Конспект урока по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку 4 класс ОС "Школа 2100". Тема урока " Прямая речь.Из чего состоит предложение с прямой речью".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.odt29.12 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект урока по русскому языку 4 класс ОС «Школа 2100».

Тема урока: «Прямая речь.Из чего состоит предложение с прямой речью».

Конспект составила учитель Назарова Анна Алексеевна.

Этапы работы.

Содержание этапа.

Цель урока: введение понятия «прямая речь». Дать понятие о конструкции предложений с прямой речью А+П.Дать понятие о конструкции предложений с прямой речью А: «П».,показ роли таких предложений в речи.

Задачи урока:

Обучающие: ввести понятие «предложения с прямой речью»,формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью.

Развивающие:развивать умения пунктанционно оформлять такие предложения.

Воспитательные:воспитывать любовь к родному языку на примере сказок А.С.Пушкина.

1

Организационный момент.

Цель:мотивировать учащихся к работе на уроке,создать благоприятные условия для усвоения нового материала.

Ход урока:

Чем мы занимаемся на уроках русского языка? Для чего?(Ответы детей).

Сегодня мы продолжим эту работу.А делать это нужно с желанием.Улыбнитесь гостям и тихонько сядьте.

2

Актуализация знаний.

Цель:повторение знаний, необходимых для восприятия нового материала.

Методы:фронтальный и индивидуальный опрос учащихся.

Практическая самостоятельная работа по вариантам.

Цель:выявить уровень знаний учащихся,повторить пройденный материал,устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Методы:парная работа.

На доске:Лиса, на,следы, итрая, хвостом, снегу, заметает.

-Прочитайте.Что написано на доске?(Это слова).

-Какое задание можно выполнить с этими словами?(Составить предложение).

-Составьте предложение.Какое предложение у вас получилось?(Хитрая лиса заметает хвостом следы на снегу).

-Запишите получившееся предложение в тетрадь.

-Подчеркните главные члены предложения.

-Укажите над словами части речи.

-Дайте характеристику этому предложению.

(Работа ведется в тетрадях и у доски).

          Мы поработали с вами над простым предложением.

-Какие еще предложения вы знаете по наличию грамматических основ?(Сложные).

-Какое предложение называют сложным?( В котором две и более грамматические основы).

          Работа по карточкам.

-Перед вами карточка.На ней записаны предложения.

1в. выписывает только ПРОСТЫЕ предложения.

2в. Выписывает только СЛОЖНЫЕ предложения.

Подчеркните грамматическую основу.

Прошла сильная гроза.

Летят перелетные птицы.

Прошла гроза, и появилась радуга.

Ветер играет с листвой.

Снег растаял, показалась черная земля.

Мишка вымыл посуду,Маша сходила в магазин.

(Устная взаимопроверка результатов).

                 

3

Формулирование темы урока.

Цель:организовать познавательную деятельность учащихся,формировать умение определять на слух предложения с прямой речью,учить слушать учителя и вести диалог.

Методы:проблемно-диалогический,словесный, наглядный.

Фронтальная работа.

-Послушайте два предложения и скажите, чем они отличаются?

1)Я услышал, как мама сказала кому-то,что тайное всегда становится явным.

2)Я услышал,как мама сказала кому-то: «Тайное всегда становится явным».

-Как вы думаете,какое из этих предложений является предложением с прямой речью?

-Можем ли ответить на этот вопрос?Почему нет?

-К кому или чему обратимся за помощью?

-Откройте учебник на с.73.Прочитайте тему урока.Какие вопросы возникли?( 1)Что такое прямая речь? 2) Из чего состоит прямая речь?  3)Как записывается и оформляется прямая речь?).

4

Открытие нового знания.

Цель:в ходе практической работы и наблюдений познакомить с правилами оформления предложений с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

Методы:словесный диалог, моделирование(составление схемы).

Фронтальная работа.

Практическая работа.

Цель:дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.

Метод:наглядный.

-На  74 странице прочитайте определение.

-Что такое прямая речь?

-Что показывают слова автора?

-Из каких частей состоит предложение с прямой речью?(Из слов автора и прямой речи).

-Кто может выйти к доске и показать эти части?

-Как на письме оформляются предложения с прямой речью?(После слов автора стоит двоеточие, а прямая речь взята в кавычки).

-Как вы думаете,почему прямая речь заключается в кавычки?(Чтобы знать ее границы).

-О чем еще мы не сказали?(Можно схематически обозначить прямую речь).

У учителя заранее заготовлены схемы.Ученик у доски собирает схему предложения.

5

Первичное закрепление.

Цель:упражнение в нахождении предложений с прямой речью.

Метод:словесный.

Фронтальная работа.

Цель:научить находить в тексте слова автора и прямую речь.

Метод:практический.

Работа по учебнику страница 74, упражнение 84.

-Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

-Из какой сказки первый отрывок?(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучембогатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

ЗАДАНИЕ,Слова автора читает...

                 Прямую речь читает...

-Второй отрывок?(сказка о золотой рыбке).

ЗАДАНИЕ,Слова автора читает...

                    Прямую речь читает...

-Третий?(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

ЗАДАНИЕ.Слова автора читает...

                    Прямую речь читает...

-Как на письме выдлена прямая речь?(Кавычками).

6

Практическая самостоятельная работа(с проверкой по эталону).

Создание ситуации успеха.

Цель:выяснить уровень усвоения нового материала.

Метод:практический, наглядный.

Форма работы:разноуровневая индивидуальная( по карточкам) с последующей проверкой.

                       Самостоятельная работа.

-Перед вами карточки двух цветов.

Прочитайте на них задание и выберите для себя ту карточку, с которой вы сможете справиться самостоятельно.

Красная карточка.

Задание:поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1) И чайник шепнул утюгу

    Я дальше идти не могу.

2) И заплакали блюдца

    Не лучше ль вернуться?

Желтая карточка.

Задание: поставьте НЕДОСТАЮЩИЕ знаки препинания при оформлении прямой речи.

1) И сказала скалка:

   Мне Федору жалко.

2) И сказала чашка

    «Ах, она бедняжка!»

(Дети выполняют задание и сверяются с доской).

-Сверьтесь с доской.

-Подымите руку, кто правильно выполнил задание.

-Молодцы!

-А кто напомнит нам, из какого произведения эти строки и кто автор?(К.И.Чуковский «Федорино горе».

7

Итог урока.

Цель:подвести итог работы на уроке,выяснить уровень усвоения матриалаурока.

Методы:наглядный.

-Напомните мне тему нашего сегодняшнего урока.(Предложения с прямой речью).

-Что же такое прямая речь?

-Из чего состоит предложение с прямой речью?

-Как оформляется на письме?

-Прочитайте ключевые слова урока.Все ли они соответствуют теме нашего уроа?

Простое предложение.

Слова автора.

Прямая речь.

Однородные члены предложения.

Сложные предложения.

8

Рефлексия.

Цель:комфортное окончание урока.,учить осознанной оценке своей деятельности.

Методы:словесный, наглядный.

Закончи предложение.

Я положительно оцениваю...

Мне нужно обратить внимание...

Я хочу поблагодарить...

Мне было интересно...

Мне показалось важным...

-Спасибо за урок.

9

Домашнее задание.

Цель:закрепить знания, полученные на уроке.

с.74, правило наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....