не сп..ши, Красиво, грамотно сп..ши!

Слайд 3

Р е чной, л е сной, г о ристый, М о рской, р о дной, х о лмистый. Проверь слова, да не сп е ши, Красиво, грамотно сп и ши!

Слайд 4

при город н ый бес снеж н ый на клей к а

Слайд 5

ТЕМА УРОКА: «КАК СОБРАТЬ И РАЗОБРАТЬ СЛОВО».

Слайд 6

Род – Род ина, род ители, род ной, род ственники, род ня, род ник. Сад – сад овник, сад овый, сад ик, сад очек. Ход – ход ок, ход ули, ход ики, ход ить.

Слайд 7

гора игра бег горе вода убежал погоревал горный играет подводный горюшко бегун горочка водичка игрушка

Слайд 8

ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.



Предварительный просмотр:

КОРЕНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Безударная гласная в корне слова. „Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд.

Урок закрепления по русскому языку по теме: Безударная гласная построен на патриотическом материале. Рассуждая о Родине,семье, мире, труде дети закрепляют способы проверки безударной гласной в корне с...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: правописание безударных гласных в корне словаЦели урока: развивать навык правильного написания букв безударных гласных звуков в корне слова на основе верного н...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...

Учебно-методическая разработка урока по русскому языку "Образование сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной."

Презентация знакомит детей  с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной. Представлены практические задания....