«Структура повествовательного текста. Подробное изложение по рассказу Б.Зубкова «Собака-спасатель».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4-м  классе. Структура повествовательного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie_po_rasskazu_zubkova_sobaka-spasatel_moy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:     «Структура повествовательного текста. Подробное изложение    

                 по рассказу  Б.Зубкова «Собака-спасатель».

Цели:

  1. формирование умений определять тему и основную мысль текста;
  2. формирование умений делить
  3. формирование представлений о структуре повествовательного текста ( начало, основная часть, конец действия).

Задачи:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. извлечение необходимой, существенной информации из прослушанного текста-повествования, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в диалоге, умение аргументировать свою точку зрения, умение создавать речевые высказывания (в устной и письменной форме);
  3. развитие речи, мышления, воображения;
  4. умение выбирать средства языка, пользоваться словарём;
  5. умение подробно излагать текст на бумаге с учетом типа, жанра, стиля текста
  6. освоение  лексических и орфографических знаний;
  7. пробуждение познавательного интереса к родному языку, желание совершенствовать свою речь;
  8. расширение кругозора, формирование читательских интересов.

Ход урока

     I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

а) Ребята, слышали ли вы случаи, когда животные спасают жизнь человеку? Об одном таком случае мы сегодня будем писать изложение.
Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова «изложение»?
Какие учебные задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? 
(Запомнить текст, определить его тему и основную мысль; составить план текста; по нему грамотно записать текст.)
Работать мы сегодня будем группами. – Вспомним правила работы в группах… 
(Ребята перечисляют):

  1. Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку).
  2. Быть внимательным и активным.
  3. Быть терпимым к мнению друга.
  4. Не перебивать говорящего, уметь слушать товарища.

б) Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

    Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические раскладывал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака.

     Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски и кинулась в дверь.

     Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.  

    Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочь.

в)  Хорош русский лес. Ты видел клен? У клена широкие листья, ствол гладкий и чистый. Растет клен рядом с березой и осиной. Луч солнца освещает его верхушку. Веселый зеленый клен любит яркий свет.

    Красивые клены люди стараются сажать в городских парках! Эти деревья украшают дороги и берега прудов. Далеко летят крылатые семена клена. Ветер их несет по полям и лугам. Найдет семя удобное место, и вырастет молодой тоненький кленок.

         II. Беседа.

- К какому типу текста отнесете услышанные рассказы? Докажите.

( Первый рассказ -  модель текста повествования. В этом тексте описываются события. Второй – модель текста описания. Здесь рассказываются признаки, присущие тому или ионному предмету речи.).

- Какие части включают в себя текст повествования?

(  части: начало действия, его развитие, завершение действия.)

- Что включает первая часть?  ( указание на героев рассказа, место или время действия)

- Что включает вторая часть? ( Развитие событий. Здесь происходит смена времени, героев, места действия).

- Что включает третья часть? ( Сообщение о развязке, завершения действия).

      III. Определение темы и основной мысли. Анализ языка текста.

- О чем этот рассказ? ( Как собака спасла геолога и его дочку во время землетрясения).

- Что мы определили? ( Тему).

- Что главное в этом рассказе? (Внимание к поведению животных может спасти жизнь).

- Что мы определили? ( Основную мысль).

- Придумайте заголовок к этому тексту. ( Спасение, Настоящий друг…).

- Что вы отразили в заголовке: тему или основную мысль? ( Основную мысль).

- Когда происходило действие? ( Поздно вечером).

- Что делал геолог? ( Рассматривал геологические карты).

- Как вела себя собака? (Дремала).

- Как вы понимаете это слово?

- Что произошло дальше?

- Как изменилось поведение собаки? Прочитайте.

- Почему геолог схватился за ружье?

- Какие чувства к собаке испытывает этот рассказ?

      IV. Наблюдение над композицией повествовательного текста. Выбор    

             опорных слов.

- Сколько частей в рассказе? Докажите.

- Прочитайте вводную часть. Выберите опорные слова. ( Поведение животных).

- Прочитайте основную часть.

- Сколько маленьких частей выделено в ней? (Три).

- Выберите опорные слова для части, в которой описывается начало действия (геолог сидел за столом, девочка спала в коляске, собака дремала).

- Какой самый напряженный момент в рассказе? Прочитайте.

- Какое слово объединяет эти две части? (Вдруг).

- Найдите опорные слова. ( Собака рванулась с места, схватила девочку, выхватила из коляски, кинулась в дверь).

- Что в третьей мини-части? (Конец действия)

 - Найдите в тексте опорные слова, которые вам помогут при изложении текста. (Много подсказать, поведение, рассматривал геологические карты, дремала, вдруг рванулась, схватила, выхватила, кинулась, собака взбесилась, землетрясение.) (Слова записывают на доске.)

– Что заметили? (В основном это глаголы, которые помогут вспомнить последовательность действий.)

- Прочитайте заключительную часть.

- Чем  является последнее  предложение? ( Основной мыслью).

- Назовите опорные слова. ( Спасла хозяина и дочку).

Вывод:

Схема текста повествования.

  1. Начало действия
  2. Развитие действия
  3. Конец действия.

V. Орфографическая подготовка.

У детей забирается предыдущий текст и раздается новый, с пропущенными орфограммами, где дети заполняют коллективно пропуски.)

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические Ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку.

(По Б. Зубкову)

– На какие орфограммы были пропуски? (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые; сочетания чк, чн; жи, ши; парные согласные на конце слова; непроизносимые согласные; написание предлогов и приставок; запятые в предложениях с однородными членами.)

VI. Повторенное чтение.

VII. Запись текста.

– Ребята, сейчас вы между собой должны распределиться, кто какую часть текста будет пересказывать, участники группы внимательно слушают своего товарища и исправляют его недочеты (если они будут). Затем вы запишете каждый свою часть изложения на черновиках. А потом все части соедините и проверите сообща грамотность написания изложения. Только после этого вы аккуратно перепишите текст в тетрадь.

- Как при письме выделять части?

- Подумайте, какими словами свяжите части?

VIII. Проверка изложения.

Группы зачитывают свои тексты. Дети оценивают результат.

IX. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

– Какой этап урока у вас вызвал трудности?

- Какую роль выполняет каждая часть в тексте?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"

Данный урок проводится в 3 классе с целью  продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...

Тема: Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

Конспект урока развития речи в 4 классе по учебнику Канакиной.Подробное изложение повествовательного деформированного текста....

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...

презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" Подробное изложение повествовательного текста "Горностай"

Презентация к уроку русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по программе УМК "Школа России" 3 класс...

Тема: Подробное изложение повествовательного текста. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...

Конспект урока: «Подробное изложение повествовательного текста»

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...

Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам

Русский язык в начальной школе»:      урок  с учетом требований ФГОС НОО;Разработка плана работы над изложением...