Конспект урока русского языка на тему: «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Комарова Наталья Сергеевна

Урок закрепления по УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_delayutsya_slova.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»

Тип урока:

«Урок закрепление»

Цели:

Цель урока: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах

Задачи:

  • обобщение и систематизирование знания о написания гласных "О" и "Е" в окончаниях имён существительных после шипящих и буквы "Ц, отработка навыков, закрепление известного способа действий."
  • развитие учебно-познавательного интереса к способу решения новой задачи;
  • создание условий для развития умения сравнивать, выделять главное, делать выводы.

Планируемый результат:

Личностные результаты:

осознание значимости отобранного материала;

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее;

формирование самооценки на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

устанавливать аналогии;

решать языковые задачи моделированием;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

формировать умение находить общее решение;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.

создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

выведение алгоритма действий;

формулирование общего вывода.

Межпредметные связи:

Литература, окружающий мир

Ресурсы

 УМК «Перспективная начальная школа» Русский язык. Учебник. 2 класс. 2 часть
Чуракова Н.А.

Оборудование:

смайлики

  1. Организационный момент.

- Учитель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка, садитесь.

 Мы сегодня снова будем наблюдать.

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату.

Минутка чистописания.

Начнем наш урок с минутки чистописания  которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех».

- Сегодня повторим написание строчных шипящих, запишем их с гласными е и о.

че чо ше шо ще що же жо

Не забывайте как должен сидеть ученик. Возьмите ручку правильно, тетрадь под наклоном.

- Прочитайте.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

-Верно ли это высказывание?  (Ответы детей)

- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

- Перепишите правильно это предложение и поставьте ударения.

-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»;  слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково) Это омографы- слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (чаще всего из-за различий в ударении). Сегодня тоже многое будет завесить от ударения!

2. Повторение изученного.

А) Постановка учебной задачи.

- Прочитайте тему урока. (Сложные слова)

- Это урок изучения нового материала или закрепления изученного?

- Чему будете учиться на уроке? (Будем учиться находить и образовывать сложные слова, правильно писать слова с двумя корнями)

- На уроке закрепим, какие слова называются сложными. Будем учиться различать сложные слова, правильно их писать и образовывать.

- А что вам поможет на уроке научиться правильно, писать слова с двумя корнями? ( Правило, учебник, доска, учитель..)

Б) Повторение правил

– Обращаемся к нашему первому помощнику – правилу.

- Как называются слова, у которых два корня? (сложные)

- Как образуются сложные слова? ( Слова образуются сложением двух корней с помощью гласных –О-, -Е-)

- Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? (Гласные, которые соединяют корни в сложных словах, называются соединительными)

-Какие соединительные гласные знаете? (только –О-, -Е-)

В) Тренировка в составлении слов с двумя корнями

- Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначить корень в словах и подчеркнуть соединительные гласные.

Ходит пешком – пешеход

Лес рубит - лесоруб

Сам летает – (самолёт)        

Лазит по скалам - Скалолаз

Сам варит - самовар

Как образовали новое слово? ( Два корня соединили гласными –О-,-Е-)

Физ. минутка

А теперь ребята, встать!

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, затем разжать,

Руки вниз и так стоять.

Повернитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.

3. Работа по теме урока.

Давайте откроем учебник на стр. 97 и прочитаем шуточный текст упр.107.

-Как вы думаете, это - считалка? Загадка? Скороговорка? Почему вы так думаете?

-Какие слова являются сложными? (кашеваром, кашеедом) Почему вы так думаете? Поставьте сложные слова в начальную форму. Запишите их.

-Подчеркните букву соединительного гласного в каждом слове.

Теперь выполним упр.108. Прочитайте отрывок из стихотворения. Запишите текст. Сколько групп родственных слов вы видите? (3) Какие? ( 1)ползет, ползун, ползучий; 2)скрипит, скрипун, скрипучий; 3)заплакал, плач, плакучий)

4.Самостоятельная работа.

Самостоятельно выполните упр. 109 на стр. 98.

Из первой части стихотворения выпишите слова в начальной форме: …яя  …а. (синяя, синева) Выделите корни.

Из второй части выпишите сложные слова в начальной форме. (самолет, паровоз)  Выделите корни, подчеркните буквы соединительных гласных.-Сейчас мы проверим, как вы справились с заданием.

-Кто выполнил также, поднимите руку?

Дополнительно: упр.110 стр.99

5. Обобщающая беседа. Рефлексия.

-Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?

- Посмотрите на смайлики. Зеленый смайлик – у меня все получалось, я активно работал на уроке, желтый – у меня возникали трудности, красный- у меня ничего не получалось, я не справился с заданиями. Поднимите руку у кого зеленый смайлик? у кого желтый? у кого красный?

6. Итог урока. Домашнее задание.

- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке, вы справились со всеми трудностями, узнали много секретов  русского языка.

Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова"

Данная публикация поможет учителям в проведении урока русского языка в 3 классе на тему "Образование сложных слов" (УМКм "Школа России")...

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь.

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь. УМК "2100", 2 класс....

Урок русского языка по теме: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных". 2 класс в рамках конкурса "Учитель года 2015"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке открытия новых знаний  используются различные методы и приёмы обучения. Использование интерактивной доски активизирует деятельност...

Открытый урок русского языка по теме :" Как делаются слова. Сложные слова"

Конспект открытого урока  и презентация к уроку русского языка по теме " Как делаются слова. Сложные слова".УМК " Перспективная начальная школа"Класс : 2...