Урок русского языка по теме: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных". 2 класс в рамках конкурса "Учитель года 2015"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке открытия новых знаний  используются различные методы и приёмы обучения. Использование интерактивной доски активизирует деятельность учащихся на уроке.  В течение урока учащиеся поднимаются на вершину пирамиды знаний и достигают поставленной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка, 2 класс.

Тема: Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных.

Цель: создание условия для формирования понятия проверочные  слова, умения находить проверочные слова для безударной гласной в корне из  ряда однокоренных.

Задачи:

  1. Познакомить с понятие проверочные слова, с правилом нахождения проверочных слов для безударной гласной в корне из ряда  однокоренных.
  2. Развивать  речь, внимание, умение анализировать, классифицировать,  самооценку, самоконтроль.

  1. Прививать стремление и интерес к знаниям, к самостоятельной учебной деятельности.

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия,  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепочки  рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие.

                         Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Планируемый результат: умение находить проверочные слова в группе однокоренных.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

- Добрый день, ребята. Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня я проведу с вами урок русского языка. Я принесла с собой вот такое весеннее солнышко. Его лучики будут дарить вам тепло и хорошее настроение.

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне и нашим гостям. Приготовили пальчики, касаемся кончиками пальчиков друг друга и повторяем за мной. Я желаю тебе сегодня успеха!

- Надеюсь, что наше общение будет интересным и познавательным.       - Сегодня на уроке свою  работу будете оценивать  в листах самооценки. К ним  обратимся чуть позже. Ф1

- Работать будем под девизом: «К новым знаниям стремимся, друзья! Без открытий нам в жизни нельзя!

- Как вы думаете, почему я выбрала такой девиз? (будем открывать новые знания).

- Почему нужно стремиться к новым знаниям? (чем больше узнаём, тем становимся умнее и грамотнее, знания- наше богатство.)

II. Минутка чистописания.

- Открываем тетради, записываем число 16 марта. Классная работа. Ф2

- Как назвать эту запись одним словом?

-Что вы о них знаете?

- Пропишите буквы в следующей строке по образцу.

- Эти буквы помогут нам сегодня подняться на вершину пирамиды знаний.

III. Актуализация знаний

- Вперёд за новыми знаниями!

- А с собой мы возьмём  этот чемоданчик.

- Как вы думаете, что в нём?

- В нём необычные слова. Они помогут нам открыть одну  тайну языка.

- Но сначала достанем из  тайников памяти ваши знания и поиграем в игру  да – нет.

- Если вы согласны с утверждением,  поворачиваетесь к слову да и показываете на него правой рукой, если не согласны поворачиваетесь к слову нет и показываете левой рукой.

- Встаньте из-за парт. Слушаем внимательно и думаем.

1. Корень - это главная часть слова и однокоренных слов. (да)

2. Чтобы выделить корень, надо подобрать одно однокоренное слово. (нет).

3. Однокоренные слова имеют одинаковый корень и близки по смыслу. (да).

4.  В корне слова заключён общий смысл всех однокоренных слов. (да)

5.  Гласные буквы а, о, и, е, я в корне слова требуют проверки, если стоят в сильной позиции, т.е. под ударением (нет).

-А когда буквы гласных звуков требуют проверки?

-Молодцы! Ф3

 Оцените свою работу в листах самооценки. Если выполнили всё правильно, поставьте галочку в красном квадратике в первом столбике таблицы, если допустили 1 ошибку в зелёном квадратике, если 2 и более, то в жёлтом.

- Признаки, каких слов  мы сейчас повторили? (однокоренных) и поднимаемся  на первую ступеньку пирамиды. «Это мы знаем». Ф4

- А какие исследования можно провести с однокоренными словами?

- Давайте составим кластер.

- Почему здесь вопрос?   Мы  на него должны ответить: Как найти проверочные слова для безударной гласной в корне слова в ряду  однокоренных?

- Значит,  чем  будем заниматься на уроке? Тема нашего урока (открываю тему на доске) Нахождение проверочных слов в группе однокоренных.

- Какую цель поставим перед собой. Научиться находить проверочные слова в ряду однокоренных. (открываю на доске).

- Вперёд к достижению цели! И мы поднимаемся на следующую ступеньку, которая называется «Решаем проблему».

III. Постановка проблемы.

Ф5- Один мой ученик записал две группы однокоренных слов.

-  Как вы считаете. Правильно он выполнил задание?

- Какое правило не знает ученик? Давайте исправим ошибки.  Докажите, что это,  однокоренные слова.

- Объясните  смысл слов, выделите корень. (гриб – это особый организм,  у него нет ни цветков, ни семян, что такое грибница? У этого слова 2 значения. Ф6  1)Вегетативное тело гриба, которое состоит из тонких переплетённых нитей. 2) грибная похлебка  глаз – это орган зрения. Мы должны заботься о своих глазах. Гимнастика для глаз.

- Поворачиваем глазки вправо, влево, вверх, вниз. А сейчас сжимаем и разжимаем.

 - Вы успешно  справились с  проблемой и доказали, что хорошо знаете  признаки однокоренных слов.

- А чтоб ошибок избежать,

будем вашу зоркость проверять. Ф-5

- Давайте понаблюдаем за буквами гласных звуков в корнях этих слов. Для этого поставим ударение. Почему в словах глаз и глазки гласный обозначен буквой, а в словах глазной и глазок нет.

