Система работы над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Ольга Анатольевна Лимонова

 

           Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой и труднопроверяемой буквы и для развития важнейших качеств личности: речи, внимания, памяти, логического мышления.

           Необходимым условием для достижения цели является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ И ТРУДНОПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

           Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой и труднопроверяемой буквы и для развития важнейших качеств личности: речи, внимания, памяти, логического мышления.

           Необходимым условием для достижения цели является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок.

          Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых слов в начальной школе невозможно без ответа на ряд вопросов:

  1. Сколько новых слов для изучения на одном уроке можно предлагать учащимся?
  2. Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках, чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?
  3. Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения напроверяемых написаний? Как организовать обучение с учетом этих особенностей?
  4. Как отбирать приемы изучения непроверяемых написаний? Какой должна быть последовательность применения этих приемов?

Орфографические различия дают основание разделить все слова, включенные в программные списки для запоминания, на три группы.

  1. СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

ДВОЙНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

ВОРОНА

ВОКЗАЛ

ЛЕСТНИЦА

КЛАСС

  1. СЛОВА, ПОДЧИНЯЮЩИЕСЯ ПРАВИЛАМ, ИЗУЧАЕМЫМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ В КОРНЕ  (РАСТЕНИЕ);

     СЛОЖНЫЕ СЛОВА С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ГЛАСНЫМИ (САМОЛЕТ);

     ГЛАСНЫЕ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ (ЧЕРНЫЙ, ШОФЕР);

    ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ (СВЕРХУ, НАПРАВО)

  1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ СЛОВА, ПОДБОР ПРОВЕРОЧНЫХ К КОТОРЫМ ЗАТРУДНИТЕЛЕН ДЛЯ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ (ПРАЗДНИК)

    Знакомя ребят со словами из 2-й и 3-й групп, я не скрываю, что с правилами их правописания и проверки они познакомятся чуть позже, а пока их нужно запомнить.

При орфографическом разборе буквы, которые нужно запомнить, мы называем контрольными. Комментируя слова, ребята проговаривают так: в слове дежурный контрольная буква безударная е в 1-м слоге.

       Итак, слова из всех трех групп учащиеся усваивают при помощи запоминания. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся, с опорой на наиболее развитой ее тип.

       Я предлагаю следующие приемы запоминания:

  1. ПРОГОВОРИТЬ СЛОВО ВСЛУХ НЕГРОМКО ПО СЛОГАМ

               (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С МОТОРНОЙ ПАМЯТЬЮ)

  1. МОЛЧА ПОСМОТРЕТЬ НА СЛОВО, ПРОЧИТАТЬ ПРО СЕБЯ ПО СЛОГАМ, ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА, ЧТОБЫ ПРЕДСТАВИТЬ СЛОВО НАПИСАННЫМ, ОТКРЫТЬ ГЛАЗА И ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ)
  2. ПРОГОВОРИТЬ СЛОВО ПО СЛОГАМ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ ИЛИ ПОСЛУШАТЬ, КАК ЕГО ПРОГОВАРИВАЕТ СОСЕД (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО СЛУХОВОЙ ПАМЯТЬЮ)

       Наиболее эффективным для класса в целом является 1-й способ запоминания, т.к. фактически он предполагает сочетание трех факторов: зрения (ребенок смотрит на слово), моторики (слово проговаривается) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).

        С точки зрения разграничения по доминирующей направленности на запоминание правописания слов и на развитие речи учащихся все приемы усвоения можно условно разделить на три группы:

        1. ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАПОМИНАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГООБЛИКА СЛОВ (ГРУППИРОВКА ПО ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ, УСТАНОВКА СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В НАПИСАНИИ СЛОВ И ДР.)  В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – НАПИСАНИЕ СЛОВА.

       2.    ПРИЕМЫ,НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ (ПОДБОР СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ, СОСТАВЛЕНИЕСЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ И ДР.) В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ –  ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.

     3.     ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ И НА ЗАПОМИНАНИЕ НАПИСАНИЯ, И НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ (ПОДБОР ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ, РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДОВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ СПРАВКИ И ДР.)

          Специфику приемов необходимо учитывать при определении последовательности изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Целесообразно выделить следующие этапы системы:

     I  Первичное восприятие группы слов.

ЦЕЛЬ:

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ОБЛИКА СЛОВ, МАКСИМАЛЬНО ИСКЛЮЧАЮЩАЯ ИХ НЕВЕРНОЕ НАПИСАНИЕ

     II  Закрепление правописания группы слов.

ЦЕЛЬ:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ НАПИСАНИЯ И АКТИВНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ

      По мнению психологов, объем кратковременной памяти человека колеблется вокруг числа 7+2 . Поэтому оптимальным количеством слов для первичного восприятия я считаю нижнюю границу – число 5. И все слова из программных списков разбила на группы по 4-6 слов.

