Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Правописание однокоренных слов"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Владимирова Анастасия Андреевна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: правописание однокоренных слов

Цели урока: развивать навык правильного подбора проверочных слов в корне слова на основе знания их признаков.

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся вычленять признаки однокоренных слов, выделять в них корень; применять правило единообразного написания корня в родственных словах; определять группу однокоренных слов; подбирать однокоренные слова.

·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 48-49; презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русский язык

        

                                                                                Шарыкина Анастасия Андреевна                

   

                                        

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 2В

Тема урока: правописание однокоренных слов

Цели урока: развивать навык правильного подбора проверочных слов в корне слова на основе знания их признаков.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся вычленять признаки однокоренных слов, выделять в них корень; применять правило единообразного написания корня в родственных словах; определять группу однокоренных слов; подбирать однокоренные слова.
  • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 48-49; презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. момент:

Словесн.: слово учителя.

2 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Пожелаем друг другу успешной работы.
Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и тетрадка в линеечку по русскому языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Сейчас открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа. На доске можете посмотреть образец (25 февраля. Классная работа). Пишите красиво и правильно. Кто готов, покажите мне.      

Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

Л: Положительное отношение к урокам  математики, формирование ценностных ориентаций.

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: пропись букв.

Практич.: словарно-орфографическая работа.

Словесн.: беседа.

2 мин

4 мин

3 мин

Минутка чистописания

Начнем урок с минутки чистописания.

Обратите внимание на правильное написание. Возьмите ручки в руки, пропишем в воздухе данные буквы, повторяя движения за курсором.

Пропишите. Подчеркните самую красивую букву в каждой строчке.

Словарно-орфографическая работа.

- Прочитайте слова на слайде.

Д..жди, ст..на, л..сток, кр..чат,  з..мля, гл..за, д..мовой, д..бро.

 - Слова с какой орфограммой собраны в задании? (Безударная гласная в слове)

- Расскажите, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании этих слов. (Подбирать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)

- Спишите слова, подберите проверочные слова, впишите пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму в словах.

Фронтальная проверка. Слайд.

Слайд: Т..нуть рыбу из воды. Однажды на уроке Ане дали задание выбрать проверочное слово к слову т..нуть и вписать в него нужную букву.

- Какое проверочное слово выберет Аня: тянет или тина?

Давайте поможем Ане подобрать правильное проверочное слово.

- Чему будем учиться на уроке? (Искать родственные слова и подбирать проверочные)

Верно, тема урока: «Правописание однокоренных слов». Слайд.

Наблюдать над правильным написанием букв: письмо в воздухе.

Прописать буквы. Подчеркнуть самую красивую букву.

Ставить вопросы к словам.

Анализировать слова.

Предполагать задачи урока.

Планировать деятельность на урок.

П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

3. Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение упражнения.

Словесн.: беседа.

5 мин

4 мин

И в этом нам поможет учебник. Откройте его на странице 48. Выполним упражнение 63. Прочитайте ряды слов.

- Докажите, что в первом ряду все слова родственные. (Это родственные слова, так как имеют общее значение, связанное со словом звон)

- Все ли слова второго ряда однокоренные? (Да)

- Какое слово в третьем ряду не похоже на два других слова? Оно является однокоренным? (Нет, горчица - оно не является родственным двум другим словам)

- Назовите однокоренные слова четвертого ряда. (Море, моряк)

- Кто такой моряк? (Человек, несущий службу на море, на корабле)

- Почему слово морковь нельзя отнести к семье родственников слова море? Ведь буквы в корнях у них одинаковые. (Слово морковь из другой семьи, оно имеет другой смысл)

- Рассмотрите модели слов. К словам какой строчки подходят эти модели? (Последней)

Выпишите только родственные слова, выделите в них корень.

Фронтальная проверка.

Составьте предложения с любыми двумя словами. Запишите одно предложение.

Помогите Ане - какое все-таки слово надо выбрать к слову т..нуть - тянет или тина? (Надо выбрать слово тянет, так как оно родственное, а слово тина не является родственным) Слайд.

Сделайте вывод. (Нужно выбирать такое проверочное слово, чтобы оно было однокоренным) Слайд.

