Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Безрукова Светлана Анатольевна

Урок для учащихся 2 класса проводится с целью развивать умение распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rus_yaz_otkr_urok.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по русскому языку, 2-й класс. "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"

Цели:

  • развивать умение распознавать однокоренные слова;
  • находить и выделять в словах корень;
  • уточнить представление о признаках однокоренных слов;
  • развивать речь обучающихся, познавательный интерес, творческие способности, обогащать словарный запас.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, карточки-тексты с определениями корня и заданиями, цветные круги (гимнастика для глаз), листы А4 для работы в группах.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело!» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек

Вспоминая  слово светлое «светло» -

Ты увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия

-Как вы понимаете значение этих строк?

  1. Чистописание.

к    по    о   перед   ух   на  около  за   у    до    

Зри в корень.

- Какие слова записаны на первой строке?

-Что мы знаем о них?

-Есть ли среди них лишнее?

           -Как нам эти слова помогают в речи?

Читаем предложение, записываем в тетрадь, объясняем орфограммы.

- Ребята, как вы понимаете слово “зри”? (смотри)

- Как можно сказать по-другому? (смотри в корень)

- Объясните, что обозначает выражение “зри в корень”?

(В корень смотреть – вникать в самую суть дела).

3. Актуализация опорных знаний.

- Давайте выясним, где вы видели корень (многозначность).

Дома вы находили значения слова «корень».  Ответы детей.

  1. Подземная часть растений. 
  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса. 
  3. Корень уравнения. 
  4. В словах (в языкознании: основная, значимая часть слова). 
  5. Начало, источник, истоки чего-нибудь. Говорят: «Эта история уходит своими корнями далеко в прошлое».

Посмотрите как много значений имеет одно слово. Как такие слова называются в русском языке? (Многозначное)

- А каким значком выделяется корень в слове?

(http://festival.1september.ru/articles/511251/img1.gif- на месяц в небе похожий)

- Ребята, а как вы думаете, сегодня на уроке русского языка о каких корнях пойдет речь? Сформулируйте тему и цели урока.

На слайде  открывается тема урока “ Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова ”.

4. Постановка учебной задачи.

- Как найти корень у слова и не ошибиться? ( Ответы детей)

5. Поиск решения.

- Как же нам решить эту проблему?

Роль корня в слове.

Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым - был он только словом. (Е.Измайлов)

Жил был корень сад. Однажды человек решил его посадить…

Это слово, слово- корень, разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло- стало много новых слов.

Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.

Сейчас я предлагаю подобрать однокоренные слова к слову сад и записать их в тетрадь.

Проверка. Обучающиеся “цепочкой” называют однокоренные слова.

(От корня слова “растут”, как ветки на дереве. Получается целая большая семья - гнезда однокоренных слов).

Такие словесные деревья называются словообразовательными гнёздами.

Сделаем вывод: что же надо было сделать, чтобы правильно определить корень в слове?

- Подобрать как можно больше однокоренных слов. (Опорные слова на слайде). Сравним наш вывод с выводом в учебнике.

Подбор однокоренных слов. 

- Посмотреть, какая часть в них является общей.

- Ребята, как называется общая часть слова? (корень)

- Назовите корень в словах? Выделите его.

Учитель закрывает корень в словах. Что случилось?

Выберите любое слово из записанных нами сейчас и прочитайте в нём только корень.

Поняли, что означает это слово?

Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части закрыв корень.

Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Корень - это главная часть слова, его сердце, его смысловой центр. В корне заключен общий смысл однокоренных слов. Это главная часть слова. 

- Достаточно ли только общей части, чтобы слова были однокоренными? Что еще очень важно знать? Какое еще условие необходимо?

Схожесть значений. 

Физкультминутка для глаз (на доске разноцветные кружки, потом показывается слайд)

  1. Первичное закрепление.

Работа в парах.

а). На ваших столах лежат листочки с текстом.

Учитель читает, а ученики подчеркивают карандашом только однокоренные слова и выделяют в них корень. Применяйте правило. Учитель читает текст “Чужак” В. Волиной.

Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

- Почему гости не сразу приметили чужака?

Проверка. Ученики называют “ цепочкой” однокоренные слова. Объясняют лексическое значение каждого слова. (Вода, подводник, водица, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной).

- Будут ли слова однокоренными? Докажите.

б). Проверим себя по учебнику (правило страница 75-76). - Подтверждается ли наш вывод? Да.

- Уточняем вывод. Что такое корень? Как же найти корень у слова?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Презентация)

- Ребята, о чем вы должны помнить, подбирая однокоренные слова?

Вывод.

  А сейчас вы будете выполнять тренировочные упражнения, работая в группах.

Вспомним правила работы в группе: работать дружно, быть внимательным и вежливым, выслушивать мнение каждого, находить общее решение, помогать друг другу. Ваша задача найти однокоренные слова из данных, доказать, что они однокоренные, выделить корень.

Учащиеся получают слова:

I группа – лес, лесок, лесенка, лесной, лесник.

II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.

IV группа – голос, голосок, голосище, голосовые (связки).

V группа – кот, котик. котел, котище

 VI группа-дом. домовой, домино, домик.

Учащиеся работают в группах.

- Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования.

Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:

- Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них ____

и значение всех слов связано с_____.

_____ – это корень слова, обозначаем значком  (дугой).   

Прочитав все слова без корня ____, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.

Аналогичный рассказ получается у представителя всех групп.

7. Творческая работа (2 варианта).

а). Составьте текст о зиме, включая слова с деревьев.

б). Игра “Снежный ком”. Учитель начинает рассказ, а ребята продолжают.

Например. Наступила зимушка-зима. Красивые снежинки весело танцуют в воздухе. Проснулся подснежник и вышел из-под снежного одеяла…

8. Итог деятельности.

- Что такое корень?

- Что нужно помнить, чтобы правильно выделить корень?

- Какие слова называются однокоренными?

У слова есть корни. И есть родня. 
Вслушайся! Вникни! Не позабудь! 
У слова свой норов. Свое нутро. 
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.

9.Домашнее задание.

 Я предлагаю вам подобрать однокоренные слова к слову звон.  Не забывайте о правилах, которые необходимо соблюдать, выполняя это задание.

          10.Рефлексия. Самооценка.   

            Решение дидактической задачи: анализ и оценка успешности     достижения  цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

         - Спасибо за урок!    

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Русский язык 2 класс

Цели: формировать умение подбирать однокоренные слова; знать два признака однокоренных слов; уметь применять полученные знания и умения...

Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс, УМК "Школа 2100, "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".

Технологическая карта урока по русскому языку.2 класс, УМК "Школа 2100, Тема: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".Цель: Знакомство с определением понятием корня слова....