Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развивать  устную речь учащихся.  Воспитывать чувство прекрасного.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon khod_uroka.doc98 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Пролетарская СОШ

    Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе

    по теме:

    «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»

    Выполнила: Яковенко Т.И.

    учитель начальных классов

    х. Пролетарка

    2014 г.

                                                                                                       

    Тема урока.        Как делаются слова.  Что такое суффикс.  Суффиксы слов, называющих предметы.

    Цели урока.        Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.

                            Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем.

                            Развивать  устную речь учащихся.  Воспитывать чувство прекрасного.

    УУД:

    Л.: проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

    П.: сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; использует готовые и создаёт в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи ( в рамках доступного).

    Р.: определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе;

    К.: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы

    Оборудование.        Учебник по русскому языку №3.  Учебник по русскому языку №2 (словари). Презентация.

    Ход урока

    № п/п

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Универсальные учебные действия

    Заметки,

    оформление доски

    1.

    2.

    3.

    4.

    6.

    7.

    8.

    9.

    Организационный.

    - психологический настрой;

    - самоопределение к деятельности.

    Постановка учебной задачи.

    Пальчиковая гимнастика.

    Орфографическая минутка.

    Формирование новых знаний и умений.

    Физминутка

    Закрепление

    Итог. Домашнее задание.

    - Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, одноклассникам. Посмотрите на доску, только тихо – тихо, не спугните улыбку. Улыбка – это залог хорошего настроения.  

    СЛАЙД 2.

    Давайте будем  друг другу дарить  хорошее настроение, а вместе с ним здоровье и радость.

    - На уроках технологии мы с вами смастерили кораблики. Я предлагаю вам на корабликах отправиться за новыми знаниями.

    Запустим кораблик бумажный,

              Пускай он плывет далеко.

              Урок у нас сегодня важный,

              Добыть ведь знания нелегко!

    - На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.

    - Чтобы вы весь урок хорошо работали,  я предлагаю вам провести  гимнастику для пальчиков.

    Разотру ладошки сильно,

    Каждый пальчик покручу.

    Поздороваюсь с ним сильно,

    И вытягивать начну.

    Руки я затем помою,

    Пальчик в пальчик я вложу,

    На замочек их закрою,

     И тепло поберегу.

    Выпущу я пальчики,

    Пусть бегут как зайчики!

     Самомассаж  рук.

     - При помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной. Потом необходимо погладить обе руки. Дотронуться ладонями до щек и ощутить тепло своих рук.

    - Откройте рабочие тетради, запишите дату, классная работа.

    - На доске  высказывание, прочтите его. Как вы понимаете смысл высказывания?

    - Знания и умения очень важны в повседневной жизни. А незнание приводит к возникновению множества проблем.

     

    - Спишите в тетрадь.

    Оцените себя. ( на полях «+», «-»).

    САМООЦЕНКА,

    - Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

    1) Самый кислый он, друзья,

    Утверждаю это я.

    Нужно сахара вагон,

    Чтоб с улыбкой съесть … (лимон).

    СЛАЙД 3.

    2)На кустах цветы

    Просто чудо красоты!

    Шипы – коготочки

    Стерегут цветочки!

     СЛАЙД 4.

    3)- Ты красная?

    - Нет, черная.

    - А почему же белая?

    - Потому что зеленая.

    СЛАЙД  5.

    4)Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

    Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.

    СЛАЙД 6.

    - Что объединяет эти слова?

    СЛАЙД 7.- Лимон, шиповник, смородина, малина.

    - Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

    Обменяйтесь тетрадями с соседом. Оцените работу друг друга.

    ВЗАИМОПРОВЕРКА.

    - А теперь поработаем со словом малина.

    Составим синквейн.

    - Дети, беречь нужно не только растения, но и животных, насекомых, все, что нас окружает. Лекарственные растения помогают нам сохранить здоровье, а вот некоторые представители живой природы помогут  открыть новую тему. Давайте узнаем  о ком идет речь.

    Плетет он сеть, а не гамак.

    Хотя он вовсе не рыбак.

    И ставит сети не в реке,

    А в уголке, на потолке.  (Паук).

    СЛАЙД 8.

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу.

    Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук).

     СЛАЙД  9.

    - К каким группам относятся эти животные?

    - Назовем их ласково.

    - Молодцы. Эти представители живой природы  открывают новую тему. Предположите какую.

    - Определите цели урока. Что нам предстоит узнать и чему научиться?

    - Каждый из вас получил

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

     Ваша  задача оценить свои знания и умения по теме, над которой мы сегодня будем работать. Поставьте знаки «+», «-»,  в колонке «Прогностическая оценка».

