Главные вкладки

    Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное. Слова, обозначающие цвета" 4 класс (Система Л.В. Занкова)
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Екатерина Михайловна Ильина

    урок русского языка по системе Л. В. Занкова , автор учебника - Н.В. Нечаева  "Имя прилагательное. Слова ,обозначающие цвета"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    4 класс. Русский язык .

    Автор учебника:Нечаева Н.В.

    Тема урока:        Слова, называющие цвета.

    Согласование прилагательного  с существительным.

    Цель: закрепить знания учащихся об имени прилагательном.

    1. Закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном;
    2. повторить алфавит, разбор предложения;
    3. способствовать формированию грамотного письма.
    4. Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение, орфографическую зоркость.
    5. Совершенствовать умения в работе со словарем.
    6. Воспитывать уважительное отношение друг к друг, умение слушать, работать в группе.

     Презентация.

    Ноябрь – 2009г.

    1.Организационный момент. (звучит музыка- пролог)

    Цель: проверить готовность к  уроку, организовать и настроить на занятие.

    Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, прислушиваешься, и тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голос, то все они разговаривают. И твои карандаши, правда?

    Слышишь , говорит красный:

    - Я –мак, я – огонь, я - рябина!

    Вслед за ним откликается оранжевый:

     - Я – морковь, я – апельсин, я – заря!

    Желтый тоже не молчит:

    - Я – пух утенка, я – пшеница, я – солнце!

    И зеленый шелестит:

     - Я – трава, я – сады, я – леса!

    И синий не отстаёт:

    - Я – колокольчик, я – чернила, я – море!

    И фиолетовый шепчет:

     - Я – слива, я -  сирень в цвету, я – сумерки.

    Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают цветные карандаши:…

     - Глядите! – говорит красный – Радуга – это я!

     - И я! – добавляет оранжевый.

    - И я! – улыбается жёлтый.

    - И я! – ликует зеленый.

    - И я! – восклицает голубой.

    - И я! – веселится синий.

    - И я! – смеется фиолетовый.

    И все рады: в радуге над горизонтом -  и маки, и апельсины, и трава, и небо, и море, и сирень.

    ( По М. Стоян)

    - Посмотрите на небо над лугом: ведь там радуга! Как это красиво!. Разноцветная

    дуга напоминает арку в сказочную страну.

    2. Актуализация знаний.

    Цель: совершенствовать умение определять орфограмму в слове, выполнять

    разбор  предложения по частям речи и членам предложения.

     - Ребята, как вы думаете, а какую сказочную страну напоминает радуга?

    ( страна цветных красок)

     - О каких же словах мы сегодня будем говорить?

    (слова называющие цвета)

     - А кто из вас желает узнать секрет радуги? Тогда надо выполнить несколько

    заданий?

    1. Работа над предложением.

    А)Орфографическая работа.

    - Прочитайте.

     - Что  прочитали? Докажите.

    ( выражает законченную мысль, слова связаны по смыслу, заглавная буква, точка в конце…)

    Кажд…  …хотник  ж…ла…т  знать,

    где  с…дит  ф…зан.

    - Запишите в тетради.

    - Обозначьте орфограммы, выбрав нужную букву.

    (самостоятельная работа учащихся)

    - Проверим.   Что заметили?

    ( слова с непроверяемыми написаниями:

    Каждый : ый окончание, м.р. ,ед.ч;                определит местоим.

    Охотник: непров. гласная о в корне охот, безуд.гл. и в суффиксе;

    Желает: непров.гл е  В корне жел..;

    Сидит : провер.гл и проверочное слово сидя;

    Фазан ?)

     - А может  у кого - то возник вопрос, сомнение?

     - Значение какого слова из предложения вам хотелось бы  узнать подробнее?

    (фазан) (или А кто такой фазан?)

    -Где можно найти информацию  о данном слове? ( в словаре …)

    - В толковом словаре С.И. Ожегова :

    Фазан – а,м. Крупная птица отряда куриных с ярким оперением

     у самцов // Прил. фазаний, -ья, - ье и фазановый, - ая – ое.

    - Послушайте небольшое сообщение об этой птице:

    Фазан – это птица.

    Самый большой королевский фазан достигает в длину двух метров. Он водится в Китае.

    Птица отличается гордой осанкой и очень красивым оперением. Тем не менее, фазан безнадёжно глуп и труслив. Чуть ли не до обморока его доводит пробежавшая мышь.

    На подъём воды в реке смотреть будет до тех пор , пока его смоет с берега. При виде опасности убегает от гнезда или не может сдвинуться с места. Так он и становиться легкой добычей.

    - Спасибо ребята.

    - А какое задание вы предлагаете выполнить по данному предложению?

    Б) Разбор предложения.

    (Разбор по частям речи и членам предложения)

    ( отвечает ученик)

    ( по цели высказывания это предложение повествовательное,

    по эмоциональной окраске невосклицательное,

    по наличию второстепенных членов распространенное,

    сложное, так как две грамматич. основы

     Кто? Охотник… что делает?...