                                                  2 класс

Птицы: воробей, ворона, сорока, петух.

Звери: заяц, лисица, медведь, корова, собака.

Растения: арбуз, береза, горох, капуста, морковь, осина.

Люди: девочка, мальчик, ребята, ученик, учитель, дежурный.

Адрес: город, деревня, Москва, Россия, Родина.

Одежда и обувь: одежда, валенки, пальто, платок, сапоги, коньки.

Школьные вещи: класс, карандаш, пенал, тетрадь, мебель, русский язык.

Посуда, продукты: посуда, сахар, молоко, стакан, тарелка.

Работа: завод, машина, лопата, работа, хорошо.

Погода: ветер, облако, мороз, погода.

     Чтобы перевести информацию из кратковременной памяти в долговременную, необходимо обеспечить, во-первых, не менее 4-х повторных восприятий в течение 1-2 недель, во-вторых, включать изучаемые слова в новые языковые и речевые отношения.

       Исходя из вышесказанного, словарно – орфографическую работу я строю следующим образом.

      Начинается работа с мобилизующего этапа. С помощью специальных заданий, развивающих важнейшие интеллектуальные качества (речь, внимание, память, логическое мышление), учащиеся определяют слово, с которым им предстоит познакомиться:

       НОВОЕ СЛОВО СПРЯТАЛОСЬ В ЦЕПОЧКЕ БУКВ, ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ ЕГО:

     Т М К Х Е Д Ш В Ч П Е С Д Ф Ц Ь

    (если убрать все буквы, обозначающие глухие согласные звуки, из оставшихся букв получится слово МЕДВЕДЬ)

КТО ТАКОЙ МЕДВЕДЬ? ГДЕ ОН ЖИВЕТ? ЧЕМ ПИТАЕТСЯ? КАКОГО РАЗМЕРА?

    (дети с помощью наводящих вопросов формулируют лексическое значение слова, затем уточняют по толковому словарю)

     ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВО НА ТАБЛИЧКЕ, ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ. КАКИЕ ЗВУКИ И БУКВЫ НЕ СОВПАДАЮТ? КАК ПРОВЕРИТЬ НАПИСАНИЕ Д НА КОНЦЕ СЛОВА? МОЖНО ЛИ ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ Е В ПЕРВОМ СЛОГЕ?

     ИТАК, В СЛОВЕ МЕДВЕДЬ УДАРЕНИЕ ПАДАЕТ НА 2-Й СЛОГ, КОНТРОЛЬНАЯ БУКВА БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ Е В ПЕРВОМ СЛОГЕ.  ЕЕ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ.

А поможет вам запоминалка:

          МЕДВЕДЬ

     Я МЕД ВЕДАЮ!

Выполним фонетический разбор слова.

На следующем уроке детям предлагается:

ЗАПИШИТЕ СЛОВО МЕДВЕДЬ, ОБОЗНАЧЬТЕ УДАРЕНИЕ И КОНТРОЛЬНУЮ БУКВУ, ВСПОМНИТЕ ЗАПОМИНАЛКУ.

     СОСТАВЬТЕ И ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ЭТИМ СЛОВОМ, НАЙДИТЕ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ

                 .      .   .        .  .           .

                Л З И С А И Ц Я Ц А

                    .           .           .   .

      (соединив буквы, над которыми стоят точки, получим слово лисица, соединив буквы, под которыми стоят точки, получим слово заяц).

      На 3-м уроке:

      ЗАПИШИТЕ СЛОВА ЛИСИЦА,  МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, ОБОЗНАЧЬТЕ УДАРЕНИЕ И КОНТРОЛЬНУЮ БУКВУ, ВСПОМНИТЕ ЗАПОМИНАЛКУ.

ДОБАВЬТЕ К НИМ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА – ПРИЗНАКИ

    ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ

     РАСШИФРУЙТЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ЧИСЕЛ

        1  2  3 4  5  6 7  8  9                        315179   (КОРОВА)

       О Б К У Р С В Н А                       612939  (СОБАКА)

   На 4-м уроке начинается закрепление правописания группы слов:

СПИШИТЕ СЛОВА, ВЫДЕЛИТЕ КОНТРОЛЬНЫЕ БУКВЫ.

     НА КАКИЕ ГРУППЫ МОЖНО ИХ РАЗДЕЛИТЬ?

          МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, КОРОВА, ЛИСИЦА, СОБАКА.

     СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВОМ, В КОТОРОМ УДАРЕНИЕ ПАДАЕТ НА А ВО ВТОРОМ СЛОГЕ.

