Урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

 

        Содержание урока позволяет учащимся совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений, развивать мышление, внимание, речь учащихся , воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по русскому языку

4 класс

учителя начальных классов

Танаевой Ирины Викторовны

Персональный идентификатор: 208-884-618

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Елабужский муниципальный район   Республика Татарстан

Тема урока: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

 Задачи: 

- повторить типы склонений и правописание безударных падежных окончаний имён существительных,
- совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений,
- развивать мышление, внимание, речь учащихся
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

Ход урока:

1.Оргмомент.

- Проверю вашу готовность к работе:

   Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в родительном падеже.

   Учащиеся 2 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное в дательном падеже.

    Учащиеся 3 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное в предложном падеже.

Примеры словосочетаний: в берёзовой роще, начертить по линейке, прибежал с площадки.

- Я рада, что ошибок вы не допустили (если ошибки были – проанализировать).

- Кто заметил, к какому типу склонения относятся все существительные в словосочетаниях? Как это доказать?

2. Сообщение темы урока.

- Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (Повторим типы склонений и правописание безударных падежных окончаний имён существительных).

3. Актуализация знаний.

А) Давайте восстановим порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных:

1) Определяю склонение

2) Определяю падеж

3) По соотношению склонения и падежа определяю окончание

Б) На доске слова: из Казан., с ветк., о лошад., в Елабуг., по тарелк., на дорог., по площад., о счасть..

- Какие гласные напишем в окончаниях имён существительных и почему?

4. Закрепление.

А) Работа с текстом.

- Прочитайте текст:

   Береговушка и говорит: «Не привыкла я на чистом воздух_ спать, на голом песке, без подстилочк_!» И Голубь сказал Береговушк_ адрес Иволг_. Живёт Иволга в рощ_, на самой красивой берёз_. Высоко над землёй к ветк_ подвешена корзиночка. Смотрит Береговушка: на суку высокой ел_ выстроен дом. Сладко спалось Береговушк_ у себя на мягкой пастельк_ из травинок и перьев.

- Выпишите словосочетания, в которые входят имена существительные с безударными окончаниями. Обозначьте орфограмму. Тот, кто выполнит работу правильно и быстро, будет проверять у остальных.

Прверка: Выбранный учителем ученик называет словосочетания, которые выписал, остальные проверяют, определяя падежи.

5. Физминутка.

- У Ярослава было задание подготовить физминутку. Пожалуйста, Ярослав.

Ярослав: Если услышите существительное в Р.п. – приседайте, в Д.п. – наклон вперёд. В П.п.- хлопок в ладоши.

6. Работа по теме урока.

А) на доске группы слов:

Участвовать                          повесть-Р.п

Узнать                                    мать- Д.п.

Приезжать                             бумага – Р.п.

Вырезать                                картина – П.п.

Увидеть                                  праздник – П.п.

Возвратился                           роскошь – П.п.

Жить                                       дрожь – Р.п.

Волноваться                           поездка – Р.п.

Вырос                                      совесть – Д.п.

Поступил                                пустошь – П.п.

- Поставьте имена существительные в указанные падежные формы и составьте словосочетания глагол + существительное (Устно)

Б) – Прочитайте предложения:

Кислую клюкву вы найдёте на болот_.

За брусникой надо идти к ельник_.

Каждая ягодка лежит красной бусинк_.

Малину можно чаще увидеть на вырубк_ или в овраг_.

На низком кустик_ висит эта поздняя ягода.

Душистая земляника созревает на лесной опушк_ или на солнечном пригорк_.

- Ориентируясь на таблицу. Определите порядок их записи. Напишите, выделите окончания существительных.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

1.

1

2

2.

1

2

3.

1

1

4.

1

1

5.

1

1

6.

1

1

- Прочитайте получившийся текст. Какова тема этого текста? (У каждой ягоды свой адрес)

В) Работа по индивидуальным карточкам.

- Перед вами лист с разноуровневыми заданиями. Прочитайте внимательно. Выберите посильное и выполните его. На выполнение задания 3-4 минуты. Затем листочки сдайте мне на проверку.

Задание первого уровня сложности:

- Вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.

На лошад_, по алле_, около деревн_, к бабушк_, на обочин_, о мам_, о матер_, в музе_, на выставк_, в печк_, в печ_,

Задание второго уровня сложности:

- Подчеркнуть словосочетания, в которых существительное имеет окончание  -е. Составить 3-4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание –и.

Просит о помощ_, идти по дорог_, писать в тетрад_, оказаться на опушк_, идти к деревн_, петь от радост_, рисовать в альбом-.

Задание третьего уровня сложности:

- Е или – И в окончаниях существительных:

1) Рисовать в альбом_, в тетрад_, в тетрадк_;

2) стоять на опушк_, на дорог_, на площад_;

3) ехать к дочер_, к мам_, к бабушк_;
4) лежал на стол_, на полк_, на парт_;

5) направляться к рек_, к избушк_, к площад_;

6) край рощ_, дорог_, алле_;

7)запах полын_, сирен_, зелен_;

8) просить о помощ_, о поддержк_, о выдержк_,

7. Обобщающий контроль.

- Проведём обобщающий контроль. Я называю словосочетания, вы на своей дорожке штрихуете нужную клетку.

Е

И

По лесной чаще, по болотистой тундре, по жаркой пустыне, соревнование в скорости, в выносливости, увидеть в музее, требует наблюдательности, осторожности, использовали в древности, служили для передачи.

- Проверьте правильность выполнения по доске. Оцените свою работу. Кто справился на «5»? Молодцы!

8. Рефлексия.

-Поделимся впечатлениями о нашем уроке. Что, на ваш взгляд, удалось? Что не удалось, почему? Что учесть на будущее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Тренажёр по русскому языку "Безударные падежные окончания имён существительных"

Тренажёр по русскому языку "Безударные падежные окончания имён существительных"...

Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"

Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...