Cостав слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кузьмина Ирина Яковлевна

Урок  русского  языка  в  3  классе. Программа  школа России. Урок  обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyk1.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка,

учителя начальных классов   МОУ  Большекошинской  сош

  Кузьминой  Ирины  Яковлевны

Тема : Состав слова.

3 класс

Тип урока : обобщение

Вид урока: комбинированный

Методы и технологии: ИКТ.

Цель урока: Обобщить знания о значимых частях слова и способах словообразования. Развивать интерес к языку используя занимательные задания.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (листья с надписями, два ствола деревьев).

Ход урока

  1. Организационный момент:

  С добрым утром начат день,        

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

  Начинаем урок русского языка!

Урок – путешествие по Океану Знаний.

Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь
 И тихонечко садитесь.

II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач:      схема

- Определите тему урока. (Состав  слова)

Это новая для нас тема?   ( Нет)

Рефлексия: определите на какой ступеньке вы находитесь по знанию состава слова.

-  Исходя  из  этого , какие  задачи себе поставим? (научиться  хорошо  разбирать  слова  по  составу,  определять  корень, окончание,  суффикс,  приставку)

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях  слова (морфемах), потренируемся в выполнении разбора по составу.

  1. Проверка  дом. задания .

Прежде  чем  мы  отправимся  в  путешествие  проверим  как  вы  подготовили домашнее  задание.(  Упр. 131 . стр. 143.)

  1. Актуализация опорных знаний:

1.Чистописание:

-Давайте определимся на чем мы будем путешествовать по океану Знаний?(Кораблик)

 - Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в грамматическое царство, орфографическое государство – страну МОРФЕМИКУ.

Запишите в судовой журнал дату нашего путешествия.

Составьте из букв слово –ф  л  а  г .На поверхности океана поднялись волны. Плавать небезопасно. Но мы в тетради будем писать буквы ровненько, правильно, красиво и поверхность океана тоже будет спокойной и тихой. На минутке  чистописания вспомним написание буквы, которая в слове  Ф Л А Г обозначает согласный, глухой, твёрдый звук. (Закрепляем  написание  буквы  Ф)  

Чтобы наш кораблик поплыл, давайте подберем ему однокоренные слова (корабль, корабельный, корабел – специалист по кораблям, по их строительству, корабельщик). Докажите, что они однокоренные.

2. Словарная работа: закройте глаза. Представьте, что мы плывем по океану. Смотрите – бутылка, в ней записка. Прочтем её.

Помогите! Наше островное государство захватили пираты. Они всё разрушают на наших островах! о..е..ы.

Кто послал эту записку о помощи узнаем, отгадав кроссворд.

Ребус                                                                           мороз

Крупный населенный пункт                                       город

Край земли у водной поверхности                              берег

Наследственное семейное наименование  человека, прибавляемое к личному имени, переходящее от отца к детям                     фамилия

Однокоренное слово слову пообедать                      обед                                                                                                                                  

Прием пищи в середине дня

Сидит девица в темнице, а коса на улице              морковь

Всегда во рту, а не проглотишь                                 язык

Кто попал в беду?(  Морфемы)

 Что такое морфемы? (Части  слова)

 Вы их знаете?  (ДА)

 Какое будет ваше решение?(ПОМОЖЕМ)

Итак, отправляемся в островное государство, на помощь морфемам

 

IV. Закрепление о частях речи.

1. Освободительную миссию начнем с главного острова. КОРЕНЬ
Что такое корень? Ещё недавно это был красивый зелёный остров, но пираты разрушили все, срубили деревья. Давайте восстановим зеленые деревца.

Записать слова, выделить корень, припишите ещё слова.

2. Пираты поняли, что вы решительно настроены помочь морфемам и укрылись на соседнем острове.

И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно,
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
   Окончание

На какой остров мы попали? Что такое окончание? Подтвердите это

Посмотрите, что наделали здесь пираты! - Прочтите, что написано на доске. Это предложение. Почему? (Слова не на своих местах и не связаны друг с другом по смыслу)

В, хорошо, а, лучше, дом, гости.

Все понятно? Почему? Сможем помочь окончаниям?

А что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

- Для чего служит окончание в предложении? (Для связи слов в словосочетании, предложении)

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Переставить слова, изменить окончания.) (Дети высказывают свои варианты)

- Что у нас получилось? (Пословица) В  гостях  хорошо,  а  дома  лучше.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Как бы хорошо ни было в гостях, дома всегда лучше: ведь это твой дом, здесь всё твоё, всё родное.)

- Перепешите пословицу и выделите окончания.

3.. Убрались пираты и этого острова. А мы подплываем к следующему острову.

После корня он стоит,

Перед окончанием,

Его если заменить,

Другое слово можно получить.

Обозначают  уголком,

Называют -   суффиксом.

Работа в группах «Восстанови слова»

Первая составляет слова    с                     -ушк-

Вторая                                                         - к -

Третья                                                            - ок –

4. Осталось нам оказать помощь жителям последнего острова этого государства                          слайд

 УПР. 126 стр. 141.

Работа в парах:  проверьте  друг  друга.

Острова освобождены. Морфемы благодарят вас и хотят снами дружить. Вы согласны? Давайте покажем, как мы умеем дружить

VI. Проверка знаний умений и навыков.

  1. Тест

1) Часть слова без окончания называется

 Е  - корень

 У - основа

2) Чтобы  найти корень надо

Л - изменить форму слова

М - подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это

Н - изменяемая часть слова

П - неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И - для образования новых слов

Ы - для образования формы слова

5) Приставка стоит

Х - после корня

К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс

И - образуют основу слова

Я - не образуют основу слова

Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?

Если у вас получилось слово УМНИКИ ,  значит тест выполнили верно.

Тест.

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

М) да;

Т) нет.

5. Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Какое слово у вас получилось? (Знатоки)

Можете ли вы себя назвать знатоками после сегодняшнего урока?

VII. Итог урока: Какие цели ставили? Достигли их?

Рефлексия: определите на какой ступеньке теперь вы находитесь по знанию состава слова.

Выставление и комментирование оценок

VIII. домашнее задание: упр. 124,125.