Урок русского языка в 4 классе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Александрова Ольга Вячеславовна

Тема урока: "Обобщение по теме "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение по теме "Наречие"58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие»

Цели урока:

  1. обобщение и углубление знаний учащихся о наречиях, совершенствование умений применять полученные знания;
  2. самостоятельно отбирать материалы из разных источников и готовить на его основе выступления перед товарищами; умение выступать перед аудиторией;
  3. воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка.

1. Орг. момент.         Приветствие.

                                   Сегодняшний урок я хотела бы начать словами поэта                

                                    Луговского:

Запись на доске         «Относитесь к родному языку бережно и любовно.

                                    Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и

                                    Вам откроется мир безграничных радостей…»

2. Объявление            Конечно, нужно любить и беречь свой родной язык.    

темы урока.               А можно ли полюбить часть речи? Не правда ли, вопрос

                                   странный. Но эта часть речи с полным правом может о

                                   себе сказать: « Не обходится без меня ни диктант, ни

                                   рассказ, я помогаю охарактеризовать более точно и пред-

                                   мет, и действие, и признак.»

                                   - Что это за часть речи? (Наречие)

                                   - Верно. Более точно тему нашего урока вы сможете рас-

                                   шифровать.

                                   Апкремсекретыутпоскрюднаречийрол

3. Цели урока.          Молодцы! Мы будем повторять всё, что знаем о наречии.

Работа в тетрадях    Откройте тетради, запишите число.

                                   Из эпиграфа выпишите наречия (1 ученик у доски)

                                   Бережно, любовно, страстно

Табл. 1                       Итак, секрет 1. ЧТО такое наречие?

                                   Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы.

                                   КАК?, КУДА?ОТКУДА?, ГДЕ?

                                   И обозначает признак действия, признак предмета и при-

                                   знак другого признака.

  1. Но какая это часть речи? Я вам подскажу с помощью

отрывка из послания, которое отправил своей девушке

влюблённый юноша.

И однажды к тебе я приду

Навсегда, навсегдой, навсегду.

Я тебя за собой увлеку

Вдалеке, вдалекой, вдалеку.

Мы поселимся вместе с тобой

Наверху, наверхе, наверхой.

  1. Что же наделал этот юноша?
  2. Он изменял наречия.
  3. Какие наречия использовал юноша? Запишите.

Наверху, навсегда, вдалеке

Наречие – это неизменяемая часть речи, не имеет окончания.

Вы сказали, что наречие обозначает признак действия. Приведите примеры из эпиграфа к уроку.

- относитесь (как?) бережно и любовно,

любите (как?) страстно

Подберите свои примеры, где наречие обозначает признак признака,………..признак предмета………

Ф\минутка 1) Зарядка для глаз: Сели удобно, глаза влево,вправо,…..,……,……,….

Вниз, вверх, …., ….., ……

Кругом……..

2) Выполняем стоя: медленно шагом, быстрее, дружно,

Бегом, медленно, чуть быстрее, медленно. Садимся.

                                А теперь мы раскроем секрет 2. Способы образования  

                                наречий. И помогут нам выписанные слова.

                                - Как образованы наречия первой строки? (от качест –

                                венных прилагательных с помощью суффикса О)

                                Разбор по составу .

                                - Как образованы наречия второй строки?

Таблица 2             Итог: как же образуются наречия?

                                В старших классах вы узнаете о других способах образо-

                                вания наречий.

Р/р                           Как образованы эти наречия понять легко. Но как обра –

                                зованы такие наречия, как дотла, набекрень, испокон?

                                Их по праву можно назвать «живыми ископаемыми».

                                Они были образованы путём слияния предлога с сущест-

                                вительным.  (зелёные полоски )

 Работа в парах    дотла – до + тла, «тло» - дно

                                набекрень – на + бекрень, «бекрень» - бок

                                испокон – из + покон, «покон», древний обычай                            

                                Составьте устно словосочетания с этими наречиями.  

                               (сгореть дотла, шапка набекрень, испокон веков)

                                Всё это устойчивые словосочетания – фразеологизмы.

