Урок русского языка с мониторингом УУД по теме "Правописание безударной гласной в корне слова "
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Герок Любовь Викторовна

Урок разработан по программе "Школа России" , включает мониторинг применения УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герок Любовь Викторовна, учитель начальных классов СОШ №18 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: Правописание безударной гласной в корне слова.

Тип урока: обобщение

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся видеть орфограмму в слове
  • научатся проверять безударную гласную в корне
  • научатся аргументированно доказывать свое мнение

УУД:

  • сравнивать и обобщать информацию
  • актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств
  • учитывать правило в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи

Оборудование:

  • карточки со словами; карточки с текстом;
  • компьютер, рисунок ежика;
  • карточка со словарным словом; фразеологизмом , пословицей;
  • карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

 Как понимаете значение пословицы? 
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. 
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? 
(Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.«Мяч будет», – сказал товарищам Саша. 
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? 
(Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
 (Два способа. Мы можем изменить форму числа  так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово? 
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? 
(Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой? 
 (Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова).
 Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного  животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

6. Минутка чистописания.

– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать 
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

 (На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно) 
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова? 
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на,  гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.) 
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением. 
– Какие это буквы? 
(а,е, о,и)
– Запишем число и классная работа. 
– Пропишем гласные буквы а и е. 
(Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? 
(Изменение формы числа слова) 
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. /малаток/
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове молоток? Сколько звуков? Почему?
– Что такое молоток?
 (металлический или деревянный брусок, насаженный на рукоятку для забивания чего-либо.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Многозначность слова

–молотком называют предмет, своим видом напоминающий этот инструмент: отбойный молоток, есть рыба молот- ее голова тоже напоминает этот инструмент

-а еще «молоток» говорят про упорного человека, иначе «молодец»
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? 
(Многозначное)
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизм и пословица).

«уйти с молотка»- быть проданным с аукциона, потому что ударом молотка на аукционе сообщают, что вещь продана.

– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов)
– Прочитайте фразеологизм и объясните его смысл.

(аукцион – это такое мероприятие , где продают товары, ценные вещи, имущество путем соревнования, то есть приобретает товар тот, кто предложит большую цену)

«золото-  не золото не побывав под молотом»

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(золото ценится в изделии, когда к нему приложен труд, так и человек только трудясь, может стать по-настоящему ценным для общества).

Подбор однокоренных слов

–Запишите однокоренные слова к слову молоток: молоточек, молотить, молотит. 
– Докажите, что они однокоренные.
– Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Как пишется корень  в однокоренных словах? 
(Одинаково).

Итак. Еще одна ступенька на пути к мудрости преодолена.

10. Физкультминутка Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с компьютером

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный            в…дяной              с…ленный            з…болеть
зверский                подводный           засол                     боль
зверствовать         водный                  соль                      больно
зверь

Зв…нок                сн…говик              з…мовье             л…сок
звон                      снежный                зимний               лес
                              подснежник          зимушка              перелесок
                              снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем? 
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

– Прочитайте.

Около п…нька с…дят  л…сные  зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.  Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы? Пропущенные орфограммы выделить.
Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его. 
– Какую пользу приносят ежи?
 (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова? Всегда ли можно подобрать проверочное слово? (нет, есть непроверяемые написания – словарные слова)
– Ежик очень доволен вашей работой.

13. Рефлексия (итог урока)

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

– Какое у вас настроение в конце урока?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
– Благодарю вас за работу.

Мониторинг применения УУД.

Этапы урока

Формируемые универсальные 
учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Л

Эмоциональный настрой

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

П, К, Р, Л

 Работа  с алгоритмом (проверка безударной гласной).

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

П, К, Р, Л

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

 

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

П, К, Р, Л

Карта урока, презентация, Проектная деятельность, задания типа: «Где возникло затруднение? Какое? Почему? Что это?»

5. Реализация построенного проекта.

П, К, Р, Л

Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследовательская деятельность.
Проведение дидактических игр на классификацию и сравнение

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

 Применение энциклопедий, словарей, справочников,

 ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

П, К, Р, Л

Групповая, парная работа
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные
Личностные

Групповая, парная работа
взаимопомощь

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные
Личностные
Познавательные

Самооценка ( Использование оценочных листов). Самоанализ. (Что получилось? Или  не получилось? Почему? )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка для 2 класса по теме "Безударная гласная в корне слова"

Урок-закрепление. Выработка орфографического навыка написания безударной гласной в корне слова осуществляется на основе использования межпредметных связей. Обучающиеся получат возможность научиться по...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова". УМК школа России....

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Безударные гласные в корне слова"

Материал для урока русского языка в 3 классе по системе "Школа России"....

Урок русского языка во 2 классе ,,Ударные и безударные гласные в корне слова ,, ( система Занкова )

Урок получил высокую оценку экспертов и рекомендован  к тиражированию . Содержит презентацию ....

Урок русского языка во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова»

Урок русского языка во 2 классепо теме «Безударные гласные в корне слова» Цель.Знать: правила проверки безударных гласных в корне слова.Уметь: ...

Урок русского языка во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова»

Урок русского языка во 2 классепо теме «Безударные гласные в корне слова»  Цель.Знать: правила проверки безударных гласных в корне слова.Уметь: ...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...