                                                  5-й урок

     ЗАПИШИТЕ СЛОВА, ОБОЗНАЧЬТЕ УДАРЕНИЕ И КОНТРОЛЬНУЮ БУКВУ, ВСПОМНИТЕ ЗАПОМИНАЛКУ.                                   ЛИСИЦА,  МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, КОРОВА, СОБАКА 

     ДОБАВЬТЕ К НИМ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА – ДЕЙСТВИЯ

                                                6-й урок

         ОБРАЗУЙТЕ ОТ ДАННЫХ СЛОВ РОДСТВЕНЫЕ, ЗАПИШИТЕ,  ВЫДЕЛИВ КОНТРОЛЬНЫЕ БУКВЫ И ОБЩУЮ ЧАСТЬ.  

                  ЛИСИЦА,  МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, КОРОВА, СОБАКА

                                                7-й урок

ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, СКОНСТРУИРУЙ ОТВЕТ

                           Е     И    Я    О    А

М.ДВЕДЬ    1     

С.БАКА       2                          

Л.СИЦА       3            

К.РОВА       4                          

ЗА.Ц            5                  

ПРИДУМАЙТЕ И ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВОМ, В КОТОРОМ ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВ.

                                                    8-й урок

     СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ ИЛИ ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ, ИЛИ «ЗАМЕНИ ГРУППУ СЛОВ ОДНИМ», ИЛИ ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ, ЗАПИШИ ОТГАДКУ

     После завершения знакомства со всеми группами слов ребята начинают работу над проектом «Словарик». Цель этой работы – исследовать слово со всех точек зрения науки о языке: орфографии, лексики, словообразования, синтаксиса, фразеологии. Каждый ученик выбирает слово и, работая со словарями, справочниками, текстами художественных произведений, составляют его характеристику по плану:

  1. ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВА И ЕГО НАПИСАНИЕ
  2. ОБЪЯСНЕНИЕ ОРФОГРАММ
  3. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
  4. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
  5. СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (СИНОНИМЫ)
  6. СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)
  7. РОДСТВЕНЫЕ СЛОВА
  8. СЛОВА – ПРИЗНАКИ
  9. СЛОВА – ДЕЙСТВИЯ
  10. СТРОКИ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  11. КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

В результате получается табличка – карточка (смотри образец).

       На последующих уроках закрепления все виды упражнений над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями можно проклассифицировать по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

       УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

  1. ВЫПИШИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ЕСТЬ МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ:

     .РБУЗ,  Б.РЕЗА, Г.РОХ, Д.РЕВНЯ, З.ВОД, КЛА., МАЛЬЧ.К, П.ТУХ, УЧ.НИК

  1. ВЫПИШИТЕ СЛОВА В ДВА СТОЛБИКА: В 1-Й – СО ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ, ВО 2-Й – С ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ

     АРБУЗ,ГОРОД, ГОРОХ, ЗАВОД,ЗАЯЦ,КАРАНДАШ,МОРОЗ, ПЕТУХ, СТАКАН

  1. ЗАПИШИТЕ СЛОВА, РАСПОЛАГАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ:

     ГОР.Д, .РБУЗ, УЧИТ.ЛЬ, Р.БОТА, .ЗЫК, П.НАЛ, Т.ТРАДЬ, П.СУДА, Б.РЕЗА.

  1. ЗАПИШИТЕ СЛОВА С Ь
  2. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ СЛОВ С УДАРЕНИЕМ НА 1-М СЛОГЕ, НА 2-М СЛОГЕ, НА 3-М СЛОГЕ.
  3. СЛОВА СПОКОЙНО ЖИЛИ В КНИЖКЕ,

      НО КНИЖКУ ВДРУГ ПОГРЫЗЛИ МЫШКИ.        

      ОТ СЛОВ НАЧАЛА ОТКУСИЛИ,

      ИЗ КНИЖКИ В НОРКУ УТАЩИЛИ: ..СУДА, ..РЕЗА, ..СКВА, ..НАЛ, .ЗЫК

  1. СОБЕРИ СЛОВО: ПУС,КА,ТА; РОЗ,МО; БО,РА,ТА; ЖУР, ДЕ, НЫЙ;ВОД,ЗА.
  2. РЕБУСЫ  

 40А                                   коро

         

РАБОТА НАД СОСТАВОМ СЛОВА

  1. ОТ СЛОВ БЕРЕЗА, МАЛЬЧИК, ПЕТУХ, МОЛОКО ОБРАЗУЙ РОДСТВЕнНЫЕ, УКАЖИ, ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО ОНИ ОБРАЗОВАНЫ
  2. ПОДБЕРИ СЛОВА К СХЕМАМ                    ,                ,
  3. ОТ СЛОВ БЕРЕЗА, КАПУСТА, ЛОПАТА, МАШИНА ОБРАЗУЙТЕ НОВЫЕ СЛОВА С СУФФИКСОМ –К-
  4. СОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ВСТАВИВ В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НУЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ:

        РЕБЯТА РАДОСТН.                        БЕРЕЗА КУДРЯВ.