Запись на доске     растит, испокон века, книга, человека

                                Из данных слов составьте русскую пословицу.

1уч. у доски          Испокон века книга растит человека.

                               Синтаксический разбор предложения.

Таблица 3             Секрет 3 Какова роль наречий в предложении?

                                Поговорим о секрете 4. Правописание наречий.

                                У вас на партах лежат жёлтые и синие карточки с зада –

                                ниями. Работаем на карточках 1-2 мин. Взаимопроверка.

Таблица 4              Итог: Когда в наречии пишутся суффиксы О – А?

Рефлексия             Работа с блок – сигналом.

                                Заново, досыта, изредка, дословно (искл.), искоса, засвет –

                                ло, накрепко, снова, исправно (искл.), сначала.

                               - С каким ещё правилом написания наречий мы знакомы?

Таблица 5.             Написание Ь на конце наречий после шипящих.

                                Кроме: уж, замуж, невтерпёж.

                                Ф\ минутка – игра. Я читаю слова, если Ь нужен – вы

                                хлопаете в ладоши, если не нужен – поднимаем руки вверх

                                Прочь, настежь, сплошь, уж, вскачь, наотмашь, невтерпёж,

                                невмочь, навзничь, замуж.

Сам. работа          Чтобы вы и я смогли проверить, насколько хорошо усвоен

(см.приложение)   Материал по теме «Наречие», надо выполнить задание на

                                листочках. К обязательному выполнению всё, что напеча-

                                тано обычным шрифтом. На «5» - полностью.

                                Взаимопроверка. Подписать кто проверял

Заключение.         Писатель М. Горький сказал о наречиях: «Русский язык

                                необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу

                                речь точной, образной, выразительной.»

Р\р                          Вставьте подходящие по смыслу наречия.

Запись на доске.   Чтобы урок не прошёл ….., всем ученикам надо сидеть

                                …, слушать …., работать ….. Тогда всем: и учителю,

                                и одноклассникам будет ….,…..,…..

Д/з разноуровневое: на жёлтых – лёгкое: вспомнить и записать словарные слова - наречия. На зелёных – средний уровень: Найти в словаре о происхождении наречий:   навзничь, вдребезги, впросак, нечаянно, начеку.

На красных – трудное: Сочинить сказку или рассказ о частях речи или о наречии. 

Спасибо за урок!

                           

Вариант 1

Выполнил:__________________________________

1) От всех ли предложенных прилагательных можно образовать наречия? Запиши получившиеся у тебя наречия.

близкий

 

холодный

капустный

страшный

липовый

приятный

земляничный

2) Допиши суффиксы наречий.

   Слев…, начист…, издавн…, задолг…, досыт…,

( насух…, слегк…, затемн…, дословно…)

3) Вставь, если необходимо, Ь.

Умчаться вскач…, давно уж… пришёл, становится невмоч…, выйти замуж…, растёт сплош…, бьёт наотмаш…, было невтерпёж…  

4*) Нужно ли заменить наречия? Если да, то как?

Жутко____________________нравится,

Крепко___________________ушибся,

Молчаливо________________сидели,

Сильно___________________улучшилась

Проверил:______________________________________

_ _ _ _ _ _ _ _ _  __ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Вариант 2

Выполнил:______________________________________

1) От всех ли предложенных прилагательных можно образовать наречия? Запиши получившиеся у тебя наречия.

жаркий

аккуратный

берёзовый

сладкий

морозный

тёмный

картофельный

2) Допиши суффиксы наречий.

Накрепк…, затемн…, дочист…, слегк…, насух…, (вправ…, добел…, сначал…, испрвн…)

3) Вставь, если необходимо, Ь.

Упал навзнич…, отворить натеж…, ждать невтерпёж…, забыл напроч…, уйти проч…, вышла замуж…, терпеть невмоч…

4*) Нужно ли заменить наречия? Если да, то как?

Жутко____________________нравится,

Крепко___________________ушибся,

Молчаливо________________сидели,

Сильно___________________улучшилась

Проверил:___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...