    Устанавливаю связь слов … задаю вопрос о подлежащего…

    Каждый –это определит местоимение

    Где – союзное слово,

    Желает знать – составное глагольное сказуемое…)

    В) - А в чем же кроется секрет предложения?

    Как это предложение связано с радугой?

                       - Это фраза-шутка, которая помогает быстро и в правильном порядке запомнить цвета радуги.

    Обратите внимание на первые буквы каждого слова и посмотрите на радугу.

    Каждый – красный                                 где – голубой

    Охотник – оранжевый                           сидит – синий

    Желает – желтый                                     фазан – фиолетовый

    Знать – зеленый

    ( эти слова дети прикрепляют на радугу и  слова появляются на слайде)

    2. Выявление грамматических и морфологических признаков прилагательного.

    Цель: систематизировать знания учащихся о грамматических и морфологических признаках прилагательного.

    - Что можете сказать о данных словах?

    (обозначают цвет)

    - Докажите, что это прилагательные.

    (все прилагательные, м.р., ед.ч., какой?)

    - Давайте дополним наши знания об имени прилагательном.

     ( составляется схема…)

                            Имя прилагательное

                              Часть речи

                          Признак предмета

                   Какой? Какая? Какое?  Какие?

     МН.Ч.                                         ЕД.Ч

                                                   М.  р .               Ж.р.                 СР. р

    Нач. ф.: Им. п., ед.ч, м.р.

    Прил. + сущ.

    Определение.

    3. Итог:  - Обобщим все , что вы сейчас назвали.

    Проговорите еще раз по записям на доске или, глядя на экран.

    (учащиеся проговаривают по плану…)

     - Где могут пригодиться данные знания? ( при работе с текстом…)

    Физкультминутка:

     Я  буду показывать слово и иллюстрацию предмета,

    если прилагательное согласуется с существительным,

    то вы поднимаете руки над головой и хлопаете в ладоши.

    Если же вы не согласны с предлагаемым согласованием ,

     то руки прячете за спину.

    При необходимости попрошу вас дать объяснение

    (Проговариваю только существительные)

                                 Желтый лимон,              черный ягода,

                              голубой бабочка,                оранжевый апельсин

                            синий зонт,                          зеленый яблоко,

                          коричневый шоколад,           красный клубника,

                                                   фиолетовый виноград

     - Ребята, так почему в одних случаях вы хлопали , а в других нет?

     (Не было согласования прилагательного и сущ.)

    - А кто догадается, какова же тема нашего урока?

    3. Сообщение темы урока.

    Тема урока:       Слова, называющие цвета.

                         Согласование прилагательного с существительным .                                                            

    Определите задачи урока:

    Закрепить…

    Повторить…:

    Совершенствовать умения в…

    4. Работа по учебнику.

    Цель: совершенствовать умения в записи слов по алфавиту.

    А) №173  - Прочитайте  задание про себя.

     - Прочитайте вслух только первый вопрос.

    (Все ли цвета радуги названы…)

    ( Нет, не все, в радуге 7 цветов, нет черного, коричневого..)

     - Прочитайте  1 –ое  предложение –задание из второго абзаца.

    Б) Самостоятельная работа

    Цель: проверить знание алфавита.

     - Запишите слова из рубрики «Запомни» в алфавитном порядке.

     ( один ученик работает на закрытой доске)

    В) Проверка.

    - Прочитай, назови орфограмму.

    (читает, называет орфограмму, выделяет корень)

     - Почему слово ГОЛУБОЙ записали первым?

     ( буква Г по алфавиту идет раньше)

    - Определите признак, по которому эти слова можно распределить

     в две группы.

    -Что можете сказать о словах? (желтый ,черный – гласная ударная

    Слышим О, пишем Ё; остальные слова с непроверяемой гласной…)

     Г) Итог:- Что вам помогло выполнить данное задание?

    (знание алфавита)

    - В каких случаях ещё необходимо знать алфавит?

    ( при  работе со словарем)

    5. Работа со словарями.

    Цель: совершенствовать умение ориентироваться в словаре,

    словарной статье при определении лексического значения слова.

     - Вы сейчас сказали, что данные слова прилагательные,

                                                                  называют цвета,

                                                              выяснили орфограммы.

    - А то ещё вам хотелось бы узнать об этих словах?

    (их значение, как появились…)

    - А какие у вас есть предположения о происхождении данных слов?

    - Где можно найти информацию о словах?

    ( в словарях)

     - Назовём словари, с которыми мы работали:        

    ( экран.)

     1 задание: Работа по инструкции:

    на карточках записаны слова , которые необходимо

    найти  в словаре .

    Прочитайте инструкцию и работайте.

    1 группа: Словарь русского языка часть1: желтый, голубой.

    2 группа: Историко-этимол.: оранжевый, голубой (ксерокопия)

    3 группа: Словарь С.И.Ожегова: коричневый, фиолетовый.