        ДЕРЕВНЯ РОССИЙСК.                  МОЛОКО КИСЛ.

  1. ШАРАДА.

        СЛОВО ОДНОКОРЕННОЕ СО СЛОВОМ БЕРЕЗА; ПРИСТАВКА КАК В СЛОВЕ ПОДБЕЖАЛ;      СУФФИКС КАК В СЛОВЕ СНЕГОВИК. А В ЦЕЛОМ ЭТО СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

     ВОРОБЕЙ (КАКОЙ?)

     ПОСУДА (КАКАЯ?)

     МОЛОКО (КАКОЕ?)

  1. ВЫПИШИТЕ ИЗ СЛОВАРЯ СЛОВА В ТРИ СТОЛБИКА: ЖЕНСКОГО РОДА, МУЖСКОГО РОДА, СРЕДНЕГО РОДА.
  2. СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВСТАВЛЯЯ ИЗ СЛОВАРЯ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС КТО?

     … НА УХО НАСТУПИЛ.  СЛОВО – НЕ … , ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.

  1. ПОДБЕРИТЕ К ДАННЫМ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ:

                                 ВЕТЕР –

                                 МОРОЗ –

                                 ЗАВОД –

СИНТАКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. К СЛОВАМ ИЗ ЛЕВОГО СТОЛБИКА ПОДБЕРИТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА ИЗ ПРАВОГО СТОЛБИКА, СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

            БЕРЕЗА  …                В НЕБЕ

            ГОРОХ …                   В ШКОЛЕ

            ВОРОБЕЙ …             В ЛЕСУ

           УЧЕНИК …                  В ОГОРОДЕ

  1. ЗАМЕНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОДНИМ СЛОВОМ, СОСТАВЬТЕ С ЭТИМ СЛОВОМ СВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

     КОМНАТА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ

     МЕСТО РОЖДЕНИЯ

     ДЕРЕВО С БЕЛОЙ КОРОЙ

     МАЛЕНЬКИЙ НАСЕЛЕНЫЙ ПУНКТ

  1. СМОДЕЛИРУЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СХЕМЕ:

    КТО? ЧТОДЕЛАЮТ? КАК? ВО ЧТО? В КАКИЕ?

ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. ВЫПИШИТЕ ИЗ СЛОВАРЯ СЛОВА НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ:

     «ПТИЦЫ»,  «ОВОЩИ»,  «ОДЕЖДА» И ТД.

  1. НАЙДИ В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО:

     ГОРОХ, ЛОПАТА, КАПУСТА, МОРКОВЬ

     ПЕНАЛ, ТЕТРАДЬ, ТЕЛЕФОН, КАРАНДАШ

     ВОРОБЕЙ, ПЕТУХ, СОБАКА, СОРОКА

  1. К СЛОВАМ ВЕТЕР, МАШИНА, УЧЕНИК ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ.
  2. К СЛОВАМ ДЕВОЧКА, ХОРОШО, МОРОЗ ПОДБЕРИТЕ АНТОНИМЫ
  3. ПОДБЕРИТЕ СЛОВА, БОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЕ К ПРЕДЛОЖЕНИЯМ.

       ХОЛОДНЫЙ, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ, СИЛЬНЫЙ, БУЙНЫЙ, ЗАУНЫВНЫЙ, ВОЛЬНЫЙ

ОСЕНЬЮ ДУЕТ … ВЕТЕР. … ВЕТЕР ГУЛЯЕТ НА ПРОСТОРЕ. … ВЕТЕР

Вышеизложенные методические  приемы я использую в своей работе с 2003 года. На основе личного опыта хотелось бы отметить, что подобный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний делает процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым, поэтому и дает высокий результат обучения.

Птицы

1 урок

Введение новых слов.

  1. Зачеркните буквы, обозначающие повторяющиеся глухие согласные звуки,  и узнаете слово:

Ччсппоттрххоццкшша   (сорока)

  1. Зачеркните буквы, обозначающие звонкие согласные, и узнаете слово:

Лпментгбузнхд    (петух)

  1. Выяснение значений слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание новых слов орфографически.
  4. Запоминалки:

   Сорока                                          Петух

Сорок а                                           Петуха прозвали Петя,

                                                         Петь он любит на рассвете!

  1. Фонетический разбор слова петух.

2 урок

  1. Списывание слов петух, сорока, выделение контрольных букв.
  2. Фонетический разбор слова сорока
  3. Составление и запись предложений с данными словами.