    - Ребята, новую тему поможет изучить Обратный словарь.

    Откройте словарь на с. 143, на букву –К. Найдите слова на – ик.

    Устно,  в ПАРАХ,  обсудите, как образовались любые 2 слова.

    Старайтесь это делать по -  очереди. Сначала один, потом – другой.

    - Обратите внимание на образец.

    Уч.3, с.22, упр. 20.

     Стрелочка идет от  того  слова, от которого образовалось другое слово. Слово лобик образовалось от слова лоб, поэтому и стрелочка идет от слова лоб.

    Покажите образование первых 2 слов из словаря по – образцу.

    СЛАЙД 10.

    - Слова в парах родственные?

    - Почему?

    -  Чтобы определить, где находится частичка – ик , сначала отметем  корень и окончание  в словах.

    - Заметили, что в словаре частичка – ик выделена цветом?

    - А где она находится в слове: до или после корня?

    - Предположите, для чего служит эта частичка?

    - Продолжаем работать по Обратному словарю.

    С. 143, слова на – К, на – ёк. Прочитайте эти слова по цепочке.

    Скажите, от каких слов образовались эти слова.

    - Покажите письменно  на примере 2 слов как образовались эти слова.

    СЛАЙД 11.

    - Слова в парах – родственные?

    Выделите в каждой паре общую часть (корень) и окончание.

    - Вы заметили, что в словаре частичка – ёк выделена цветом?

    - Где находится эта частичка в слове?

    - Для чего она служит?

    - С ее помощью образуются новые слова?

    ВЫВОД:

    - Кто – нибудь из вас может предположить, как называется такая частичка в слове?

    - А для чего служит суффикс?

    - Давайте проверим, совпадают ли наши предположения?

    СЛАЙД 12.

    Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется суффиксом, если эта часть стоит после корня. Суффикс обозначается так:

    - Прочитайте плакат Летучей Мыши  с. 23.

    - На что похож значок суффикса?

    - Выделите суффиксы – ик и – ёк во всех ваших записях.

    - С какими суффиксами слов, называющих предметы, мы сегодня встретились?

    - Изменилось значение слова, если к нему добавили частичку – ик или – ёк?

    - В русском языке говорят, что такая частичка придает словам уменьшительно – ласкательное значение.

    - При помощи суффиксов что образуется?

    СЛАЙД 13.

    Музыкальная «Эй, лежебоки,…».

    - Ребята, а сейчас вы будете работать в ГРУППАХ.

     

    - Группам предлагается отгадать загадки, в словах с пропущенными буквами отметить суффиксы.

     Проверка.

    СЛАЙД  14.

    1 группа

    Две курносые подруж...и

    Не отстали друг от друж…и.

    Обе по снегу бегут,

    Обе песенки поют,

    Обе ленты на снегу

    Оставляют на бегу.  (Лыжи).

    СЛАЙД 15.

    2 группа

    На лед…ой площад…е крик,

    К воротам рвётся ученик.

    Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»

    Весёлая игра ...         .       (хоккей)

    -Это командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют зимой на ледяном поле, а летом на травяном поле. Родина хоккея на траве – Англия, а на льду – Канада.

    СЛАЙД 16.

    3 группа

    Мы с бараньими рогами

    Вниз под гор…у  мчимся сами,

    А как на гору взбираться,

    Начинаем упираться.        (Сани)

    - Санный вид спорта начинался на снегу, а теперь проводится на специальных ледяных трассах.

    - Какие еще суффиксы слов, называющих предметы  есть в русском  языке?

    - Дети, эти виды спорта относятся к какому времени года?

    - Правильно. Через несколько дней  в Сочи откроются 22 Зимние олимпийские игры. В этой олимпиаде вы поучаствовать не сможете, а в следующих может быть. Самое главное  - заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

    - Ребята, к сожалению, на зимней олимпиаде донские спортсмены не будут принимать участие, но это не помешает нам болеть за российскую сборную, в составе которой много выдающихся спортсменов.

    -  На этом слайде вы можете увидеть, где состоится олимпиада  и талисманы.

    СЛАЙД 17.

    - Дети, наш урок подходит к концу.

    Положите перед собой оценочные листы.

    - Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи?

    СЛАЙД 18. ИТОГ УРОКА

    - Что такое суффикс?

    - Для чего служит суффикс?

    - приведите примеры слов, обозначающих предметы, которые образовались при помощи суффиксов – ик, - ёк, - ок.

