Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Изложение "Медвежонок"с творческим заданием.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Хамцова Наталья Николаевна

Описан подробный ход урока по написанию изложения с творческим заданием.Имеется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект18.15 КБ
Файл Презентация541.46 КБ

Предварительный просмотр:

конспект  

урока       по

русскому   языку

4 класс

Апрель,   2013  год.

Учитель: Хамцова   Наталья

                  Николаевна

 Изложение «Медвежонок» с творческим заданием.

Цель. Формирование навыка письменной речи.

Задачи. Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану.

               Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.

               Развитие орфографической зоркости.

               Обогащение словарного запаса учащихся.

               Воспитание любви к животным.

Оборудование: карточки с напечатанным текстом, интерактивная доска,  карточки со смайликами.

                            Ход  урока.

1.Орг.  момент.

2.Актуализация знаний.

А).-Послушайте стихотворение  «Сильное кино». (читает 1 ученик)

                            И вот он начал свой рассказ:

                           -Они ползут, а он им - раз!

                            А тут как раз она ползла,

                             А он как даст ему со зла!

                             Они ей – раз!

                            Она им – раз!

                            Но тут как раз её он спас…

-Всё ли вам понятно? Почему?

У.  –В жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Чтобы рассказывать интересно и понятно, нужно уметь составлять рассказ  и уметь передавать чужую речь.

-Сегодня мы продолжим работу с текстом о животных. Будем учиться составлять план и пересказывать  по нему, разберём трудные слова и напишем изложение.

Б). Загадка.

У. –Мир животных удивителен, замечателен и многообразен. Детёныши часто неуклюжи и забавны, иногда смешны и трогательны.

-Отгадайте загадку.

                                Вперевалку зверь идёт

                                По малину и по мёд.

                                Любит сладкое он очень.

                                А когда приходит осень,

                                Лезет в яму до весны,

                                Где он спит и видит сны.

                                              (слайд 1- медведь)

-Знаете ли вы?     (слайд  2 )

-Как вы думаете, кто  будет героями текста? Герои нашего текста- медведи.

3. Чтение текста  учителем.

-Послушайте текст, который я вам приготовила.

          Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок  родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!

4.Первичный анализ содержания текста.

- О ком говорится в тексте?

-Когда у медведицы появился малыш?

-Каким он родился?

- Почему ему нельзя было выходить из берлоги?

-Что изменилось в природе с приходом весны?

-Как подрастал медвежонок?

-Удобным ли было жилище медведей?

-Когда медведи вышли из берлоги?

-Как можно озаглавить этот рассказ?

   (более удачный- на доске)

5. Самостоятельное чтение рассказа детьми. Работа в парах- деление на абзацы. Озаглавливание.

- У каждого из вас на столах лежат карточки с записанным текстом.

-Прочитайте его. А потом , работая в парах, разделите на абзацы.

-Найдите и прочитайте  1  абзац.

-Найдите слова, которые подсказывают, о чём  в нём говорится.

-Как бы вы его озаглавили?

-Найдите  2 абзац.

-Какие слова подсказывают, о чём в нём говорится?

-Какой заголовок можно к нему подобрать?

(такая же работа проводится с 3 и 4 абзацами)

                                                            ПЛАН.

  1. Рождение медвежонка.
  2. Наступление весны.
  3. В берлоге.
  4. На воле.

  ( слайд 3 с планом   на доске)

-Вот мы  и составили план.

-В каком времени стоят глаголы? (в пр.  вр.)

-Подтвердите свой ответ глаголами из текста.

-Что знаете о глаголах пр. времени?

-Вы должны помнить, что при написании изложения все глаголы должны стоять в пр.  времени.

6.Ф/м. –А сейчас отдохнём. (Пальцы взамок, руки вперёд…, потянулись, руки на пояс, наклонились влево, вправо, сели…)

7.Орфографическая подготовка. ( слайд 4)

- Теперь проведём орфографическую подготовку.

А).- После текста на карточках записаны слова с пропущенными буквами.

- Посмотрите и скажите, какая орфограмма в них?