3 урок

  1. Списывание слов  сорока, петух, выделение контрольных букв.
  2. Подбор подходящих по смыслу слов-признаков к данным словам.
  3. Введение новых слов:

Расшифруйте слова с помощью чисел    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

                                                                  о л е п в з и  д р  и  н    к   б   г    а

5 1 9 1 13 3 7        (воробей)

5 1 9 1 11 15         (ворона)

  1.  Выяснение значений

5) Выделение контрольных букв.

6) Чтение-проговаривание новых слов орфографически.

      7) Запоминалки:

           Бедный воробей слышал                           А вор-то не он,

           Всюду: вор он, бей!                                   Вор она –

                                                                              Ворона!

  1. Фонетический разбор слова ворона.

4 урок

  1. Списывание слов  сорока, петух, воробей, ворона, выделение контрольных букв.
  2. Подбор к данным словам родственных слов.
  3. Фонетический разбор слова воробей.

5 урок

  1. Списывание слов  сорока, петух, воробей, ворона, выделение контрольных букв.
  2. Добавление к данным словам подходящие слова-действия.
  3. Составление и запись предложения со словом, в котором все согласные звуки звонкие, твердые.

6 урок

Сконструируйте ответ:

                                         а   о    е    и    я

1  в.рона                               .

2  м.дведь                                    .

3 с.бака                                .

4  с.рока                              .

5  за.ц                                                     .

6  к.рова                             .

7  в.р.бей                            .

8 п.тух                                        .

9 л.сица                                            .

7 урок

Словарный диктант (слова на тему животные)

Растения

Урок 1

  1. Соберите рассыпанные буквы в два слова:

б о е с р и е н з а а

(осина, береза)

  1. Выяснение значений слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание новых слов орфографически.
  4. Запоминалки:

Осина                                                      Береза

У осины осы.                                         Береза белая.

  1. Фонетический разбор слова, в котором есть и звонкие, и глухие согласные.

Урок 2

  1. Списывание слов осина береза, выделение контрольных букв.
  2. Фонетический разбор слова береза.
  3. Введение нового слова. Разгадайте слово:

                                                                                                       (горох)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

  1. Составление предложения с новым словом.

Урок 3

  1. Спишите слова горох, береза, осина, добавляя подходящие по смыслу признаки.
  2. Знакомство с новыми словами. Соберите из букв два слова – названия овощей:

а к а р п у б с т у а з

(капуста, арбуз)

  1. Выяснение значения слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание слов орфографически.
  4. Запоминалки:

Арбуз                                                     Капуста

Арбуз сладкий,                                    Капусту любит

сахарный.                                             заяц.

  1. Фонетический разбор слова с парным согласным на конце.

Урок 4

  1. Спишите слова, выделите контрольные буквы: горох, осина, береза, капуста, арбуз. Образуйте от них родственные слова, отвечающие на вопрос какой?
  2. Какое слово спряталось в цепочке букв:

м у о у р у к у о у в у ь у          (морковь)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Морковь

Очень сочная морковь.

  1. Фонетический разбор нового слова.

Урок 5

  1. Спишите слова, обозначьте контрольные буквы: горох, осина, морковь, береза, капуста, арбуз.

Добавьте подходящие по смыслу слова-действия.

  1. Распространите получившиеся предложения.

Урок 6

  1. Спишите слова в  алфавитном порядке: горох, осина, морковь, береза, капуста, арбуз.
  2. Составьте предложение со словом, в котором букв больше, чем звуков.

Урок 7

  1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы: г.рох, .сина, м.рковь, б.реза, к.пуста, .рбуз.
  2. Составьте предложение со словом, в котором все согласные звонкие.

Урок 8

Словарный диктант.

Люди

Урок 1

  1. Знакомство с новыми словами:

1  2 3 4 5 6 7 8 9

ч н и л ь т к е у

9 1 8 2 3 7      (ученик)

  1. 1 3 6 8 4 5   (учитель) 
  1. Выяснение значения слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание слов орфографически.
  4. Запоминалки:

Учитель рассказал про                                     Ученик любит

         ель.                                                               учение.

  1. Фонетический разбор слова учитель.

Урок 2

  1. Списывание слов учитель, ученик, выделение контрольных букв.
  2. Составление предложений с данными словами.
  3. Знакомство с новым словом:

Оно спряталось в цепочке букв и и д п п е а а ж ш ш у м м р о о н к к ы л л й    (дежурный)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Дежурный

Ёж сдал дежурство

                 Ежу.

  1. Фонетический разбор слова дежурный.

Урок 3

  1. Спишите слова, выделите контрольные буквы, добавьте подходящие слова-признаки:

дежурный, ученик, учитель.

  1. Знакомство с новым словом.

1-й слог как в слове решето, 2-й – как в слове лубяной, 3-й -  как в слове котята. (ребята)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Ребята

Ребята на речке,

а Петя на печке.