    4 группа: Словарь В.И. Даля: лиловый, черный.

    Инструкция: 1) найдите слово в словаре,

                                2) прочитайте в группе, чтобы каждый видел

                                 словарную статью,

                               3) решите ,кто прочитает вслух

                                 ( громко, чётко, без ошибок),

                                4) назовите с каким словарем вы работали ,

                                   зачитайте информацию.

    2 задание: Отчёт групп.

    - ГОЛУБОЙ

     ЖЕЛТЫЙ,

    КОРИЧНЕВЫЙ,

    ЛИЛОВЫЙ                        ( легенда),

    ОРАНЖЕВЫЙ,

    ФИОЛЕТОВЫЙ,
    ЧЕРНЫЙ.

    ИТОГ: Работая со словарём, какой вывод для себя сделали?

    6. Работа с текстом.

    Цель: совершенствовать умение в работе с деформированным текстом,

    закреплять умение в согласовании прилагательного и  существительного.

    1. – Прочитайте. В чем особенность текста?

    ( обратите внимание на части речи)

    На одной планете жили человечки. Над ними светило солнышко. По небу плыли облака. В саду цвели цветы. Домики у человечков были с крышами. Возле домика гуляла собачка. Собачки на планете были вместо кур, потому что домики охраняли дракончики и фазанчики.

    - Что бы вы хотели изменить?

    ( добавить прилагательные)

    2) -  Прочитайте второй текст, с прилагательными.

    На одной планете жили маленькие грустный человечки. Над ними светило синий солнышко. По небу плыли страшная облака. В саду цвели серый цветы. Домики у человечков были с чёрной крышами. Возле каждого домика гуляла чёрный собачка. Собачки на Серой планете были вместо кур, потому что домики охраняли чёрная дракончики и синий фазанчики. Они бегали по двору и рычали.

    - Что теперь можете сказать?

    - Почему же дракончики и фазанчики рычали?

    - Что предлагаете изменить?

    3)Самостоятельная работа .

    -Подставьте прилагательные, называющие цвета.

    -Докажите написание окончаний прилагательных.

    На одной планете жили маленькие в..сё… человечки. Над ними

    светило .ёл… солнышко. По небу плыли .олу… облака. В саду цвели .ило… цветы. Домики у человечков были с .иол..ов… крышами. Возле каждого домика гуляла .ори..ев.. собачка. Собачки на О….ев.. планете были вместо кур, потому что домики охраняли .ире.е… дракончики и р.зноцве…. фазанчики. Они бегали по двору и … …  .

    В группах сравните  и помогите друг другу.

    4) Проверка. Объясните написание окончаний прилагательных.

    На одной планете жили маленькие весёлые человечки. Над ними светило жёлтое солнышко. По небу плыли голубые облака. В саду цвели  лиловые цветы. Домики у человечков были с фиолетовыми крышами. Возле каждого домика гуляла коричневая собачка. Собачки на Оранжевой планете были вместо кур, потому что домики охраняли сиреневые дракончики и разноцветные фазанчики. Они бегали по двору и … …  .

    7.Подведение итога урока:

    Как объясните родителям

                         Над какой темой  трудились?

    8. Домашнее задание:

    Предлагаю его вам на выбор:

    1)доделать по заданию №173

    ( просклонять прилагательные и пронаблюдать за изменением окончаний)

    2) № 170 – выписать из справочника слова, называющие цвета, придумать задания с ними для одноклассников.

    3) придумать и записать продолжение сказки…

     9. Тест:

    10. Рефлексия: Продолжите фразу:

                                  Сегодня на уроке

                                 - научился…

                                 - было интересно…

                                 - было трудно…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Краткая форма", 4 класс.

    Идеей урока по теме «Имя прилагательное. Краткая форма» является знакомство с образованием краткой формы качественных  прилагательных. В связи с этим поставлена триединая цель:  ...

    Урок русского языка на тему "Строим из слов предложения". 2 класс, УМК "РИТМ"

    Конспект урока русского языка по теме "Строим из слов предложения". Первый урок в разделе "Предложение". УМК "РИТМ". Урок в соответствии с ФГОС. Цель, задачи. Деятельность учителя и обучающихся....

    Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»

    Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова. Развивать мышление,память, речь учащихся.Прививать интерес к предмету,воспитывать культуру общения....

    Разработка урока русского языка по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов

    Проблемный урок по русскому языку по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" во 2 класса...

    Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса

    Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова.  На уроке используется презентация, за...

    Интегрированный урок русского языка и технологии "О чём шепчут снежинки?" 2 класс. Система Л.В.Занкова

    Данная презентация поможет учителю провести работу по подготовке к обучающему сочинению "О чём шепчут снежинки?", научить детей вырезать снежинки разных форм из бумаги, организовать работу детей по гр...

    Конспект урока русского языка по теме: Роль прилагательных в предложении 3 класс

    Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 3аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цели урока: познакомить детей с ролью прилагательных в тексте; дать представление о тексте-описании.П...