Ваня тоже нуждается в вашей помощи, как и Аня. Из целого ряда слов ему нужно выбрать проверочное слово к слову в..зать. (В..зать свитер)

Слайд: виза, вязал, висит, ревизия, вязка.

- Какое слово подходит для проверки гласного звука? (Слово вязка, так как оно однокоренное и ударение падает как раз на тот звук, который мы и должны проверить)

- А почему слово вязал не подходит?

Сделайте вывод. (Мы выбираем такое слово, чтобы оно было однокоренным и ударение падало на проверяемый звук) Слайд.

Выполнять упражнение.

Отвечать на вопросы.

Наблюдать над языковым материалом.

Анализировать модели слов.

Выписать родственные слова.

Составить предложения.

Выбрать проверочное слово.

Сделать вывод.

Выбрать проверочное слово.

Сделать вывод.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

постановка и формулирование проблемы.

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; применяют освоенные способы действия.

4. Закрепление изученного материала:

Словесн.: беседа.

Практич.: выполнение упражнений.

Словесн.: беседа.

Практич.: выполнение задания.

1 мин

4 мин

5 мин

5 мин

2 мин

Физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

Упражнение 64. Прочитайте однокоренные слова.

- Докажите, что они однокоренные.

- Что значит приморский? (Тот, что стоит близко от моря)

- Что может быть приморским? (Город, станция)

- Кого называют морячкой? (Жену моряка)

- Какое слово можно назвать проверочным для всех остальных? (Море, так как ударение падает на звук, который в других словах безударный)

- Прочитаем предложения, вставляя подходящие слова.

Запишите предложения, выделяя корень в однокоренных словах.

Выполним упражнение 136, страница 19 в РТ.

- Прочитайте внимательно задание к упражнению.

- Прочитайте текст про себя.

- Кто сможет прочитать текст, выделяя предложения голосом и объясняя написание пропущенных букв.

- Кто не согласен?

- Как на письме отделить одно предложение от другого? (Знаком препинания)

- Какой заголовок можно подобрать? («Зима»)
- Записываем первое предложение. Комментируем знаки препинания и пропущенные буквы.

Упражнение 65, страница 49.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте вопросы. Устно ответим на них. Запишем ответы. (Художник изобразил сад. Садовник вырастил его. Он держит в руках садовые ножницы.)

Какие родственные слова у вас получились?

Выпишите их ниже. Выделите корень. Продолжите ряд однокоренных слов. (Садовод, садик, рассада)

Прочитаем сообщение профессора Самоварова.

- Назовите главную часть слова. (Корень)

- Почему именно корень считается главной частью слова? (В корне заключено основное значение слова)

- Для чего человек должен уметь находить корни в словах?

(Чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать)

Обратите внимание на слайд. (Другое задание)

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

Двор, дв..ры, дв..ровый.

С..сна, сосны, с..сновый, с..сняк.

Кот, к..тенок, к..тята.

Скрип, скр..пит, скр..пучий.

Л..сной, лес, л..сок, л..сник.

Повторять движения.

Называть признаки однокоренных слов.

Отвечать на вопросы.

Записать предложения, вставляя подходящие слова.

Прочитать текст, выделяя предложения голосом и объясняя написание пропущенных букв.

Ответить на вопросы по заданию.

Анализировать сообщение профессора Самоварова.

Работать по заданию на слайде.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

5. Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.: беседа.

3 мин

- Как нужно проверять безударную гласную в корне? (Мы подбираем такое слово, чтобы оно было однокоренным и ударение падало на проверяемый звук)

- Что такое корень?

- Почему необходимо уметь находить корни в словах?

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.

Д/з: на карточках.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Самоанализировать свою работу на уроке.

Подводить итог.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

Слайд 2

Д..жди - …, ст..на - …, л..сток - …, кр..чат - …, з..мля - …, гл..за - …, д..мовой - …, д..бро - ….

Слайд 3

Д о жди – д о ждь, ст..на - …, л..сток - …, кр..чат - …, з..мля - …, гл..за - …, д..мовой - …, д..бро - ….

Слайд 4

Д о жди – д о ждь, ст е на – ст е ны, л..сток - …, кр..чат - …, з..мля - …, гл..за - …, д..мовой - …, д..бро - ….