- Какую букву напишем в этих словах? Почему? (в однокоренных словах корень пишется одинаково)

-Какие слова в этом ряду будут проверочными?

-Какую букву напишем в словах грибок и грибной? Почему?               (в однокоренных словах в корне  под ударением буква и). Значит,  какие слова будут проверочными в этом ряду?

- Сделаем вывод: Какие слова могут быть проверочными для безударной гласной в корне слова в ряду однокоренных?

-Проверочными  для безударной гласной в корне  слова могут быть однокоренные слова с ударной гласной в корне.

Значит что такое проверочные слова?

-Это однокоренные слова  с ударной гласной в корне.

-  Сколько может быть проверочных, однокоренных  слов?

- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.141

- Правильно мы сделали вывод? Проговорите это правило друг другу.

- А для чего нам нужно знать это правило и уметь находить проверочные слова?

- Мы открыли новый способ проверки безударной гласной в корне слова и поднимаемся на следующую ступеньку пирамиды «Наше открытие».

IV. Пробное действие.

- Настал момент  открыть наш чемодан?

-Я приглашаю к доске 5 человек.

- Прочитайте слова. Чем они необычны? Как их назвать одним словом?

-Перед вами  живой ряд  однокоренных слов.

- Ваша задача записать в тетрадь сначала проверочные слова, а затем проверяемые.

- А вам нужно разбиться на 2 группы.  В первую группу должны встать проверочные слова, а во вторую проверяемые. Обсуждаете вместе и перестраиваетесь.

- Проверяем. Как вы думаете, правильно слова разбились на группы?

Проверочные шаг вперёд. Проверяемые шаг назад. Кто точно так же записал в тетрадь. Всем аплодисменты.

-Какое правило помогло выполнить это задание?  (проверяемые слова – это слова с ударной гласной в слове, а проверяемые – с безударной гласной)

V. Применение новых  знаний.

- Чтобы выполнить следующее задание необходимо вспомнить буквы гласных звуков. Встаньте. Я буду называть  букву, вы будете её писать.

Физминутка

-Напишите букву А правой рукой,  букву О левым коленом, И правой ногой, букву Е левым локтем, букву Я носиком.

- Работаем в паре по карточкам. Вам нужно решить орфографическую задачу. Вставить пропущенные буквы и подобрать для них проверочные слова. 

- Вашим помощником будет вот этот алгоритм. -Ф-7, Ф8

- Проверяем правильность решения задачи по эталону. Оцениваем себя во втором столбике листа самооценки.

- Встаньте,  кто выполнил задание без ошибок. Аплодисменты. У кого возникло затруднение?

- Вы успешно справились с орфографической задачей. И мы с вами поднимаемся на следующую ступеньку пирамиды «Пробуем новый способ»

 Работа в группах

-Сейчас поработаем в группах четвёрками и проведём мини-исследование  предложений. Вам нужно расставить предложения по порядку, чтобы получился текст. Найти однокоренные слова. Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть проверочные слова. Какие правила работы в группе вы знаете? (дружно, активно, помогать друг другу) Ф9

- Вашим помощником будет алгоритм.

- Представляем результаты работы в группах.

- Расставьте предложения по порядку.  Прочитайте текст. Соотнесите данный текст с вашим  и оцените правильность его составления.

- Что интересного вы узнали о лисе из текста?

- Назовите однокоренные слова. Почему они однокоренные?

- Какие слова среди них будут проверочными? Почему?

- Что такое повадки? В словаре Ожегова дано такое определение  - это наклонности, привычки, хорошие манеры.

- Вы сегодня на уроке проявили хорошие манеры и показали свою воспитанность. Ребята всегда будьте  взаимовежливыми и доставляйте окружающим людям  только  радость.

- Оцените свою работу за проведение исследования в листах самооценки.

- Итак, вы применили новый способ проверки безударной гласной в корне слова и успешно провели исследование. И мы поднимаемся на вершину пирамиды «Я достиг».

VI. Рефлексия

- На какой вопрос нам нужно было найти ответ?

- Как вы, считаете,  ответили мы на него?

- А какую цель ставили? Достигли  её?

- Какую оценку вы поставите себе за урок?

- Поднимите руку,  кто научился находить проверочные слова и может научить своего одноклассника.

- Встаньте те,  кому всё понятно, но другому  объяснить не можете.

-  У кого остались вопросы?

- Дома расскажите это правило маме и папе. Устно сочините рассказ о весне и обязательно включите в него однокоренные слова.

- Я рада, что мы с вами покорили вершину пирамиды. А значит,  сделали ещё один шаг на пути изучения русского языка.

- Мне очень понравилось с вами работать. Огромное вам спасибо за работу. Вы замечательные, вы мне очень помогли. Я дарю  вам это солнышко, чтобы ваше настроение всегда было хорошим.

- Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Упражнение в проверке безударных гласных в корне слова".

Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта С. Есенина и его стихотворением «Береза».Задачи:Образовательные: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их провер...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

Урок русского языка с мониторингом УУД по теме "Правописание безударной гласной в корне слова "

Урок разработан по программе "Школа России" , включает мониторинг применения УУД....