Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Абатурова Татьяна Викторовна

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова.  На уроке используется презентация, задания на развитие аналитических способностей детей, задания разного уровня сложности на выбор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abaturova_t.rar118.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Абатурова Татьяна Викторовна,        

                         учитель начальных классов МАОУ «СОШ №2»                                                                             г.Чернушка  Пермского края

Русский язык (3 класс; учебник Т.Г.Рамзаевой)

Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цель: знакомство с частями слова.

Задачи: уточнить представление учащихся о признаках родственных слов;

              развивать умение определять в слове корень;

              расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация «Корень. Однокоренные слова.»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

      2.   Минутка чистописания.

             Обедал, обе . , обеденный, б . да (1 слайд)

 - Прочитайте слова. Что их объединяет? (Ударение падает на второй слог.)

 - Какие буквы пропущены? Объясните правописание.

 - Определите букву для минутки чистописания. Здесь она обозначает глухой согласный звук. («Д»)

      3.    Сообщение темы.

- В какой части слова находятся ошибкоопасные места? (В корне)

- Выделите корень в словах на доске. Какое слово лишнее? Почему? (Не однокоренное слово: беда)

- Запишите в тетрадь только однокоренные слова. Выделите корень. (Проверка – 2 слайд)

- Назовите тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)

- Поставьте цель. (Учиться подбирать однокоренные слова; учиться находить корень; повторить знания о корне.  3 слайд)

- Для чего нам это нужно знать и уметь? (Для грамотного письма.)

       4.    Новый материал.

4 слайд: горняк, рыба, горе, рыбный, гора, рыбешка, горка, горный.

- Прочитайте слова. Какое из слов не понятно? (Горняк – работник горной промышленности.)

- Распределите слова в две группы. (Выбор слов на доске)

- По какому признаку распределили слова? (Общее значение и корень.)

- Какое слово лишнее? Объясните ответ. (5 слайд)

- Как найти корень в слове? ( Подобрать однокоренные слова, выделить общую часть.)

- Что такое корень? (6 слайд)

Физминутка: - Я буду называть слова. Если услышите слово с корнем «лес» - потягиваетесь, если с корнем «сад» - приседаете. ( сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок)

Задание (7 слайд)

- Выберите в первом столбике и назовите слова с безударной гласной в корне. Какие слова будут проверочными?

Задание по выбору (8 слайд)

- По моему сигналу вам нужно будет записать слова первого столбика по памяти или продолжить ряд однокоренных слов второго столбика с корнем «рыб». Итак, запоминаем слова, думаем. Начали работу.

Проверка (9 слайд); самооценка.

          5.    Закрепление.

- Сейчас внимательно прочитайте задания на карточке №1. Что требуется в каждом задании? Выберите работу по своим силам и выполните ее.

Дифференцированное задание по карточкам №1.

1 уровень: В каждой строке найди однокоренные слова, выпиши их в тетрадь. Выдели корень.

1) учить, школьник, ученик

2) свобода, свободный, победить, освободить

3) сила, силач, спортсмен, сильный

4) лень, ленивый, лентяй, бездельничать

5) добрый, чуткий, доброта

2 уровень: Определи закономерность в записи слов первой строки. По этой закономерности запиши слова остальных строк. Выдели корень.

1) танк – танкист – танковый

2)  ?      - барабанщик – барабанный

3)  ?      -         ?            - грибной

4)  ?      -         ?            - садовый

Проверка по слайдам 10 и 11.

Творческое задание (карточка №2)

- Вместо точек в словах подберите правильно и вставьте корень слов, чтобы получились ряды однокоренных слов.

1. под… ник, …яной, …ичка

2. …ник, …очек, …ной

3. …овать, …ний, …ушка

(справка: лес, зим, вод )

Проверка по слайду 12.

           6.    Итог.

- Что такое корень?

- Почему важно уметь правильно находить корень в словах?

- С правописанием корня мы познакомимся на следующем уроке русского языка.

- Всех ли целей мы достигли? (по слайду 3)

Рефлексия  (по слайдам 13 и 14)

            7.    Домашнее задание по выбору: упр. 120 и написать ряд однокоренных слов с корнем «мороз»или упр.124, выучить правило.

Список используемой литературы:

  1. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку. Комплекты к учебникам Рамзаевой Т.Г., Поляковой А.В. – М. :«ВАКО»,2005.
  2.  Рамзаева Т.Г.  Русский язык . Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: «Дрофа», 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/

Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...

урок русского языка правописание безударных гласных 2 класс Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4

Конспект урока с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Предмет: русский язык, урок-путешествие.Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.Учитель...

Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»

    Технологическая карта урока. Урок русского языка.    Тема  «Личные местоимения»   3 класс  УМК «Школа России»...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...