Мягкий знак после шипящих в разных частях речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Лучинская Светлана Михайловна

Учащиеся 4 класса (программа школа 2100) на данном уроке не только повторяют правило написания мягкого знака после шипящих на конце существительных, но и знакомятся с написанием мягкого знака в других частях речи ( у кратких прилагательных, у глаголов 2 лица ед. ч.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_myagkiy_znak_posle_shipyashchih.rar37.95 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ( ПРОГРАММА 2100)

ТЕМА: «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи»

Цели

Предметные:

- проверить уровень усвоения теоретического материала и

практических умений по правописанию мягкого знака после

шипящих у существительных ж.р.,  познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце кратких прилагательных, глаголов.

- сформировать умение  применять правила на практике.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий

регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму

 личностные: развивать умение  аргументировать свою точку зрения

познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов

 коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической   и диалогической формами речи.

Методы: беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач.

Этот урок должен помочь вам подняться еще на одну ступеньку школьной грамотности.

1.Разминка. Мотивация.

Прочитайте слова на доске: вещи, плащи, овощи, чижи.

- Чем они похожи? Что ещё общего в них?

- К какой части речи они относятся?

- В каком числе стоят? (Существительные множественного числа).

-Как вы думаете, какое задание можно предложить?

(- Образуйте от них имена существительные  в единственном числе).Запишите. Обозначить орфограмму. Доказать.

_ Какое слово можно выбрать лишним.  Почему?

(Вещь, плащ, овощ, чиж)

Вещь – ж.р., овощ – 2 слога, чиж- одуш. вопрос кто?, овощ - начин. на гласную, чиж – заканчивается на звук (ш).

2. Введение в новый материал. Создание проблемной ситуации.

Карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

а) Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь, тишина; ( диктовка)

Карточка – изменить слова в Р.П мн. ч.

б) тучи, задачи, дачи, каши, лужи, рощи.( диктовка)

Зашифровать слова : смерч, рожь, полночь, глушь. Запись в транскрипции.

 

Какой вывод сделаем?

Мягкий знак после шипящих пишется у имён существительных

 ж. р. кто? что?

Мягкий знак не пишется у имён существительных м. р.

Какую роль (функцию) выполняет мягкий знак в русском языке?

  1. Разделительный.
  2. Показатель мягкости.
  3. Грамматическую функцию.

3.Исследовательская деятельность. Работа в парах.

Вставьте, где нужно мягкий знак.  Обоснуйте своё решение.

Тёмная ноч... В лесу такая тиш..! Только изредка кричит сыч.., да шуршит мыш... Наш шалаш.. стоит на берегу ручья. . В полноч.. из-за туч.. вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещ... Чувствуеш.. дыхание природы? Нужно береч... этот хрупкий мир!

1 группа – разд. Ь – ручья

2 группа – показатель мягкости – только

3 группа – ж.р. с шипящими – ночь, тишь, мышь, полночь, вещь

4 группа – чувствуешь, беречь.

Проблема! - О чём пойдёт речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)

 4.Только ли Ь указывает на грамматическую функцию у имён сущ.?

Нет, ещё и у глаголов.                                   Краткие прилаг. (каков?)

 На – ишь, -ешь 2 лица, в н.ф. на чь

Запись в столбик.

Глаголы

-ишь, ешь, чь, ся

Смех, стрижка, крик, радость, служба, бег.

Игра : называю прилагательные, а вы кратко на вопрос (каков?) Запись.

Могучий – могуч, хороший …, дремучий …, кипучий …, горячий…, скрипучий …, свежий…, пахучий…

5.Первичное закрепление.

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

Запись предложений. Вставить ь, если нужно. Определить падеж, склонение у имён существительных. Разбор 1 предложения.

Возле дач…среди рощ…бьёт холодный ключ.. Пойдёш.. в лес и увидиш..ландыш.. Он свеж.. и пахуч... А ночью такая тиш..!

5.Практическая деятельность.

Определи, в каких случаях по правилам русского языка на конце имён существительных после шипящих необходимо писать мягкий знак:

 глукий грущ*

 рыклая шмоч*

 моздрая глош*

 тугая угрюж*

7. Итог.  Какое открытие вы сегодня сделали? Тест.

1. Мягкий знак в словах бежишь, молчишь, беречь, брошь:

а) разделительный;

б) выполняет грамматическую функцию;

в) показатель мягкости.

2.Разделительный Ь пишется:

а) между двумя согласными буквами;

б) между согласной и гласной буквой;

в) между двумя согласными звуками.

3.Мягкий знак у сущ. ж.р. 3 скл. Указывает:

а) на число;

б) на род.

4. Мягкий знак в  русском языке  выполняет:

а) 1 функцию,

б) 2 функции;

в) 3 функции.

5. Мягкий знак не пишется:

а) у сущ. ж.р. 3 скл.;

б) у кратких прилаг.;

в) у сущ. в Р.п. мн. ч.

г) у глаголов с шипящими на конце.

Д\З таблица, вклеить в памятку, подобрать пословицы, в которых встречается Ь, назвать его функцию.

Например: Поспешишь – людей насмешишь.

Рефлексия. Если ваша работа вам очень понравилась, то возьмите бабочку и прикрепите её над цветами, ближе к солнышку. А если вы  не совсем довольны и считаете, что могли бы работать лучше, то возьмите божью коровку и посадите её в травку под цветочками.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вставьте, где нужно мягкий знак. Обоснуйте свое решение.

Тёмная ноч... В лесу такая тиш..! Только изредка кричит сыч.., да шуршит мыш... Наш шалаш… стоит на берегу ручья. . В полноч… из-за туч… вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещ... Чувствуеш… дыхание природы? Нужно береч… этот хрупкий мир!


Сущ. ж.р.

      3 скл.











Краткие прилаг.


Мн. ч. сущ. в

         Р.п.


Глаголы 2 лица,

Глаголы в н.ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит  на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих"

Урок русского языка разработан по теме «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.В основе урока лежит технология личностно-ориентированного...

Мягкий знак после шипящих в различных частях речи

план- конспект по русскому языку на тему:"Мягкий знак после шипящих в различных частях речи" ...

Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные

Ссылка для скачивания: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/4_klass/mjagkij_znak_posle_shipjashhikh_na_konce_osnovy_v_slovakh_raznykh_chastej_rechi_sushhestvitelnye/383-1-0-81439Цели: Систематизи...

4 класс Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям, ученикам 4 класса....