  1. Составление предложения с новым словом.

Урок 4

  1. Спишите  слова, разделяя их для переноса: дежурный, ученик, учитель, ребята.
  2. Знакомство с новыми словами:

д м е а в л о ь ч ч к и а к

(девочка, мальчик)

  1. Выяснение значения слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание слов орфографически.
  4. Запоминалки:

Девочка                                             Мальчик

Девочка в платочке.                        Мальчик в штанишках.

  1. Фонетический разбор слова мальчик.

Урок 5

  1. Спишите слова, выделите контрольные буквы девочка, ученик, учитель, мальчик, ребята, дежурный.
  2. Разделите слова на слоги.

Урок 6

  1. Спишите слова, выделите контрольные буквы девочка, ученик, учитель, мальчик, ребята, дежурный.
  2. Образуйте от данных слов родственные.

Урок 7

Сконструируйте ответ:

                                    е   и    о    а

1 уч.ник                     .

2 дев.чка                                .

3 учит.ль                   .

4 р.бята                     .

5 мальч.к                        .

6 д.журный              .

Урок 8

Словарный диктант.

Адрес

1 урок

  1. Знакомство с новым словом: вычеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово

к т д х е с р п е ш в ф н ц я

(деревня)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Деревня

В деревне дома из дерева.

  1. Фонетический разбор слова.

Урок 2

  1. Подберите родственные слова к слову деревня и запишите их.
  2. Введение нового слова.

Догадайтесь, по какому признаку вычеркнуть буквы, чтобы прочитать новое слово:

с г о х ц т р ш о п к д ж

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Город

Город огромный.

  1. Фонетический разбор слова.
  2. Составление, запись и разбор предложения с новым словом.

Урок 3

  1. Спишите слова, разделяя их для переноса город, деревня.
  2. Введение новых слов

1-й слог в слове ромашка, 2-й слог в слове будили, 3-й слог в слове весна.

(Родина)

  1. 1-й слог в слове мостик, 2-й слог  - песня лягушки.

(Москва)

  1. Выяснение значения слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание слов орфографически.
  4. Запоминалки:

   М О С К В А

_М_М_М_М_М_

Родина

Наша Родина –

           Россия.

  1. Фонетический разбор слова Россия.

Урок 4

  1. Спишите слова, добавьте к ним слова-признаки:

Город, Родина, деревня, Москва, Россия.

  1. Со словом, которое «лишнее» в данном ряду, составьте предложение.

Урок 5

  1. Спишите слова город, Родина, деревня, Москва, Россия, образуйте от них родственные, отвечающие на вопрос какой?
  2. С одним из слов составьте предложение.

Урок 6

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:

С.рока, м.дведь, Р.ссия, Род.на, к.рова, дев.чка, уч.ник, М.сква, д.ревня, .сина, гор.д.

Урок 7

Словарный диктант

Школьные вещи

Урок 1

  1. Новое слово спряталось в цепочке букв. Разгадка по ключу СГ, СГС, СГС.

з л м н с к а в г п х р а н ч ж ш д а ш ц ч     (карандаш)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Карандаш

К А Р А Н Д А Ш

  1. Фонетический разбор слова.

 

Урок 2

  1. Сконструируйте ответ

                                  А    о    е     и

1 к.рандаш               .

2 .рбуз                      .

3 дев.чка                         .

4 Р.ссия                           .

5 уч.ник                                  .

6 учит.ль                                .

7 мальч.к                                      .

  1. Введение нового слова.

А э о п е у ы н а л ю я и

Ключ: сг, сгс

(пенал)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Пенал

Коробка для перьев – пенна.

  1. Составление предложения со словом пенал.

Урок 3

  1. Отгадайте загадки, напишите слова-отгадки с проговариванием:

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает. (карандаш)

Портфель у меня

Не велик и не мал  -

Лежит в нем задачник,

Дневник и …  (пенал)

  1. Знакомство с новыми словами.

Развернули дети голубые сети.

Но за партой, а не в речке,

Не на рыб, а на словечки.   (тетрадь)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.  (язык)

  1. Выяснение значения слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание слов орфографически.
  4. Запоминалки:

Тетрадь                                                                      Язык русский

Тетра – сложенный вчетверо.                              Я учу русский язык.

  1. Фонетический разбор слова язык.

Урок 4

  1. Подберите к словам родственные:

Тетрадь, пенал, русский, язык.

  1. Разгадайте новые слова:

м к е л б а е с л с ь

(мебель, класс)

  1. Выяснение значения слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание слов орфографически.
  4. Запоминалки:

Мебель                      класс

В классе мебель из ели.

  1. Фонетический разбор слова мебель.