    - Оцените свои знания и умения в ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ, в колонке «Оценка по результату».

    -  Домашнее задание у вас  необычное.

    В начале урока мы на корабликах отправились добывать знания. Пришло время и мы возвращаемся  и под каждым корабликом  вы найдете домашнее задание с символикой Олимпийских игр.

    Белый медведь – см. Т.2, с.18, упр.23.

    Леопард – см. Т.2, с. 17, упр.22.

    Заяц – составить рассказ из 3 – 5 предложений о любом виде спорта, с использованием слов с суффиксами – ик, -ёк, и др.

    - Ребята, если вам урок понравился, то прикрепите солнышко;

    - не понравился – солнышко плачет;

    -  если ничего не поняли – не крепите ничего.

    - Скоро закончится урок и ребята выйдут на перемену, а в это время  наш класс надо хорошо проветрить  потому, что заразные болезни передаются через воздух. Через воздух плохо проветриваемой комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулезом.

    Дарю всем буклеты и календари с олимпийской символикой.

    - Спасибо. Урок окончен.

    СЛАЙД 19.

     

    Рассаживаются по местам;

    Получают эмоциональный настрой на восприятие.

    Выставляют кораблики на заранее подготовленный стол.

    Выполнение упражнений.

    Ответы детей.

    - В лимоне, шиповнике, смородине содержится много витамина С, который укрепляет наш организм.

    - Малина – лучшее средство при простуде. Горячий малиновый чай помогает быстрее выздороветь и набраться сил.

    Ответы детей.

    (Это названия лекарственных растений).

    малина

    сладкая сочная

    цветет растет лечит

    Малина помогает при простуде.

    Ягода.

    Запись на доске:

    Паук –

    Жук -

    Насекомые.

    Ответы детей.

    Паук – паучок

    Жук – жучок.

     Ответы детей.

    Узнать как образуются новые слова.

    Научиться образовывать новые слова.

    Заполняют оценочные листы.

    Отчет пары.

    Работа по Уч.3, с. 22, упр.20.

    Лобик ---- лоб

    зубик ----- зуб

    Ответы детей.

    У них одинаковый корень.

    Отмечают корень и окончание  на доске, и  в тетрадях.

    Ответы детей.

    После корня.

    Для образования новых слов.

    Устно-

    уголек –уголь,

    пенек – пень,

    огонек – огонь,

    конек – конь,

    окунек – окунь,

    зверек – зверь,

    якорек – якорь.

    Уголек -----уголь

    пенек ---- пень

    После корня.

    Для образования новых слов.

    Суффикс.

    Для образования новых слов.

    Самостоятельная работа.

    -ик,- ёк.

    Родственные слова.

    Работают самостоятельно.

    1 группа:

    2 группа:

    3 группа:

    - к, -ян.

    Суффиксы слов, называющих предметы.

    - ик, - ёк, -к, -ян, - ник.

    Личностные:

    - выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей;

    Предметные:

    - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;

    Регулятивные:

    - определять и формулировать цель деятельности;

    Коммуникативные:

    - планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.

    Коммуникативные:

    - умение точно и полно высказывать свои мысли.

    Личностные:

    - смыслообразование – какое  значение это имеет для меня.

    Предметные:

    - правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивая с образцом.

    Предметные:

    - видеть в словах орфограмму.

    Предметные:

    - пользоваться справочной литературой, а именно словарем.

    4 февраля

    Классная работа

    - Высказывание:

    «Нужно не просто знать, а заставлять знания работать!»

    Правила работы в группе:

    - В группе должен быть ответственный.

    - Если не понял, переспроси.

    - Свое несогласие выражай вежливо.

    - Один говорит, другие слушают.

    - Работать должен каждый на общий результат.

    После того как дети отгадают загадки, на доске картинки – лыжника, хоккеиста, саночника.

    Как делаются слова.

    Что такое суффикс.

    Суффиксы слов, называющих предметы.

    - ик, - ёк, -к, -ян.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

    Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

    Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

    Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

    Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".

    Данные конспекты  уроков  помогут учителю изучить с учащимися  данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....

    конспект Мультимедийного урока по русскому языку 2 класс по теме "Наблюдение над написанием ипроизношением слов сбезударной гласной."

    Конспеки мультимедийного урока по русскому языку по теме "наблюдение над написанием и произношением слов с безударной гласной."...

    План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

    План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

    Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме "Обобщение по теме "Местоимение""

    Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии сотрудничества.Урок по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России" к учебнику Канакиной. Урок разработан в соответстви...

    Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"

    Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"...