Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Данный урок проводится в 3 классе с целью  продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;

писать изложения по составленному плану;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по фонетике, грамматике, правописанию.

Тема: подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух»

Цель: 1) Продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст; писать изложения по составленному плану;

2) Развивать орфографическую зоркость учащихся;

3) Воспитывать интерес к языку, бережное отношение к природе, любви к ней;

Оборудование: карточки со словами, изображение подсолнуха и солнца;

Ход урока:

  1. Организация класса на работу.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы с вами продолжим учиться писать изложения.

2. Подготовка учащихся к восприятию текста.

А) – Ребята, отгадайте загадки:

Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... Солнце

Золотое решето
Чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков,
Столько беленьких жильцов… Подсолнух

- Что это?

- Почему вы так решили?

- Ребята, а что вы знаете про подсолнух?

- Как он выглядит? Что напоминает?

- А для чего нам нужно солнце?

- Ребята, посмотрите на изображения. Что вы можете сказать? Наш подсолнух похож на солнце?

- Ребята, подсолнух называют «маленьким солнцем». Он радует нас своим видом, когда мы не видим солнце. А какие вкусные семечки у него. Вы ели семечки подсолнуха? Вам понравилось?

Б) Установка на прослушивание текста.

- Прослушайте текст. Закройте глаза и представьте себе эту картину.

В) Установка на прочтение.

- Прочитайте текст, который лежит перед вами.

3. Восприятие текста учащимися. (Чтение текста учителем)

Подсолнух.

В далекие времена Солнце было у людей божеством. Ему поклонялись, его восхваляли.

Каждый вечер в час заката люди смотрели на уходящее за край Земли Солнце и просили, чтобы оно появилось завтра и принесло с собой тепло и свет. Лишь один юноша, глядя на него, не произносил ни единого слова.

И однажды Солнце спросило этого юношу:

- Почему ты молчишь, почему ты нем как рыба?

- Когда я любуюсь на твой закат, у меня пропадает дар речи, - ответил юноша.

- Но ты хотел бы о чем-то попросить меня?

- Сделай так, чтобы я смог все время смотреть на тебя. Даже днем, когда ты ярко сияешь.

- Хорошо, пусть будет так,- сказало Солнце и скрылось на краю Земли.

А на следующий день, когда оно взошло вновь, юноша убедился, что может смотреть на Солнце без боли в глазах.

- Ты доволен?- спросило оно у юноши.- Может, ты хочешь чего-то еще?

- Хочу быть похожим на тебя,- дерзко ответил он.

- Я сделаю и это. Но люди не могут походить на Солнце.

И оно превратило юношу в цветок, украшенный венцом золотых лепестков.

- Когда тебе надоест быть цветком, ты отвернись от меня. Я вновь превращу тебя в человека, - сказало Солнце.

(Г. Гранова, О. Тихомиров)

4. Анализ текста.

- О ком говорится в тексте?

- Кем было Солнце для людей? Что делали люди?

- О ком еще говорится в тексте?

- Что хотел юноша?

- Его желание исполнились?

- Кем он стал?

5. Составление плана.

А) Повторное чтение учителем.

- Разделите текст.

Б) Определение границ каждой части.

- Ребята, подумайте, на сколько частей можно разделить этот текст?
- Определите границы каждой из частей.

- Что у вас получилось?

- На сколько частей вы разделили?

- Почему?

- Составим план, по которому вам будет легче писать изложение.

- О чем говорится в первой части?

- Как можно было бы ее озаглавить?

- О чем говорится во второй части?

- Как озаглавим?

- В третьей? Как озаглавите?

- В четвертой? Как озаглавите? Почему так?

- О чем говорится в пятой части? Как озаглавим?

- А теперь откроем свои тетради, запишем число, посередине пишем изложение, строчкой ниже заглавие «Подсолнух».

6. Языковая подготовка.

А) Запись опорных слов.

План.

1. Солнце- божество.

Было божеством; люди смотрели и просили; появилось и принесло; юноша не произносил ни единого слова;

2. Разговор Солнца и юноши.

Солнце спросило юношу; нем как рыба;

3. Первая просьба юноши.

Хотел попросить; ярко сияет;

4. Вторая просьба юноши.

На следующий день; юноша убедился; без боли в глазах; похожим на Солнце;

5. Юноша, превращается в цветок.

Солнце превратило; цветок, украшенный венцом золотых лепестков.

- Прочтем нашу первую часть.

- Кем было Солнце для людей?

- Что делали люди по отношению к Солнцу? Смотрите по тексту.

- А что делал юноша?

- Прочтем вторую часть.

- Что сделало Солнце в это части? Что сказало про юношу, с кем сравнило?

- Правильно.

- Что хотел сделать юноша в третьей части?

- Как сияет Солнце?

- Когда появилось Солнце в четвертой части?

- Что сделал юноша? Как он мог смотреть на Солнце?

- Что еще он попросил у Солнца?

- Что сделало Солнце с юношей в пятой части?

- Кем стал юноша? Как стал выглядеть?

- А теперь перескажем текст по нашему плану и опорным словам.

- Захар, начинай.

Б) Работа над речевыми особенностями.

- Ребята, а вы знаете что обозначает понятие божество?

Божество - Предмет обожания, преклонения;

- А как вы понимаете «украшенный венцом»?

- Ребята, а вы знаете, что такое диалог?

- Так вот в изложении диалог не пишется. Вы его заменяете на повествовательное предложение.

В) Орфографическая работа.

Г) Пунктуационная работа.

- Ребята, в тексте много однородных членов предложения. Найдем их.

- Какой частью речи являются однородные члены предложения во 2 предложении, в 3?

- Ребята, в 4 предложении «глядя на него» обособляется, т.к. это деепричастие, новое для вас правило, которые вы изучите позже.

- В последнем предложении после слова «цветок», также ставится запятая, это причастный оборот, об этом правиле вы также узнаете позже.

7. Установка на письменный пересказ.

- Каждая часть должна быть написана с красной строки.

- Сколько частей в тексте мы выделили?

- Сколько красных строк будет?

8. Запись изложения.

Учащиеся самостоятельно пишут изложение.

9. Самопроверка.

- Проверьте свои изложения, написание слов, наличие абзацев.

- Сдаем тетради.

Было божество

Ярко сияет

Люди смотрели и просили

Нем как рыба

Появилось и принесло

Солнце спросило юношу

Юноша не произносил

ни единого слова

Хотел попросить

Юноша убедился

На следующий день

Похожим на Солнце

Без боли в глазах

Солнце превратило

Цветок, украшенный венцом золотых лепестков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку(2 класс).Обучающее изложение "Оляпка".

Обучающее изложение во 2 классе по вопросам. Презентация содержит словарную работу, орфографическую подготовку, вопросы по содкржанию текста. Данный ресурс полностью готов к уроку русского языка по пр...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Изложение "Медвежонок"с творческим заданием.

Описан подробный ход урока по написанию изложения с творческим заданием.Имеется презентация....

Конспект урока по русскому языку по теме "Обучающее изложение "Первая газета"

Цель: развитие умений устной и письменной речи (умение пересказывать текст, оформлять его в соответствии с правилами орфографии и пунктуации)...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Дата: 04.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...