Урок 5

  1. Спишите слова, подберите к ним подходящие по смыслу признаки

Мебель, русский язык, пенал, тетрадь, карандаш

Урок 6

 Сконструируйте ответ

                                 а    о   е   и   я

1 к.рандаш               .

2 п.нал                                .

3 т.традь                            .

4 меб.ль                             .

5 .зык                                            .

Урок 7

Словарный диктант.

Продукты, посуда

Урок 1

  1. Введение новых слов.

В цепочке букв два слова.

П с о а с х у а д р а

(посуда, сахар)

  1. Выяснение значения слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание слов орфографически.
  4. Запоминалки:

Посуда                                             сахар

Посуда на полке.                           Сахар сладкий.

  1. Фонетический разбор слова посуда

Урок 2

  1. Спиши слова посуда, сахар, подбери к ним родственные.
  2. Новое слово:

1-й слог как в слове мода, 2-й слог как в слове золото, 3-й слог как в слове далеко.

(молоко)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Молоко

Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

Мы оба эти слова напишем с буквой о.

  1. Составление и разбор предложения со словом молоко

Урок 3

  1. Спиши слова молоко, посуда, сахар, подбери подходящие слова-действия.
  2. Новые слова спрятались в цепочках букв:

С с т г г а ч ч р б б е н н л у у к в в а

(тарелка)

Л н м с т а б г в р ш ч к а н

Ключ:  с с г,            с г с

(стакан)

  1. Выяснение значения слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание слов орфографически.
  4. Запоминалки:

Тарелка                                               Стакан

Тарелка – тара для каши.               В стакане квас и чай.

  1. Фонетический разбор слова тарелка.

Урок 4

  1. Спиши слова, добавь подходящие слова-признаки: молоко, стакан, посуда, тарелка, сахар.
  2. Составление, запись, разбор предложения с одним из слов.

Урок 5

Спишите слова, образуйте родственные, отвечающие на вопрос что?

Стакан, посуда, молоко, тарелка, сахар.

Урок 6

        Вставьте пропущенные буквы: граненый ст.кан, новая п.суда, кислое м.л.ко, комковой сах.р, глубокая т.релка.

Урок 7   Словарный диктант.

Работа

Урок 1

  1. Новое слово узнаете, разгадав загадку:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.  (машина)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Машина

Машина чья? Машина.

  1. Фонетический разбор слова машина

Урок 2

  1. Спишите слово, подберите родственные: машина.
  2. Новое слово спряталось в цепочке букв

П х з ч а т к ш в с о д щ     (завод)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Завод

Завод на берегу заводи.

  1. Фонетический разбор слова завод

Урок 3

  1. Запишите одним словом с комментированием:

Стройное дерево с белой корой (берёза)

Её листья дрожат на ветру (осина)

Предприятие, где делают машины (завод)

Учащийся средней школы (ученик)

Ребёнок женского пола (девочка)

Зверёк с длинными ушами и коротким хвостом (заяц)

Коробочка для ручек и карандашей (пенал)

Место рождения (родина)

Небольшой населённый пункт (деревня)

  1. Новое слово

1-й слог как в слове лосёнок, 2-й слог как в слове копает, 3-й слог как в слове ребята.

(лопата)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Лопата

Лопата и лом – инструменты.

  1. Фонетический разбор слова лопата.

Урок 4

  1. Спишите слова, добавьте к ним слова-признаки: лопата, завод, машина.
  2. Новое слово:

1-й слог из слова радуга, 2-й слог из слова забота, 3-й слог из слова чернота.

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка: Рабочий закончил работу. Ура!
  5. Запись предложения со словом работа.

Урок 5

  1. К словам завод, машина, работа, лопата добавьте слова-действия.
  2. Новое слово узнаете, вставив пропущенные буквы:

Пету., молок., саха., зав.д, каранда., раб.та.  (хорошо)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Хорошо

Хор хороший у ребят.

Урок 6

         Спишите слова, составьте словосочетания:

        Завод, машина, лопата, работа, хорошо.

Урок 7   Вставьте пропущенные буквы:

З.вод, м.шина, л.пата, р.бота, х.р.шо.

Урок 8

Диктант.

Одежда и обувь

Урок 1

  1. Знакомство с новым словом:

1-й слог из слова ваши, 2-й слог из слова коленки, 3-й слог из слова кубики. (валенки)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Валенки

Валенки у Ленки.

  1. Составьте предложение со словом валенки, разберите по членам.

Урок 2

  1. Повторение слов. Игра «Ручеёк»
  2. Новое слово:

1-й слог из слова пальцы, 2-й слог из слова лето. (пальто)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Пальто

 У Павлика пальто.

  1. Фонетический разбор слова пальто.

