Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass_chto_takoe_sinonimy.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что такое синонимы?»

Цели урока: создать мотивацию на совместную работу,  условия для использования понятия синонимы, формирования умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словамсинонимы; способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.

Задачи: 

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием

2.Учить обрабатывать полученную в процессе  анализа информацию для решения конкретных задач

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

4.  Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого  текста)

6.Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

 7.Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

8.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Основное содержание темы, понятия и термины: синонимы. Словарь антонимов и синонимов. Пословицы. Развитие речи.

Ход урока.

  1. Инициация. (1 слайд)

Учитель: - Нас сегодня ждет дорога,

                    И узнать нам надо много,

        Так возьмемся, ребята,

        Скорей за работу!

- Вы готовы к путешествию по странам русского языка?

Дети проявляют свою отзывчивость на слова учителя.

На доске написаны слова : «Предложение» , «Текст», Звуки и буквы».

-Можно назвать эти слова странами русского языка?(ответы детей)

  1. Вхождение и погружение в тему.

На доске открывается  надпись: «Синонимия».

- Вы знаете такое  слово? (нет)

-Хотите узнать? (да)

Постановка целей урока: будем учиться подбирать синонимы к предложенным словам, а при затруднении пользоваться словарями синонимов и антонимов; развивать свою речь, пополняя словарный запас новыми словами.»(2 слайд- Целеполагание)

Учитель: -Вы согласны со мной? Каких результатов вы ожидаете от урока?

Ожидание учеников (планирование эффектов урока):

Хотим быстро подбирать синонимы , уметь находить их в тексте, в пословицах.

  1. Актуализация знаний. (3 слайд)

 Учитель: - Что за страна «Синонимия»?

-Это страна, в которой живут синонимы- слова близкие по значению. (Правило в учебнике стр.52)

Учитель: 

-А сейчас мы поиграем в игру «Составь пары синонимов» (электронное приложение  к учебнику  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.- Внимание на экран.

IV. Эмоциональная разрядка.

 

V. Проработка содержания темы.

  1. Работа в тетрадях. (4 слайд)

1)Чистописание: -ребята, напишите те буквы или соединения, которые у вас плохо  получаются.( 1 строка) (Учитель корректирует работу некоторых учеников).

2)Списывание. На доске написаны пословицы.

Учитель: -Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них синонимы и подчеркните.

                   Объясните смысл данных пословиц.

Спеши – не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга – нет.

(детям выдаются отпечатанные задания на карточках)

2.К словам в левом столбике подберите синонимы из правого, соединив их стрелочками

алфавит               аккуратный

огонь                    алый

чистый                 скакать

прыгать                азбука

бросать                пламя

красный               кидать

    Учитель: - Следующее задание будете выполнять в паре; обсудите вместе правильность выполнения и только тогда записывайте в тетрадь парами-синонимами.

Физминутка. Давайте поиграем:
Скажу я слово высоко, 
А ты ответишь низко, 
Скажу я слово далеко, 
А ты ответишь близко. 
Скажу тебе я слово трус. 
Ответишь ты смельчак. 
Теперь начало я скажу, 
Ну, отвечай: конец. 

Учитель

-А кто знает   какие слова мы договаривали ? (Ответы детей. Если не назовут антонимы,то учительсам называет и объясняет значение этого слова)

3.         Орфографическая задача   (5слайд)

            Прочитайте. Определите, сколько предложений в тексте?

   пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны.

  • Запишите текст правильно оформив начало и конец предложений.

В 1-ом и 2-ом предложениях подчеркните основу предложений.

Какое слово в тексте употреблено в переносном значении(6 слайд)

4. Упражнение 66 стр.53. (7 слайд)

3) Групповая работа (5учеников в группе- обсуждают).

Работа с интерактивной доской -8 Слайд ( Дети сначала обсуждают, а затем один из учеников соединяет линией синонимы)

VI. Рефлексия.

Учитель: -Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.

 На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, зажигательным, поучительным, познавательным.

Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего необходимо умение подбирать синонимы и антонимы к словам?

Итог урока. Учитель дает оценку  деятельности всего класса и отдельных учеников.

-Поставьте ! ,если все получилось.

-Поставьте +, если нужны некоторые пояснения по теме.

- Поставьте - , если ничего не поняли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Что такое основа слова?"

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Урок № 50 "Что такоеоснова слова?"...

Открытый урок по русскому языку на тему« Что такое родственные слова?»

Тип  урока.Открытие нового знанияКласс.2Тема« Что такое родственные слова?»Образовательная программа, автор.«Школа России»   В. П. Канакина, В . Г. ГорецкийОпред...

открытый урок по русскому языку по теме: что такое многозначные и однозначные слова.

Открытый урок по русскому языку по теме: "Что такое многозначные и однозначные слова"....

Открытый урок по русскому языку на тему "Что такое части речи»?" (2 класс, УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект и презентация к уроку "Что такое части речи?"Данный конспект предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа России"."....