-Как проверить безударную гласную в корне слова? ( Дети подбирают проверочные слова и вставляют безударную гласную на карточках.)

тр_щали                                                         ж_лище

по_вился                                                       л_жал

р_дился                                                         поб_жали

освоб_дились                                              руч_йки

вых_дить                                                      в_сенним

осм_трел                                                      пр_лес_ный

(обращаю внимание на  удвоенную согласную в слове весенним и непроизносимую  в слове прелестный)

Б).- В тексте много слов  с безударной гласной не только в корне, но и в приставке.

-Вспомните, как пишутся приставки со словами?

-Какие бывают приставки?

-Найдите в тексте слова с приставкой  по-, о-.

В). Трудные слова.

-Обратите внимание на то, что в тексте есть трудные слова. Вы их будете использовать при написании изложения.

-Прочитаем их хором с доски по слогам.

      МЕДВЕЖОНОК              НЕЛЬЗЯ               ОСВОБОДИЛАСЬ

      ТАЯТЬ                           ПОДРОС                ЗАМЕТНО

      МАТЬ-МЕДВЕДИЦА                         ОДНАЖДЫ

Г). –Мы  поработали  над различными орфограммами, а сейчас проведём лексическую подготовку.

-Что  такое  ЛЕКСИКА? (Это совокупность слов или словарный запас языка.)

(УСТНО) –Подберите  СИНОНИМЫ к некоторым словам.

- Что такое  СИНОНИМЫ?

        Воля, …                       (свобода)

        Везде, …                     (всюду)

        Жилище,…                 ( дом, берлога)

-Подберите  антоним к слову  

ПРОСТОРНЫЙ-……..( тесный)

-Что такое  АНТОНИМЫ?

Д). –В тексте автор использует один из  художественных приёмов.

- Как вы понимаете такое выражение   « ТРЕЩАЛИ МОРОЗЫ»?

-Зачем автор употребил такое выражение? (Чтобы показать суровость зимы, силу мороза.)

-Что значит  «ПОБЕЖАЛИ РУЧЕЙКИ»? (Солнце так грело, что снег  растаял, потекла вода- переносное значение.)

-Как называется такой  художественный приём, когда неживому предмету наделены признаки живого предмета?  ( ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

-Что это такое? ( Перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый.)

Е).- Иногда при написании изложения мы используем такой приём . как  ПЕРИФРАЗ.

- Что это такое? ( Это замена выражения другим выражением, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.)

- Найдите на карточках последний абзац. (Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги.

Как хорошо было на воле!)

-Как можно эти предложения заменить другой фразой? (Как-то раз весенним утром семья косолапых вышла из жилища. Замечательно, прекрасно было на свободе!)

8. Ф/м  для глаз. ( Слайд 5)

9. Повторное чтение и пересказ текста. (вслух читает 1 ученик)

-Сейчас последний раз перечитаем рассказ.

-Представьте себе нарисованную картину по тексту.

-Перескажите по плану.

10. Написание изложения с творческим заданием.

-Вам надо написать текст, но с творческим заданием. Его надо продолжить 2-3 предложениями. Для этого надо придумать, какой бы забавный случай мог произойти с медвежонком. Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь ко мне. (План и опорные слова остаются на доске и на экране.)

11.Самопроверка.(Исправить ошибки простым карандашом.)

12. Зачитывание изложений.

-Какой рассказ вам понравился больше?

-Более подробный анализ ваших  изложений я сделаю на следующем уроке.

13.Итог урока.

-Поведём итог нашему уроку.

-Чему мы учились сегодня на уроке?

-Что понравилось больше всего?

-Над чем надо ещё поработать?

14.Рефлексия. (На столах карточки со словами :  

                                                                                          ).

-Сами оцените свою учебную деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Загадка Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. Ответ: Медведь Знаете ли вы? Медведь – представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. Зимой медведь впадает в спячку. Прежде чем залечь, зверь путает следы. Медвежата у самок рождаются в берлоге во время зимнего чуткого сна, который обычно длится с ноября по апрель.

Слайд 3

План 1. Рождение медвежонка . 2. Наступление весны . 3. В берлоге . 4. На воле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....