Слайд 5

Д о жди – д о ждь, ст е на – ст е ны, л и сток – л и ст, кр..чат - …, з..мля - …, гл..за - …, д..мовой - …, д..бро - ….

Слайд 6

Д о жди – д о ждь, ст е на – ст е ны, л и сток – л и ст, кр и чат - кр и к, з..мля - …, гл..за - …, д..мовой - …, д..бро - ….

Слайд 7

Д о жди – д о ждь, ст е на – ст е ны, л и сток – л и ст, кр и чат - кр и к, з е мля - з е мли, гл..за - …, д..мовой - …, д..бро - ….

Слайд 8

Д о жди – д о ждь, ст е на – ст е ны, л и сток – л и ст, кр и чат - кр и к, з е мля - з е мли, гл а за - гл а з, д..мовой - …, д..бро - ….

Слайд 9

Д о жди – д о ждь, ст е на – ст е ны, л и сток – л и ст, кр и чат - кр и к, з е мля - з е мли, гл а за - гл а з, д о мовой - д о м, д..бро - ….

Слайд 10

Д о жди – д о ждь, ст е на – ст е ны, л и сток – л и ст, кр и чат - кр и к, з е мля - з е мли, гл а за - гл а з, д о мовой - д о м, д о бро - д о брый.

Слайд 11

Т..нуть рыбу из воды. т я нет или т и на ?

Слайд 12

ТЕМА УРОКА: «Правописание однокоренных слов». Искать родственные слова и подбирать проверочные.

Слайд 13

Т..нуть рыбу из воды. т я нет или т и на ?

Слайд 14

Т..нуть рыбу из воды. т я нет или т и на ? Нужно выбирать такое проверочное слово, чтобы оно было однокоренным!

Слайд 15

В..зать свитер. Виза, вязал, висит, ревизия, вязка.

Слайд 16

В..зать свитер. Виза, вязал, висит, ревизия, вязка. Нужно выбирать такое слово, чтобы оно было однокоренным и ударение падало на проверяемый звук!

Слайд 17

гора игра бег горе вода убежал погоревал горный играет подводный горюшко бегун горочка водичка игрушка

Слайд 18

Двор, дв..ры, дв..ровый. С..сна, сосны, с..сновый. Кот, к..тенок, к..тята. Скрип, скр..пит, скр..пучий. Л..сной, лес, л..сок, л..сник.

Слайд 19

ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.



Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

С..ды, сад, с..довник.

Поле, п..ля, п..левая.

Слон, сл..ненок, сл..ниха, сл..ны.

Сл..ва, слово, сл..варь.

Тр..ва, травы, тр..вяной.

Зверь, зв..рята, зв..риный.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

С..ды, сад, с..довник.

Поле, п..ля, п..левая.

Слон, сл..ненок, сл..ниха, сл..ны.

Сл..ва, слово, сл..варь.

Тр..ва, травы, тр..вяной.

Зверь, зв..рята, зв..риный.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

С..ды, сад, с..довник.

Поле, п..ля, п..левая.

Слон, сл..ненок, сл..ниха, сл..ны.

Сл..ва, слово, сл..варь.

Тр..ва, травы, тр..вяной.

Зверь, зв..рята, зв..риный.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

С..ды, сад, с..довник.

Поле, п..ля, п..левая.

Слон, сл..ненок, сл..ниха, сл..ны.

Сл..ва, слово, сл..варь.

Тр..ва, травы, тр..вяной.

Зверь, зв..рята, зв..риный.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

С..ды, сад, с..довник.

Поле, п..ля, п..левая.

Слон, сл..ненок, сл..ниха, сл..ны.

Сл..ва, слово, сл..варь.

Тр..ва, травы, тр..вяной.

Зверь, зв..рята, зв..риный.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

С..ды, сад, с..довник.

Поле, п..ля, п..левая.

Слон, сл..ненок, сл..ниха, сл..ны.

Сл..ва, слово, сл..варь.

Тр..ва, травы, тр..вяной.

Зверь, зв..рята, зв..риный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...

Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".

Урок для учащихся 2 класса проводится с целью развивать умение распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Состав слова. Как собрать и разобрать слово"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: состав слова: как собрать и разобрать словоЦели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфемПланируемые результа...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...