Урок 3

  1. Запишите к словам валенки, пальто подходящие слова-признаки. Запишите предложения с данными словосочетаниями.
  2. Новые слова в цепочке букв:

К о т д е х т ж д ф с а ц    (одежда)

Ж ж с ш ш а р р п ю ю о л л г ч ч и  (сапоги)

  1. Выяснение значения слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание новых слов орфографически.
  4. Запоминалки:

Одежда                                      сапоги

У Оли модная одежда.           Пара сапог.

  1. Запишите предложение:    У Оли много одежды: юбочки, маечки, кофточки, брючные костюмы.

Какая орфограмма повторяется в словах? (чк, чн)

Урок 4

  1. Спишите слова, подберите родственные: валенки, сапоги, пальто, одежда.
  2. Новые слова:

В цепочке букв: б в п л а щ н и ю т о к ц (платок)

1-й слог из слова коньяк, 2-й слог из слова деньки.  (коньки)

  1. Выяснение значения слов.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание новых слов орфографически.
  4. Запоминалки:

Платок                              Коньки

В платок плачут.            Конь на коньках – вот концерт!

Урок 5

       Составь текст, используя слова: платок, пальто, валенки, сапоги, одежда, коньки.

Урок 6

       Вставь пропущенные буквы.

                                   а      о      е       и

1 п.льто                    .

2 к.ньки                            .

3 пл.ток                   .

4 вал.нки                                   .

5 с.поги                   .

6 .дежда                           .

7 р.бота                  .

Урок 7

Словарный диктант.

Погода

Урок 1

  1. Новое слово

В а е т у э е ы р о    (ветер)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Ветер

         Ветер треплет ветки деревьев.

  1. Фонетический разбор слова ветер

Урок 2

  1. К слову ветер подберите родственные слова.
  2. Новое слово.

П.левой, ги.кий, со.нце, з.водской, .расная пл.щадь.    (облако)

Убирайте каждый раз «лишнее» словотак, чтобы в конце осталось 1 слово

(площадь – о в сильной позиции

солнце – имя существительное

Красная – имя собственное

гибкий – парный согласный б

заводской – непроверяемый безударный гласный а

полевой – проверяемый безударный гласный о)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Облако

Облако плакало.

  1. Расскажите о слове облако, как о части речи.

Урок 3

  1. Спишите слова облако, ветер, подберите к ним подходящие прилагательные.
  2. Запишите предложение с одним словосочетанием.
  3. Новое слово в цепочке букв:

П к м о т р с х о ч з     (мороз)

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Мороз

На окошке       море роз

Их нарисовал  мороз

  1. Фонетический разбор слова мороз
  2. Урок 4
  1. Разгадайте ребусы, запишите слова-отгадки  (ветер, капель, мороз, холода, тепло, облака)

На какие группы можно разделить слова? (по числам, по родам, с безударными гласными – парными согласными, по количеству слогов)

А что их объединяет? (все – существительные, неодушевленные, с безударными гласными)

Это явления погоды.

  1. Выяснение значения слова.
  2. Выделение контрольных букв.
  3. Чтение-проговаривание нового слова орфографически.
  4. Запоминалка:

Погода

  1. Фонетический разбор слова погода

Урок 5

       Составьте текст, используя слова: погода, облако, мороз, ветер.

Урок 6

Вставьте пропущенные буквы, добавьте глаголы: п.года, обл.ко, м.роз, вет.р.

Урок 7     Словарный диктант.  

Литература

  1. Бакулина Г.А.    «Новый подход к словарно – орфографической работе на уроках русского языка», Начальная школа №3, 2000г.
  2. Золотых Н.А.  «Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка»,  Начальная школа №3, 2001г.
  3. Конкина Ю.А.  «Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка», Начальная школа №7, 2004г.
  4. Куропаткина Т.А. «Весёлый словарь», изд-во СамГПУ, Самара, 1999г.
  5. Савельева Л.В. «Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе», Начальная школа №7, 2002г.

рона

О :

Х : . :

Г .

Р : .

О : :

   ГОРОХ

П       Г        Д  А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением». Данная работа помогает лучше объяснить детям написание словарн...

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

Система работы по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися начальной школы

Основной задачей военно-патриотического воспитания младшего школьника я считаю формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны (изучение государственны...

Система работы учителя по теме "Диагностическое сопровождение учащихся начальной школы"

Основной педагогической идеей моего опыта является организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика обучающихся, как субъектов образовательного процесса через диагно...

Система работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе"

Материал содержит описание системы работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе", презентацию. В работе изложены основные положения личностно - ориентированного подхода в...

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе

Реферат  знакомит с методикой работы со словами с непроверяемыми написаниями, способом их запоминания и выявления вида памяти уч-ся....

Приемы и формы работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача ...